Далеко не всякая новость, промелькнув в нынешнем бурном информационном потоке, может сравниться по возможным последствиям с той, которая была обнародована в сообщении Геннадия Москаля — первого заместителя главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Суть ее в том, что Китай якобы подал в Лондонский международный арбитражный суд иск к Украине на возмещение убытков на сумму $3 миллиарда из-за не выполнения договора о поставках зерна. «...Вопреки договоренностям, Китаю было продано зерна на сумму только 153 млн долларов», — утверждается в сообщении, распространенном УНИАН.
Его автор информирует, что $3 миллиарда были предоставлены Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ) для закупки зерновых с дальнейшей их поставкой в Китай. При этом, в обход договоренностей с Китаем, но на китайские деньги, по данным Москаля, ГПЗКУ поставила в Эфиопию зерновых на $28 миллионов, в Монако — на $14 миллионов, в Саудовскую Аравию — на $7 миллионов, в Иран — на $24 миллиона, в Кению — на $11 миллионов, на Филиппины — на $1,5 миллиона, в Швейцарию — на $61,9 миллиона, в Египет — на $26,3 миллиона, и сирийским повстанцам — на $325 тысяч.
Вместе с тем, по словам первого заместителя главы правления ГПЗКУ Роберта Бровди, к 3 декабря 2013 года корпорация экспортировала в Китай 1,5 миллиона тонн зерновых. Москаль этому не верит. Ссылаясь на таможенные документы, он сообщает, что закупки зерновых в Украине осуществлялись ГПЗКУ как для выполнения китайского контракта. Но впоследствии получателем зерновых становилась не китайская компания или указанные ею предприятия. При этом китайская компания-оператор ССЕС, которой, согласно кредитному договору, украинская корпорация должна была поставлять зерно, получила только 180 тысяч тонн зерна.
Естественно, сообщение Москаля — еще один удар вслед ушедшей власти. Но, как представляется, он может принести еще и существенные потери имиджу Украины в глазах наших торговых партнеров и кредиторов. Поэтому «День» решил навести справки, чтобы расставить точки над «і». На сайте ГПЗКУ в среду с утра уже вывесили опровержение словам экс-миллиционера. В корпорации считают, что они не соответствуют действительности и содержат некорректные интерпретации фактов и неправильные выводы. В ГПЗКУ сообщают, что согласно кредитным соглашениям с «Эксимбанком» КНР для закупок и экспорта украинского зерна корпорация привлекла $1,5 миллиарда (а не $3 миллиарда). Использовались эти средства траншами и с соблюдением всех процедур контроля с украинской и китайской сторон, предусмотренных для соглашений такого уровня. Другая часть кредитных средств КНР в объеме $1,5 миллиарда предназначалась для импорта товаров и услуг китайского производства, пока еще не поступала.
В госкорпорации отмечают, что она не действовала и не действует «в обход» кредитных и торговых договоров с КНР. В соответствии с соглашением с китайским оператором ССЕС, она имеет право проводить экспортные поставки зерна, как непосредственно в КНР, так и на рынки других стран. При этом публичное акционерное общество не получало никаких исковых требований через Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) и не видит оснований для их подачи. Поставки зерна в другие страны не противоречат двухсторонним соглашениям и обусловлены объективными причинами. «Ведь до декабря 2013 года из Украины на рынок КНР могла экспортироваться исключительно кукуруза, импорт которой регламентирован в этой стране по объемам и квотам», — указывают в ГПЗКУ и отмечают, что об этом неоднократно сообщалось в СМИ, и поэтому никакой сенсации здесь нет.
Кроме того, обе стороны с самого начала договорились избегать судебных споров. Решение дискуссионных и спорных вопросов, отмечают в ГПЗКУ, происходит путем консультаций, заключения дополнительных соглашений и меморандумов. Для этого привлекаются независимые эксперты и арбитры. Эти внесудебные процедуры являются общепринятыми в международной торговой практике, проводятся при взаимном согласии, в интересах обеих сторон и не ставят под сомнение дальнейшее выполнение соглашений.
Более того, как уверены в ДПЗКУ, корпорация своевременно и в полном объеме выполняет обязательства как по обслуживанию кредита КНР, так и по соблюдению графика экспортных поставок в эту страну. Из запланированных на 2013/2014 маркетинговый год 4 миллионов тонн зерна по состоянию на 25 февраля 2014 года фактически отгружено 2,6 миллиона, в том числе 0,3 миллиона тонн непосредственно на внутренний рынок Китая. После недавнего получения Украиной фитосанитарных протоколов на экспорт ячменя и сои, поставки зерновых ДПЗКУ в КНР на протяжении 2014 года будут расти. В корпорации подчеркивают, что она высоко ценит стратегическое сотрудничество с китайскими партнерами и сделает все возможное для его успешной реализации в будущем.
Между тем «разоблачение» Москаля, прозвучавшее в эти дни на фоне множества других, легко воспринять за чистую монету. Так, в разговоре с «Днем» даже генеральный директор ассоциации «Союз бирж Украины» Борис Беренштейн назвал его «стопроцентно правдивым», хотя в отношении цифр не поручился. Свидетельством правдивости для него служит само обращение Китая в суд, а также имеющиеся у него данные о невыполнении контракта.
Понятно, что самую правдивую информацию можно получить от китайской стороны. И «День» позвонил в торгово-экономичный отдел посольства КНР в Киеве. Там взяли паузу на 10 минут, а затем перезвонили и сообщили, что официальное заявление по этому вопросу будет опубликовано сегодня (в четверг) после обеда. Одновременно секретарь канцелярии посольства сказала «Дню» в неофициальном порядке, что сведения, изложенные в сообщении Москаля «это неправда, потому что этот иск в Лондонском арбитраже уже давно, и это не является свежей информацией и вообще не отвечает действительности».
PS. Заместитель главы МИД Украины Виктор Майко пригласил к себе посла КНР. По словам украинского дипломата, «у Китая, у официального Пекина, к Украине никаких претензий нет». Как отмечает Майко, китайский посол заверил, что сейчас нет проблем, которые бы побудили китайскую сторону отозвать $1,5 млрд., предоставленных Украине на реализацию соответствующей сельскохозяйственной программы. «Никто не ставит вопрос об отзыве этих средств или пересмотре условий предоставления кредита, — подчеркнул заместитель министра и продолжил: — Посол сообщил, что китайская сторона настроена и далее сотрудничать с Украиной и по сельскому хозяйству, и по энергетике, и по транспортной инфраструктуре...»