Заканчивающийся январь, который дает обычно слабые, но все же основания для прогнозов, показал, что год будет очень сложным и, возможно, даже хуже прошедшего. Огорчающий сигнал поступил не из Москвы, как чаще всего бывает, а из Брюсселя, где давал пресс-конференцию по итогам саммита Россия—ЕС президент России Владимир Путин.
Саммит, похоже, стал для него довольно удачным хотя бы потому, что в ЕС согласились вести двухсторонние переговоры с Россией при заключении соглашений о зонах свободной торговли со странами Восточного партнерства. Путин наверняка рассматривает это как успех его дипломатии. А кроме того, впереди зимняя Олимпиада в Сочи, и Путину сейчас важно (чтобы привлечь туда туристов) быть «белым и пушистым». Именно этим во многом объясняются сделанные российским президентом обещания: мол, и снижение цены на газ, и кредит — это не помощь правительству Украины, а помощь украинскому народу.
Поэтому Путин не будет пересматривать прошлогодние декабрьские соглашения даже в том случае, если к власти в Украине придет оппозиция. «К сожалению, — продолжал Владимир Владимирович, — в государственной украинской компании НАК «Нафтогаз Украины» скопился очень большой долг — $2,7 миллиарда с августа прошлого года. И мы договорились о том, что этот долг будет погашен. И в ходе того, что мы предоставляем кредиты, и за счет того, что мы снижаем цены на энергоносители. Но пока этого не происходит. Украинская сторона просит еще раз перенести платежи»... «Хуже то, как сообщили мне сегодня утром, — добавил он, — что украинская сторона просит отсрочку даже по платежам этого года за газ, полученный по сниженным ценам. Но это очень сложная ситуация для нас самих, для экономики «Газпрома», поскольку эти доходы заложены в его инвестиционные планы».
Последнее словосочетание Путин не расшифровал, но понятно, что в эти планы прежде всего входит строительство Северного и Южного газовых потоков, которые Россия (теперь уже почти без возражений со стороны Евросоюза) строит в обход Украины. «Но это все рабочие моменты, — продолжал свою олимпийскую сказку Путин, — и мы будем вести диалог с нашими партнерами на Украине, кто бы ни возглавил украинское правительство».
Однако эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук уверен, что ободряющие заявления президента России о сохранении низкой цены на газ (268,5 дол. за 1000 куб. м) для Украины в случае формирования оппозиционного правительства — не повод для радости. На самом деле новосформированный Кабмин в первую очередь ожидает продолжения переговоров с «Газпромом» и Россией. И эти переговоры будут, как и все предыдущие три года, — не менее тяжелыми, отмечает эксперт. По его словам, Путин уже очертил первый сложный энергетический вопрос 2014 года — Украина попросила перенести оплату газа, потребленного в 2014 году.
Вторым вопросом станет обсуждение выполнения газового контракта в части обязательной закупки 52 млрд кубометров газа. Ведь о снижении закупки газа у «Газпрома» до 33-35 миллиардов кубометров договаривались с правительством Николая Азарова.
Третьим вопросом станет участь ГТС Украины. Корольчук имеет в виду, что определяющим фактором при этом могут быть гарантии (или их отсутствие) по объемам транзита российского газа в ЕС через Украину. «И уже потом, — считает эксперт, — речь пойдет о создании газотранспортного консорциума. Иначе Россия договорится с ЕС о поддержке «Южного потока», что в будущем может привести к потере Украиной как минимум 30 млрд куб. м российского транзита». «Для Украины — и власти во главе с Президентом Виктором Януковичем, и оппозиционным силам — должен стать показательным «свежий» компромисс ЕС и России относительно газопровода OPAL, который является продолжением «Северного потока». Как оказалось, ЕС может делать исключения из третьего энергопакета. Исключения может добиться «Южный поток», а не украинская ГТС», — предупреждает Корольчук.
Он также обращает внимание на возможные последствия невыполнения Украиной своих обязательств по оплате за российский газ, указывая на то, что вместо Путина на соответствующий вопрос ответил первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов: «Если украинское правительство, каким бы оно ни стало после своего формирования, объявит о другой повестке, о других приоритетах, тогда для нас это будет, наверное, поводом для того, чтобы пересмотреть договоренности. Но в пределах тех договоренностей, которые есть, для нас важно выполнять все свои обязательства». Достаточно вспомнить газовые кризисы 2006 и 2009 гг., напоминает эксперт, чтобы понять, что Россия не будет заниматься благотворительностью на газовом рынке Украины. Поэтому если Россия не найдет общий язык с новым правительством, то Украине стоит готовиться к повышению цены на газ. В худшем случае — уже со второго квартала 2014 года. По мнению Корольчука, вопрос энергетики и газовых взаимоотношений с Россией будет одним из самых чувствительных, так как он пока что определяет состояние и «градус здоровья» экономики Украины.
И все же почему, получив скидку на российский газ, наша страна просит еще одну рассрочку? Вот как объясняют эту ситуацию эксперты «Дня».
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, независимый энергетический эксперт:
— У страны нет на это денег. Население платит, но за газ внутренней добычи. А «Нафтогазу» не компенсировали разницу в тарифах Теплокоммунэнерго — по прошлому году 10 миллиардов гривен. И еще столько же, порядка 10 миллиардов висит долг непосредственно Теплокоммунэнерго. Я не исключаю, что последняя цифра возникла из-за того, что бюджет не компенсировал Теплокоммунэнерго разницу в их тарифах. Но главная причина в том, что не работает внутренний рынок, поэтому и рассчитываться за январь нечем. А кредитоваться и пополнять уставный фонд за счет ОВГЗ «Нафтогаз» уже больше не в состоянии — негде занимать.
Геннадий РЯБЦЕВ, директор НТЦ «Психея»:
— Я думаю, свежие, январские проблемы «Нафтогаза» связаны с тем, что государственный бюджет Украины был принят не вовремя. Да и денег в нем пока нет, поскольку доходы не поступают. Можно было каким-то образом воспользоваться кредитами, предоставленными Россией, но для этого были нужны соответствующие решения, принимаемые обычно после утверждения бюджета специальными постановлениями Кабмина. По большому счету так получилось из-за ситуации в стране. Не меньшая проблема и со старыми долгами, которые нужно еще раз реструктуризировать. Не будем забывать и о приближающихся крупных выплатах по кредитам МВФ...
Александр НАРБУТ, независимый эксперт по энергетике:
— «Нафтогаз» функционирует в модели, которая уже достаточно давно не корректировалась. Ее известные недостатки — перекрестное финансирование и субсидирование известных категорий потребителей из средств государственного бюджета. И если в бюджете есть дырка, а в смутные времена многие просто перестают платить за тепло, и, соответственно, предприятия Теплокоммунэнерго перестают оплачивать газ, возникает целая вереница неплатежей. К этому нужно добавить, что «Нафтогаз» является достаточно закрытой организацией, и до конца проанализировать его достаточно неэффективный вариант хозяйствования на сегодня очень сложно.