Государственный бюджет Украины на 2014 год, принятый Верховной Радой (пусть и по неоднозначно воспринятой в обществе процедуре) и подписанный в пятницу Президентом Виктором Януковичем, добавил каплю меда в бочку дегтя, с которой легко ассоциировать сегодня ситуацию в стране. Но вот что сказал «Дню» один очень известный финансист, у которого есть, однако, причины прикрывать «забрало», излагая свою позицию: «Номинальные показатели бюджета 2014 года больше, чем показатели 2013-го. Инфляция же будет в лучшем случае на уровне 5-6%, а если продолжится политика удержания курса гривны, то, как и в этом году, будет дефляция. При этом прогноз доходов бюджета больше, чем 10%. Это говорит о том, что экономического роста не будет. И мне все понятно: снова будем жить в долг. Нужно менять политику, тогда что-то у нас будет. Нынешняя полностью ориентирована на сдерживание экономического роста и не создает для него стимулов». Как видим, в финансовой сфере краткость — свидетельство высокого профессионализма.
Впрочем, политика, как известно, искусство возможного, и, следовательно, требует глубокого причинно-следственного расчета и анализа, учета множества рисков, возникающих в современном глобализованном мире. Занимается ли этим наше правительство, сочиняя те или иные планы для страны?
«Вопрос о том, что нам следует ослабить курс гривны, ускорять инфляцию — это общее место любой макроэкономической дискуссии, — отмечает заместитель директора департамента Минэкономразвития и торговли Евгений Олейников, — Эти тезисы мы слышим каждый раз». «Но любая сложная задача имеет слишком простое, а поэтому неправильное решение, — продолжает эксперт, — В данном случае мы должны все же исследовать, как ослабление гривны скажется на экономической активности в нашей стране, изучить опыт других стран. И получается, что такие советы эффективны в экспортоориентированных экономиках, изготавливающих товары с высокой добавленной стоимостью. С последним у нас, к сожалению, не сложилось».
«Если гривна ослаблена, то затраты производителя внутри страны должны бы остаться на том же уровне, а доходы от экспорта в валюте — вырасти. И это вроде бы стимулирует экономическую активность, — идет от противного чиновник, — Но этот вывод не для Украины. Наша промышленность и сельское хозяйство сегодня очень зависят от импорта, как энергоносителей, так и средств производства, оборудования, различной техники, удобрений. Если мы ослабим гривну, то адекватно росту доходов вырастут и затраты на импорт в иностранной валюте. Так что надеяться на простое неправильное решение нам не стоит».
Олейников приводит два примера из новейшей истории Украины, когда такое решение сработало и когда не дало результатов. В 1998-1999 годах страна была готова к резкому росту производства, но ей не хватало толчка. Им стало ослабление гривны. Но тогда подавляющая часть расходов производилась внутри страны, и мы получили экономический рост в следующие годы. Негативный пример — 2008 год, когда одномоментно ослабили национальную валюту почти вдвое.
«И получили небывалый экономический спад, — констатирует экономист: — То же самое относится и к инфляции. Потому что в Украине она работает не совсем так, как в развитых экономиках, где является фактором экономического роста, постоянно находясь на низком уровне и как бы самоконтролируясь. Там производитель увеличивает производство, если понимает, что благодаря действиям правительства будет расти спрос. У нас производитель при таких обстоятельствах, во всяком случае, до нашего вступления в ВТО, не наращивал производство, а поднимал цену. Сегодня инфляция будет работать на рост импорта...» «Поэтому никто не будет делать резких шагов в ту или иную сторону, — обещает Олейников, — И не потому, что правительство не понимает их эффективности, а потому, что просчитывает все возможные последствия».
Эксперт полагает, что заложенный в бюджет-2014 рост ВВП в 3% может выглядеть оптимистическим (реализовать его будет сложно, но возможно) при трех условиях: если будет рост экономики в Еврозоне, если Россия не будет препятствовать во взаимной торговле и если будут выполняться договоренности Украины с Китаем... И еще, по мнению Олейникова, большое влияние на макропоказатели будет иметь ситуация внутри страны...
Социолог, учредитель компании Research & Branding Group Евгений Копатько также считает, что в экономическую жизнь Украины продолжает вмешиваться политика. «Вследствие этого мы получили колоссальные риски, — говорит он, — Пока есть Майдан, пока мы не решим политический кризис, с нами будет очень сложно разговаривать. Стране, у которой такие политические и социальные риски, — отмечает эксперт, — очень сложно быть прогнозируемым партнером. Это — очевидно. Наша элита должна любой ценой договориться. Страна впервые за все годы независимости не то что затрещала — заскрипела. Люди стали говорить даже о балканском сценарии... Элита должна понять, что улицу в эти вещи вмешивать нельзя, и сесть за стол переговоров». «А пока политика доминирует над экономикой в нашей стране», — констатирует Копатько.
Ссылаясь на прогноз банка Морган Стэнли о росте ВВП Украины в 2014 году (он в полтора раза ниже, чем в бюджете Украины) предсказывает, что рост экономики в стране будет связан в основном с потребительскими расходами, которые зависят главным образом от роста расходов государства. «У нас экономический рост в 2014 году будет иметь ярко выраженный долговой характер, — предполагает Крамаренко и добавляет: -Это будет экономический рост взаймы у 2015, 2016 и, возможно, 2017 года. Это ужасно, потому что в долг нам будут давать с частотой примерно раз в квартал, и решения наших кредиторов могут сильно меняться не только в зависимости от поведения украинского правительства, но и от настроения самих кредиторов».
А самая большая проблема и задача, по мнению этого участника дискуссии, состоит в том, чтобы конвертировать долговой рост в рост здоровый, основываюшийся на внутренних ресурсах экономики. «Для этого власть должна проявить договороспособность с народом и с бизнесом, — как бы приближается к мнению Копатько редактор «Денег», — Она должна признать, что ситуация в фискальной сфере, в сферах экономических и личных свобод очень близка к тому, что можно назвать хунтой». Принятые одновременно с бюджетом законы, как считает Крамаренко, очень сильно сужают политические, а также экономические свободы граждан.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко с тезисом о долговом росте не согласен. По его мнению, экономика Украины будет расти не за счет долгов, а за счет налогов. И все из-за того, что бюджет по традиции верстается неправильно: сначала определяются расходы, а потом под них подгоняется доходная часть, то есть налоги. А расходы ежегодно растут. В этом году запланирован рост заработной платы бюджетников. «Я уверен, что этот показатель в предвыборном году будет выполнен, а для этого используют классическую эмиссию, — предсказывает Охрименко, — И на этой основе будет рост экономики, потому что бюджетники будут покупать главным образом украинские продукты питания и другие товары. И замечательно, что инфляция, согласно бюджету, составит почти 5% — будет рост экономики». Эксперт подчеркивает, что «политики заболтали экономику, что есть группа политиков, которые вообще не представляют, что они будут делать, если придут к власти, потому что их предложения лишены смысла». «Все решения по стабилизации ситуации в стране, — уверяет Охрименко, — примут не на Майдане, а в Монте-Карло. Сядут олигархи, договорятся, посмеются над людьми, которые стоят на Майдане, чаще всего так бывает, вспомните Оранжевую революцию».
Выходит, социолог верно подметил, что политика доминирует... Соответствующую тенденцию, хотя и с противоположным знаком к тому, о чем говорил Крамаренко, продемонстрировал управляющий партнер инвестиционной компании European Capital Management Вадим Браиловский. Он говорит о взвешенной политике Президента Януковича, который вопреки «расшатыванию и попыткам государственных переворотов» в декабре привез реальных договоренностей из Китая более чем на $30 миллиардов. И он же, несмотря на политический кризис, 17 декабря договорился о $50 миллиардах инвестиций и кредитов в Москве. Бизнесмен считает положительным фактором то, что объем трансфертов местным бюджетам должен вырасти до 128,4 миллиарда гривен, что на 15 миллиардов больше, чем в 2012 году.
Правда, член Украинско-китайского делового совета Игорь Литвин, который в свое время был послом Украины в Китае, несколько охладил восторги Браиловского. Он призвал осторожнее относиться к китайскому фактору в украинской экономике и объяснил, что в ближайшее время реальных инвестиций оттуда ожидать не приходится. «Сейчас очереди из китайцев, желающих вложить инвестиции в Украину, нет», — говорит дипломат. И мечтает: «Вот если бы сделать привлекательный инвестиционный климат для китайцев...»
Скептически относится к правительственной экономической политике директор Международного центра перспективных исследований Владимир Панченко. Он приводит в пример Россию, где озабочены не процентами роста ВВП, которые на хлеб, как известно, не намажешь, а реальными структурными изменениями в экономике. «У нас же правительство радуется, что ему удается удерживать курс гривны, и считает это социальным вопросом», — отмечает экономист и объясняет этим отсутствие кредитования реального сектора экономики, обвиняя и правительство и Нацбанк в неправильной экономической политике. По его мнению, и мнению его знакомых, занимающихся малым и средним бизнесом, сегодня в стране нет стимулов для работы. В качестве примера Панченко ссылается на то, что бизнес сегодня предпочитает вместо производства вкладывать деньги в банковские депозиты, поскольку риски потерять деньги в этом случае меньше. «Средний и малый бизнес сегодня просто не хочет работать и развиваться», — с горечью констатирует эксперт и прогнозирует, что в таких условиях Украине трудно ожидать высоких темпов развития экономики.
ХАРЬКОВ
«МЫ УЖЕ ЛЕТ ДЕСЯТЬ ПРЕДЛАГАЕМ, ЧТОБЫ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕКОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗАЧИСЛЯЛИ В МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ»
Татьяна ТАУКЕШЕВА, директор Департамента бюджета и финансов Харьковского горсовета:
— В этом году мы видим рост общей цифры, хотя для оценки местного бюджета надо знать межбюджетные трансферты. В проекте бюджета 2014 года предусмотрено повышение минимальной заработной платы на 8,2 процента, снижается налог на прибыль с 19 до 18 процентов. Впервые выделена субвенция из государственного бюджета на завтраки для учащихся 5—11 классов. Также на уровень области выделена субвенция на повышение заработной платы работников медицинских учреждений, оказывающих первичную медицинскую помощь, и будет доведена до бюджета города Харькова.
Социальному финансированию уделено большое внимание, однако бюджет Харькова никогда не был нацелен только на социальную сферу — больше 10 процентов бюджета у нас всегда занимали капитальные расходы, и 2014 год — не исключение. Мы будем развиваться, вкладывать средства в приобретение специальной техники, развитие инфраструктуры, в реконструкцию и ремонт дорог, в строительство жилья для молодежи и работников коммунальных предприятий. К примеру, на последней сессии горсовета была утверждена программа строительства жилья для работников коммунальных предприятий на 10 млн гривен. Все эти утвержденные программы мы будем продолжать финансировать. На все наши потребности выделанных средств не хватает — так же, как и в любом доме. Мы уже лет десять предлагаем, чтобы налог на прибыль от предприятий некоммунальной собственности всех субъектов хозяйствования зачисляли в местный бюджет, но пока не внесли изменения в закон. А это дало бы Харькову дополнительно более 200 млн гривен. Мы бы хотели, чтобы государство погасило за счет средств бюджета тело кредита, который мы брали на покупку троллейбусов и автобусов к Евро-2012, но пока предусмотрены только выплаты процентов по кредиту.
ЖИТОМИР
«МЫ НЕ ВЫТЯНЕМ СУММУ ДОХОДОВ ПО ВТОРОЙ КОРЗИНЕ»
На расширенном заседании постоянной комиссии по вопросам бюджета и коммунальной собственности уже обсудили и одобрили проект областного бюджета, а подробное рассмотрение и утверждение его состоится на сессии облсовета 23 января, сообщает Тамара КОВАЛЬ, Житомир. Комментарий «Дню» предоставила Анна ЕМЧЕНКО, директор Департамента финансов Житомирской облгосадминистрации:
— Областной бюджет Житомирщины на 2014 год общими показателями Министерства финансов определен в сумме 3 млрд 328,3 млн грн: объем доходов и расходов общего фонда составляет 3 млрд 219,1 млн грн; специального фонда — 109,1 млн грн. Областной бюджет 2014 года в полном объеме учитывает основные потребности приоритетных отраслей и сфер — здравоохранение, социальное обеспечение, социальную защиту уязвимых категорий населения, образование, приобретение медикаментов, продуктов питания для детей, проблемы людей, больных сложными болезнями и тому подобное, а также выплату заработной платы, энергоносителей, финансирование мероприятий всех 24 областных программ и другое. Государство определило объемы доходов первой корзины, которые мы не можем изменять, в размере 405,9 млн грн, второй корзины — в размере 48,1 млн грн. Но областная государственная администрация будет вносить предложение утвердить доходы по второй корзине в сумме 38,4 млн грн, потому что мы не вытянем такую сумму, которую довело Министерство финансов. В сравнении с 2013 годом, объем областного бюджета увеличен на 356,1 млн грн, или на 12%. В областном бюджете учтены абсолютно, 100-процентно, расходы на заработную плату.
КИРОВОГРАД
У ПРАВИТЕЛЬСТВА БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ НА ОБЛАСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ
Руководство области еще не знает окончательную цифру, сколько средств в государственном бюджете предусмотрено для Кировоградской области, но уже знает, что новый бюджетный год будет напряженным для региона.
Об этом во время встречи с общественностью области «Ежегодный стратегический диалог» сообщил председатель ОГА Андрей Николаенко. Основанием для таких прогнозов, по его словам, являются большие ожидания правительства от Кировоградской области относительно выполнения поступлений в бюджеты. Это обусловлено высокими темпами роста соответствующих поступлений в прошлом году, что дало возможность области обеспечить выполнение доведенных показателей поступлений в государственный бюджет на 109 процентов. В то же время Андрей Николаенко отметил, что по его данным, ожидается вдвое больше инвестиций, в сравнении с прошлым годом, и почти вдвое больше капитальных расходов. Инвестиционный портфель области, предусматривающий финансирование целого ряда проектов, среди которых строительство завода по производству ядерного топлива в Смолином Маловысковского района, предусматривает поступление 3,5 миллиарда гривен. Впервые за последние годы область получит 13 миллионов гривен на организацию горячего питания учеников 5—11 классов, сообщает Инна ТИЛЬНОВА, Кировоград.
ВОЛЫНЬ
«ДЛЯ НАШЕГО РЕГИОНА ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ»
Борис КЛИМЧУК, глава Волынской облгосадминистрации:
— Бюджет 2014 года для Волыни станет, безусловно, бюджетом развития. Я не расписываюсь за другие регионы, но относительно Волыни утверждаю это убедительно. Свыше 100 миллионов областного ресурса... 237 миллионов гривен — Фонд регионального развития... Еще будут средства, так называемые капитальные вложения. Мобилизированы средства в целом ряду местных бюджетов. Это тоже ресурсная база: суммарная база по области, я думаю, не меньше 50 миллионов. Это ремонты, реконструкции, строительство. Это я говорю без учета расходов на ремонт старых и сооружение новых дорог. Мы защитили перед государством свой план по дорогам, знаем, какие из них будем на Волыни капитально ремонтировать, а где будет новое строительство. Поэтому бюджет в этом году для нас однозначно — бюджет развития!
Всегда нужно сравнивать. Есть точка отсчета. И если сравнивать с 2010 годом, то в 2014 году ресурсная база области будет наибольшей. Мы сейчас планируем жестко, но и ответственно. Будем иметь план для каждого района, поселка и села. Некоторые работы, реконструкции... Мы это должны знать и должны планировать. А на Волынь еще добавляем деньги и по программе трансграничного сотрудничества Украина — Польша — Беларусь. Целый ряд проектов мы будем продолжать выполнять. Некоторые будем начинать. А здесь сумма на 36 миллионов евро! Немалые деньги. И мы также уже вступили в активную фазу освоения денег Мирового банка, это 30 миллионов долларов на развитие нашего здравоохранения. Это тоже строительство, реконструкции, приобретения оборудования и так далее. Это тоже развитие региона. Как говорят на Волыни, чтоб было не хуже. Если мы уже ремонтируем театры и музеи, создаем новые музеи, то, считаю, не так и плохо живется Волыни. Основные работы уже выполнены по ремонту двух волынских театров, за государственные средства и средства местных бюджетов отреставрировали помещение единственного в мире музея Стравинского, Художественный музей. Будем заниматься и капитальным ремонтом областного краеведческого музея. Когда мы восстанавливаем памятники культуры, архитектуры, это уже больше, чем просто развитие. Можно было бы ограничиться ФАПами, больницами, школами... Но это — духовность! Мы вкладываем ресурсы и в, так сказать, материальное развитие духовности, и в этом имеем поддержку, как правительства, так и Президента Украины.
ДОНЕЦК
«БЮДЖЕТ ОБЛАСТИ БУДЕТ МЕНЕЕ НАПРЯЖЕННЫМ, ЧЕМ В ПРОШЛОМ ГОДУ»
Подписанный Президентом Закон о бюджете на 2014 год «Дню» прокомментировал глава Донецкой облгосадминистрации Андрей Шишацкий:
— Сейчас область спокойно работает. Мной поставлена задача, и я уверен, что 23 января на заседании коллегии облгосадминистрации мы рассмотрим бюджет, который нам предоставил Департамент финансов. По предыдущим данным, 28 января Донецкий облсовет вынесет проект бюджета на свою сессию.
Я убежден, что бюджеты всех городов и районов области будут приняты в 14-суточный срок после подписания Президентом Закона о бюджете, то есть до 31 января. Прогнозирую, что бюджет области будет менее напряженным, чем в 2013 году. Приблизительно на 3-8% увеличивается финансирование практически всех отраслей: медицины, спорта, культуры и тому подобное.
Предусмотрена 70-миллионная субвенция из госбюджета на развитие Донецкого областного клинического территориального медицинского объединения, среди всего прочего, строительство центра позитронно-эмиссионной компьютерной томографии на его территории. Еще есть 50-миллионная субвенция на строительство региональной больницы скорой помощи в Донецке, на этот проект мы также отправим часть остатков областного бюджета — уверен, депутаты это поддержат. Нам нужны новые больницы, нам нужно повышать продолжительность и качество жизни жителей области, потому что эти показатели у нас ниже, чем в среднем по стране.
ЛЬВОВ
«Я БЫ НЕ СКАЗАЛ, ЧТО БЮДЖЕТ НЕРЕАЛИСТИЧЕН»
Олег ДЕМКИВ, директор Департамента финансов Львовской ОГА:
— Те прогнозные показатели Министерства финансов Украины, которые доведены до Львовщины в части местных бюджетов, в этом году выглядят лучше по сравнению с прошлым. В частности, прогнозный объем доходов и расходов местных бюджетов в размере 13, 2 млрд грн. Если сравнивать с прошлым годом — это прирост на 1,5 млрд грн, или 13% к прошлому году. Вполне очевидно, что этот ресурс является лучшим прошлогоднего.
Самый большой прирост по расходам социального характера. Прежде всего, на выплату помощи малообеспеченным семьям, при рождении ребенка. Предусматривается рост расходов работников бюджетной сферы. Речь идет об образовании, медицине, культуре, на социальную защиту, соцобеспечение, физическую культуру. Это ключевые отрасли, финансируемые из местных бюджетов. В среднем от 7% до 8% в зависимости от нормативных актов по каждой отрасли.
Мы в этом году видим также рост расходов на содержание детских домов семейного типа. В прошлом году у нас было открыто много таких домов. В этом году мы видим, что имеется в полном объеме ресурс для ежемесячных выплат семьям.
Вместе с тем, не только есть рост расходов по защищенным статьям. Сохранены некоторые расходы инвестиционного характера. В частности, Львовщина в бюджете имеет субвенцию на социально-экономическое развитие. Это 24 млн. гривен. Знаем, что в государственном бюджете существенно выросли расходы Государственного фонда регионального развития — почти вдвое. Соответственно, мы уже готовим конкретные предложения на представление Министерству финансов Украины — чтоб были утверждены наши объекты, прежде всего, для сооружения объектов социальной сферы.
Есть, конечно, некоторые риски. Видим, что предусматривается существенный рост прогнозных поступлений налогов и сборов в местные бюджеты. Для этого нужно серьезно поработать над мобилизацией дополнительных доходов в местные бюджеты. Это работа по выведению из тени бизнеса, повышению зарплаты, погашению долгов по зарплате. А это — рост поступлений ключевого налога местных бюджетов — налога на доходы физических лиц.
Относительно реалистичности... Бюджет достаточно сложен в части наполнения доходной части, но я бы не сказал, что он нереалистичен, если задействовать все внутренние резервы, существенно улучшить мобилизацию налогов и сборов таким путем, что я сказал: речь идет о борьбе с зарплатами в конвертах, о легализации зарплат, повышении уровня зарплат.
Подготовили Наталия МАЛИМОН, Луцк; Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков; Мария ПРОКОПЕНКО, Донецк