Явление майдана, которое сейчас переживает Украина, ярко демонстрирует настоящие настроения и намерения людей, способных принимать участие в делах государства. Каждый день в Киеве и многих городах Украины с трибуны майданов звучат выступления десятков и сотен людей, которые хотят изменений в стране. Они вносят немало предложений, выражают свое виденье дальнейшего развития украинского государства на базе европейских и традиционных ценностей украинского народа. Многие из этих намерений организаторы Народного вече услышали и изложили в Манифесте Всеукраинского объединения «Майдан». Они сформулированы в виде целей, которых мы должны совместно достичь в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Это — хорошо. По всему видно, что новое общественное объединение выступает за реальные и эффективные преобразования в стране. Причем оно стремится не просто заменить современных политиков у государственного руля, а изменить всю систему нынешней власти, которая, по их словам, насквозь прогнившая из-за тотальной коррупции, отсутствия уважения к гражданам. В то же время следует обратить внимание на то, что ни одна политическая партия, ни одна политическая сила не имеет Проекта будущей Украины. Мы наблюдаем полное отсутствие продуманного плана действий по построению украинского государства. Все отдано на откуп стихии.
Манифест — это торжественное обращение к народу. А проект — это заранее начертанная программа политических, хозяйственных, оборонных, культурных и других мероприятий и намерений, которая предусматривает порядок и сроки осуществления их. По-сути, это — стратегический план развития украинского общества и созданной им государственности. Такого плана мы не имеем. И поэтому наше «грядущее иль пусто, иль темно».
При этих обстоятельствах осмелюсь предложить хотя бы приоритетные направления развития Украины, которые в процессе разработки могут войти в состав Проекта. Эти направления можно свести к такому перечню.
1. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ОККУПАЦИОННОГО И КОЛОНИАЛЬНОГО РЕЖИМОВ, КОТОРЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ И ВЕКАМИ НАСАЖДАЛИСЬ В УКРАИНЕ.
Политика притеснения и эксплуатации украинского народа с помощью военного, политического и экономического принуждения началась еще во времена демонтажа гетманского государства и продолжались вплоть до момента провозглашения независимости Украины. За это время она стала российской национальной идеей удушения Украины. Недопущение Украины в Европу и жестокое избиение Евромайдана — последняя выразительная иллюстрация продолжения этой политики.
Поэтому необходимо давать себе отчет, что политическая, экономическая и культурная жизнь Украины сейчас протекает в условиях неоколониального давления на нее со стороны бывшей метрополии, которая не отказалась от империалистических посягательств. Чтобы противостоять этому давлению, следует провести коренную десоветизацию — ликвидировать остатки советской власти как новейшей формы российского колониализма.
Не секрет, что украинское общество до сих пор находится в плену советско-имперского мышление. Многие наши политики и государственные деятели сознательно культивируют советское прошлое, спекулируют на некоторых ценностях того времени, способствуют пребыванию людей в состоянии вечного «совка».
Задача десоветизации должна стать долгосрочной национальной стратегией Украины. В русле реализации этой стратегии следует провести ликвидацию тоталитарных памятников, символов и топонимов. Десоветизация — это также необходимость покончить с политикой русификации, которую советская власть переняла еще у царата. Упорядочение государственных праздников, по числу которых Украина сейчас «Впереди планеты всей», — еще одна задача десоветизации. Объем работ в этом деле — непочатый край.
В то же время нужно наполнить Книгу памяти народа сведениями о борцах за независимость Украины. Во все времена украинский народ боролся за свою свободу и государственность. И всегда борцов за эти идеалы российские оккупанты объявляли бандитами, приклеивали им унизительные клички типа мазепинцы, петлюровцы, бандеровцы.
Пришло время десоветизировать нашу историю и излагать ее с позиций борьбы украинского народа за свою свободу, независимость и украинское державотворчество.
2. ГАРАНТИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны правительством Януковича-Азарова. В частности, оно закупило нефтегазодобывающие башни, с помощью которых удалось получить приток газа из шельфа Черного моря. Подписано несколько соглашений о добыче газа из сланцевых пластов и о сооружении завода по производству синтетического газа из угля. Появилась возможность закупать газ не только в России, но и из других источников. Под угрозой потери газового рынка Россия вынуждена была уменьшить закупочную цена на газ для Украины.
Однако осуществленные меры не могут полностью гарантировать энергетическую независимость Украины. Поэтому следует продолжить поиск и разработку новых нефтяных и газовых месторождений, как на суше, так и на шельфе Черного и Азовского морей. Одновременно следует наращивать мощности атомных электростанций, увеличить использование торфяников, бурого и каменного угля. Перспективным направлением развития украинской энергетики является получение тока с помощью воды, солнца, ветра и биомассы. Нужно довести часть возобновляемых видов энергии в общем потреблении с нынешнего одного до 8-10 процентов.
И повсеместно экономно расходовать энергетические ресурсы, полностью отказаться от электролампочек накаливания.
3. РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АРМИИ.
В наследство от Советского Союза нам досталась огромная по численности и запасам вооружения армия. Удерживать ее молодое украинское государство не могло. Поэтому все правительства по делу военного строительства шли путем сокращения численности воинских подразделений и распродажи избыточных запасов военного имущества и вооружения.
Результат проведения такого курса известен: сегодня во всех видах Вооруженных сил Украины осталось лишь 120 тысяч воинов. И намечается дальнейшее сокращение численности украинской армии — до 80 тысяч.
Ситуация начинает напоминать 1918 год, когда деятели Центральной Рады распустили все украинизированные военные части численностью до двух миллионов. Тоже на том же основании — нехватка средств. А армию пытались заменить милицейскими отрядами, потому что, мол, российские пролетарии не станут воевать против украинских крестьян и рабочих.
Жизнь жестоко посмеялась над недальновидными политиками. Уже вскоре Ленин и Троцкий развязали против Центральной Рады войну. Защищать ее было некому. Разве что тем 300 студентам и гимназистам, которые пытались остановить российских оккупантов под Крутами.
Вот и теперь — армию сокращают, а милицию и правоохранительные органы увеличивают. Сейчас эти органы уже втрое превышают украинскую армию.
Ситуация становится еще тревожнее, если принять во внимание то, что многие военнослужащие деморализованы. Они не готовы с оружием в руках противостоять имперским посягательством России. Кроме того, оружие, которое есть в их распоряжении, устаревшее. Срок использования многих самолетов, танков и кораблей давно истек.
Учитывая эти обстоятельства, нужно немедленно возродить предприятия ВПК и наладить на них производство современного вооружения для украинской армии. Говорят, армия должна быть сильной духом. А как она может быть такой, если до сих пор УПА не признана воюющей стороной, а воинов УПА не признают борцами за свободу Украины. На каких примерах тогда воспитывать современных воинов украинской армии? Неужели опять на примере бандформирований Котовского?
Поэтому первейшая задача в деле построения украинской армии заключается в том, чтобы превратить ее в школу патриотического воспитания юношей и девушек, которые по зову сердца вступили в ее ряды. И одновременно следует денонсировать Харьковские соглашения, вывести с территории Украины российский флот и подразделения российской разведки.
4. ПЕРЕСМОТР СОВРЕМЕННОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, которая направлена на разрастание крупных городов Украины. Некоторые из них, как, например, Киев, уже превратились в огромные мегаполисы, жить в которых не очень уютно. Они породили немало проблем, связанных с транспортом, воспитанием подрастающего поколения, загазованностью и загрязнением окружающей среды, отчуждением людей и тому подобное. Для их решения никогда не хватает средств.
В то же время сотни небольших городишек, таких как Чигирин, Дубно, Погребище и др., влачат жалкое существование. В них не развивается местная промышленность, душит безработица, люди теряют перспективу... Подобная ситуация во многих поселках городского типа и селах. Каждый год с карты Украины исчезает по несколько населенных пунктов.
Поэтому нужно повернуться лицом к нуждам глубинки, развернуть в эту сторону и мощь украинской строительной индустрии. Особое внимание при этом следует обратить на улучшение условий проживания населения. С этой целью целесообразно разработать национальную программу «Современный дом сельского проживания». Предусмотреть в ней застройку небольших городов, сел и поселков домами, в которых есть все удобства, имеющиеся в квартирах городских жителей. Производство всех элементов таких домов нужно наладить на домостроительных комбинатах, а на месте сооружения проводить лишь монтаж элементов. Разработать несколько типов домов разной стоимости.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:
- Создание двухпалатного парламента.
- Ликвидация двоевластия — предоставление реальных полномочий органам местного самоуправления и ограничение полномочий госадминистрации лишь контрольными функциями.
- Усовершенствование и стабилизация избирательного закона и избирательного права.
- Четко определить полномочия Президента и Кабинета Министров Украины;
- Коренным образом реформировать правоохранительную систему, нацелив ее деятельность на защиту и поддержку украинских граждан и украинского государства. Провести сокращение и люстрацию работников правоохранительных органов.
- Навести порядок в многопартийной системе, несовершенством которой часто пользуются политические авантюристы, чей демократический настрой сомнителен;
- Принять закон об отзыве депутата из Верховной Рады, если он голосует за другого депутата или если выявлено и доказано его участие в коррупционных деяниях;
- Вернуться к редакции Конституции Украины 2004 года, которая была нелегитимно отменена, в результате чего Президент незаконно получил дополнительные полномочия. Подготовку и усовершенствование новой Конституции вести с позиций уважения к человеческой личности — ее правам, равенства всех граждан перед законом, свободы действий, свободы участия в общественных объединениях, защиты семьи.
6. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.
Украина должна войти в Европейский Союз и стать членом НАТО.
Воплощать за пределами Украины проекты создания украиноведческих центров (в первую очередь в ведущих вузах Европы, Америки и Азии), электронных и печатных изданий, которые обеспечивают «узнаваемость» украинцев в мире.
Возродить государственное радиовещание и улучшить содержательное наполнение телевизионных программ, ориентированных на заграницу. Определить, что основная задача нашего иновещания заключается в создании широкой панорамы политической, экономической и культурной жизни в Украине, а также в освещении и разъяснении украинской позиции по важным вопросам.
7. ЭКОНОМИКА.
Сердцевиной украинской экономики должен стать малый и средний бизнес. Подавляющее и ведущее значение необходимо придавать развитию малых предприятий, которые перерабатывают и выпускают продукты питания. Необходимо добиваться беспроцентного кредитования для развития такого бизнеса, поскольку это позволит создать дополнительные рабочие места, снизить уровень безработицы на селе.
В то же время следует стимулировать развитие фермерства. Неотложной является потребность создания специальных учебных заведений для будущих фермеров по образцу профессиональных школ с четырехлетним сроком обучения. Выпускникам таких школ гарантировать по окончании обучения небольшой земельный надел и стартовый капитал.
Особое внимание обратить на развитие информирования и информационных технологий, которые стали важным фактором украинской экономики после сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Уже сейчас информтехнологии являются отраслью, в которой Украина может конкурировать с ведущими странами мира. По предварительным итогам 2013 года, объем украинского ІТ-рынка достиг почти четырех миллиардов долларов США. А до 2015 года, по оценкам Всемирного банка, Украина может занять шестое место в мире по объему ІТ-экспорта. Через несколько лет такой экспорт станет одним из главных источников наполнения бюджета Украины.
С целью стимулирования ІТ-отрасли в Святошинском районе Киева прошлой осенью началось строительство первого индустриального парка в рамках проекта «Технополис». В новом технополисе изготовление готовой продукции будет происходить согласно лучшим мировым стандартам. Рассматривается возможность создания таких парков в Харькове, Львове, Донецке и Днепропетровске. Специалисты считают, что Украина имеет большой потенциал, чтобы стать Кремниевой долиной Восточной Европы.
8. В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ преодолеть украинофобные настроения, которые культивирует нынешний министр образования и науки Дмитрий Табачник.
Урегулировать языковой режим в вузах Украины, учебники и учебные пособия выпускать только на государственном языке. Особое внимание уделять общеобразовательным дисциплинам, в частности, истории и политологии, в которой дается ретроспективный анализ долгого пути Украины к независимости, показывается стремление украинцев к свободе и единству, преодоление препятствий и барьеров на пути к Европе.
Сократить неоправданно большое количество вузов, многие из которых просто профанируют идею высшего образования. В то же время стимулировать развитие ведущих вузов Украины, которые на практике доказали свою способность давать своим воспитанникам элитарное образование. Такие вузы должны получать автономный статус. В них нужно внедрять современные стандарты академической демократии, а их руководители должны выступать представителями соответствующих академических корпораций профессуры и студентов.
Культивировать обмен студентами и преподавателями между украинскими и заграничными вузами.
Прекратить позорную практику приобретения готовых или выполненных на заказ курсовых, дипломных и диссертационных работ, что ведет к появлению лжеспециалистов, лжедокторов и лжепрофессоров. Министерство образования должно лишать таких субъектов дипломов, ученых степеней и званий. Любые компромиссы здесь вредны.
Обеспечить в вузах Украины усиленное изучение иностранных языков — добиться того, чтобы каждый выпускник умел говорить и читать на одном из европейских языков.
9. В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ прежде всего следует акцентировать внимание на трех важнейших демографических проблемах — невысокий уровень рождаемости; недостаток четырех миллионов мужчин для женщин, которые стремятся создать семью; постоянное старение общества, когда количество работающих и пенсионеров почти уравнялось.
Самой распространенной должна стать семья с двумя, а еще лучше тремя детьми, что позволит минимизировать снижение количества народонаселения. Недопустимой является ситуация, когда отец или мать вынуждены ехать за границу на заработки, чтобы обеспечить потребности семьи.
Внедрить новую политику относительно воспитания детей дошкольного возраста — прекратить русификацию детей в детсадах, украинизировать детские радиотелевизионные программы, детские издательства, театры, кружки художественного и технического творчества.
Создать специальный орган, который бы следил за развитием государственного языка как фактора единения в многоязыковой стране, заботился о его внедрении во все сферы общественной жизни. Отменить закон Кивалова-Колесниченко, который на практике оказался инструментом ползучей русификации.
10. КУЛЬТУРА.
Осовременить репертуары украинских театров и профессиональных оркестров, стимулировать выпуск украинских фильмов, книг, газет и журналов.
Не разрушать государственное радиовещание и телевидение, а наоборот — укреплять их, улучшать финансирование, чтобы они могли на равных конкурировать с частными радиотелевизионными станциями, предоставлять аудитории оперативную информацию и другое привлекательное программное наполнение. Довести долю украиноязычной продукции на общенациональных каналах до 75 процентов.
Преодолеть ситуацию, когда украинские СМИ способствуют расколу и децентрализации Украины, стоят в стороне от защиты национального информационного пространства.
Ежегодно наращивать выпуск украинских фильмов. Следует возродить в Киеве студии научно-популярных и документальных фильмов, которые смогут удовлетворить острую потребность телевидения в исторической, научной и культурологической документалистике.
Все зарубежные детские мультфильмы в первую очередь подлежат стопроцентному дубляжу. Обязательное дублирование на украинский язык постепенно внедряется для всех зарубежных фильмов.
Создать сеть книжных магазинов и библиотек на уровне всех районов. Ежегодно выделять необходимые средства для обновления библиотечных фондов и закупки газетно-журнальной периодики. Предоставлять при каждом книжном магазине и библиотеке услуги интернета, чтобы читатели имели свободный доступ ко всем энциклопедиям, словарям, справочным изданиям, классическим и современным художественным, культурологическим и научным книгам и журналам.
Желательно также обеспечить с библиотечных компьютеров доступ к кинофильмам, телепередачам и другим видеоматериалам.
И, главное, модернизированные библиотеки должны стать локомотивами внедрения сервисов электронного управления, площадкой для диалога граждан с органами власти.
11. РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ТУРИЗМА, которые чрезвычайно быстро окупаются. Особое внимание следует обратить на популяризацию отдыха в Карпатах и Крыму, где отдыхающие могут совмещать оздоровление в санаториях с активным туризмом.
Разработать программу развития внутреннего туризма в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг». На этих направлениях задействовать скоростное авиасообщение, проезд по железнодорожным и шоссейным магистралям.
Составляющей программы должно стать удешевление поездок, а также содействие разнообразным формам внутреннего туризма.
* * *
... Здесь коротко изложены лишь главные приоритеты. Возможно, к их перечню что-то не вошло или какие-либо из них вызовут возражения у экспертов. Возможно, такое видение обычного, рядового украинца профессиональным политикам покажется поверхностным.
Однако правда и то, что мы лишь говорим, а обобщенного, системного взгляда на будущее Украины до сих пор не создали. Изложенные здесь заметки, нужно надеяться, могут стать первым вкладом в создание Проекта будущей Украины и будут стимулировать работу в этом направлении.
Когда же такой проект будет создан, сами собой отпадут надоевшие споры и дискуссии о кандидатах на следующих выборах. Ведь суть дела не в именах кандидатов, а в том, какие цели они будут преследовать, за что бороться, какие изменения собираются осуществить в Украине в случае прихода к власти. Ответы на эти вопросы должен давать Проект, воплотить который на практике сможет любой кандидат или правительство. Даже техническое.
И, наконец, нужно создать редколлегию для подготовки такого проекта, задействовав в его разработке наших лучших ученых, политиков, политологов, а также патриотически настроенных и компетентных чиновников. Совместными усилиями можно сравнительно легко создать Проект будущей Украины — нашу дорожную карту в будущее.