Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На степных блокпостах

«День» проехал по пограничным зонам Херсонщины. «Держим ситуацию под контролем», — заверили военные
12 марта, 2014 - 13:23
ЖИТЕЛЬНИЦА СТАВКОВ ФАРИДЕ БАРАТАШВИЛИ УДИВЛЯЕТСЯ, ПОЧЕМУ СЛАВЯНЕ ВРАЖДУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ, А РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА ОККУПИРУЮТ УКРАИНСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ. ВПРОЧЕМ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ФАРИДЕ ВЕРИТ В УКРАИНУ И НЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ В ДРУГОМ ГОСУДАРСТВЕ

«Когда я увидел колонну военных, которые двигались в сторону Херсона по Одесской трассе, почувствовал, что им необходима наша поддержка. Не потому, что они голодные, а потому, что они наши, они — дома. А дома люди должны чувствовать себя уютно. И церковь как никогда должна быть вместе с теми, кто защищает украинский народ. Это объединяет конфессии и верующих. Рад, что мою инициативу поддержали знакомые священники из греко-католических церквей и киевского патриархата», — из таких соображений настоятеля храма св. Варвары в Херсоне Сергея Дмитриева началась подготовка визита к степным блокпостам в Каланчакском и Чаплинском районах области.

За два дня на сообщение о сборе необходимых вещей для солдат автору этих строк откликнулись около полтора десятка знакомых и незнакомых людей. Принесли медикаменты, фонари, мыло, станки для бритья, теплые носки и рукавицы, чай, кофе, консервы, шоколад, печенье... Словом, багажное отделение нашего автомобиля было забито доверху. Еще и деньги дали на бензин.

УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ НЕМНОГОСЛОВНЫ. ПАТРУЛИРУЮТ МЕСТНОСТЬ, УКРЕПЛЯЮТ ОГНЕВЫЕ ПОЗИЦИИ, ГОТОВЫ ВЫПОЛНЯТЬ ПРИКАЗЫ РУКОВОДСТВА, НО НАДЕЮТСЯ НА МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА И ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОИ ЧАСТИ

Первый пункт назначения — блокпост на трассе М-17 близ села Ставки. Сюда едем через Антоновский мост, на котором встречаем сотни участников акции «Единая страна». Живая цепь с украинской символикой объединила берега Днепра. Дальше — Цюрупинск. За городом проезжаем первый блокпост. Но не военный — гражданский. Здесь вместе с инспекторами ГАИ стоят на страже добровольцы местной самообороны. Автомобили останавливают не часто, мы тоже проезжаем без проблем.

«ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ»

Через полтора часа мы на месте. На посту в полной амуниции и с оружием встречает представитель Госпогранслужбы Украины и показывает, как завести наши подарки солдатам. По обе стороны трассы видим серьезные укрепления и военную технику. А через несколько километров — уже блокпост агрессора на въезде в Крым. Туда нам ехать не советуют, особенно с камерами. Говорят, был случай с девушкой, у которой забрали технику, прострелили колеса и двигатель на автомобиле, потому что не хотела останавливаться. Здесь фотографировать разрешают издалека, и лишь некоторые объекты. Отдельные военные прячут лицо, но общаются доброжелательно. «Слава Богу, мы всем обеспечены. Очень помогает местное население. Люди идут и идут. Даже слушать не хотят, что у нас все есть, — говорит заместитель командира 79-й аэромобильной бригады, подполковник Валерий Курач. — Доходит до того, что люди просятся помогать в несении службы, патрулировать на КПП. Также приезжали наши казаки и афганцы, говорят, что готовы стоять здесь с нами. Но я сказал, что этого не нужно, вместе с пограничниками мы держим ситуацию под контролем. Пока никаких провокаций не было. Внимательно следим за перемещением чужой техники, готовы действовать по приказу руководства».

МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ

Идем по сельским улицам. Поселение небольшое, молодых мало, большинство — преклонного и среднего возраста. Встречаем местного фермера Дмитрия Пидборского. «Хочется мира и спокойствия. Где? Ясно, что в Украине. Зачем мне Россия? Мы себе здесь ведем хозяйство потихоньку, скот держим. Куда нам уже бежать?.. Вон помогаем нашим солдатам провизией, а нужно будет техникой, то и трактора подгоним. Они же нас защищают», — говорит человек. В целом, жители сел обеспокоены этой обстановкой. Сначала говорят неохотно, но когда узнают, что мы свои, из Херсона, да и, видно, мысли покоя не дают, поэтому делятся переживаниями. Кто-то хочет просто «жить дома», неважно под каким флагом, большинство ратуют за мир и молятся, «чтобы там наверху им хватило разума не развязать войну», а кто-то говорит, что если нужно, то и «к Путину пойдем». «Мои дети живут и в Украине, и в России, так же и внуки. А сама я прожила здесь всю жизнь. Поэтому больше всего хочу мира, чтобы благополучие в семьях было, не стреляли над головами», — едва сдерживая слезы, говорит местная жительница Евфросиния Максимовна. Постепенно к нам подходят другие жители, интересуются целью нашего визита, делятся переживаниями. «На нашу землю пришли чужие российские войска. Для меня — это дико. Ведь все люди равны перед Богом. Что нам здесь делить? Я сама турчанка, мусульманка, переехала из Узбекистана. Мне в Украине живется хорошо, и не нужно меня ни от кого защищать. Лично я верю в наше государство и наши войска. Надеюсь, они не отдадут нас захватчикам. А мы — поможем, сколько будет сил», — говорит соседка Евфросинии Максимовны Фариде Бараташвили. «Есть небольшой дискомфорт, что мы оказались «меж двух огней», но понимаем, что деваться некуда. Я лично не боюсь, а женщина боится, это понятно. Я служил в армии, знаю, что эти люди просто выполняют свои приказы, но все зависит не от них, а от наших правителей, — рассуждает местный чабан Александр Стародубцев. — Я жил и в Крыму, и здесь уже давно живу, это все — украинская земля. Ежедневно следим за новостями по телевизору, ожидаем урегулирования конфликта. Но недавно вот отключили несколько украинских каналов — Первый национальный, 1+1. Зато российские все показывают». «Я уже пожила в России четыре года, хватит, не хочу. С теми их законами и порядками нигде правды не найдешь. Так прессовали и контролировали, что если бы мы все по закону делали, нам бы денег только на их паспорта и хватило, а жить пришлось бы на вокзале. Поэтому мы с мужем решили вернуться домой, в родительский дом, — добавляет жительница Ставков Наталья. — Я работаю на заводе «Титан» в Армянске, зарплата устраивает. А дома ведем хозяйство, растим сына...».

«НАС ЖДУТ ДОМА»

Покидаем Ставки и отправляемся в Чаплинский район. По пути встречаем николаевских знакомых. Они тоже едут к украинским военным с провизией. Говорят, не могут спокойно сидеть дома и не действовать, поэтому решили навестить наших солдат, поддержать морально и материально. В Чаплинке подбираем местного активиста, частного предпринимателя Андрея Катышева, который «ведет» нас к блокпосту, что близ села Каирка. Отсюда — несколько километров до Крыма. «Сюда люди приезжают меньше, но тоже везут, что есть дома, и поддерживают солдат», — говорит Андрей. Блокпост тоже хорошо укреплен, здесь разбиты военные палатки, стоит техника. Рядом помогают гаишники. В целом, ситуация спокойная, но видно, что вооруженные ребята пристально следят за движением. «Здесь стоят лишь контрактники, люди, которые знали, куда и зачем они шли. Мы давали присягу на верность украинскому народу и будем защищать территориальную целостность Украины. Иначе и быть не может, — утверждает капитан, который вышел с нами пообщаться (имя и фамилию он попросил не называть). — Моральный дух солдат на высоком уровне. Прежде всего потому, что мы почувствовали, что нужны людям. Мы не ожидали такого приема и поддержки от населения, это прибавляет позитивных эмоций. Конечно, ситуация сложная, но она объединила армию и народ. Приезжали также политики, обещали материальную помощь, новую форму, оружие... Но мы все-таки надеемся, что до ее применения дело не дойдет. У нас тоже семьи и родные. Они ждут нас дома».

P.S. Еще одна пограничная зона в Херсонской области находится близ с. Ченгар Генического района. На этот раз мы, к сожалению, не успели к этому блокпосту. Впрочем, по предварительным данным, чрезмерной паники и продвижения российских войск по Херсонщине нет. Ранее неизвестные в форме «Беркута» вместе с военными без опознавательных знаков  вырыли там ямы для пограничных столбов и поставили рядом табличку с надписью «Мины». Также известно, что с агрессорами контактировал теперь уже бывший председатель Генической РГА Сейтумер Ниметуллаев. Он помогал неизвестным военным с поселением в гостинице и не скрывает этот факт. Местные жители возмущены тем, что чужие военные уничтожают техникой урожай на полях и держат село фактически под прицелом.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ