Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Фото успешно тогда, когда на нем есть еще что-то, кроме... фото»

Главный редактор и вдохновитель проектов газеты Лариса ИВШИНА накануне XIV ежегодной выставки фотографий-победителей конкурса, проводимого изданием, поделилась своими мнениями относительно права на субъективность, рассказала о фотошколе «Дня»...
12 октября, 2012 - 11:47
ГОСТИ ФОТОВЫСТАВКИ «Дня» НЕ СКУЧАЮТ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Главный редактор и вдохновитель проектов газеты Лариса ИВШИНА накануне XIV ежегодной выставки фотографий-победителей конкурса, проводимого изданием, поделилась своими мнениями относительно права на субъективность, рассказала о фотошколе «Дня», новом пространстве для экспозиции и... ценности неординарного мышления
 

Мы договорились беседовать о выставке. У меня было три вопроса. Но в разговоре с Ларисой Алексеевной, очевидно, нельзя обойти такие темы, как самообразование, создание государства, смещение углов зрения на украинское общество... Поэтому время от времени приходилось отходить от темы, как мне сначала казалось в процессе общения. Но потом я поняла, что мы говорим об одной-единственной, важной и масштабной вещи, всего лишь частью которой, хоть и весомой, является фотовыставка «Дня»... Ведь явление это выходит далеко за рамки дискуссий на страницах газет и историй на стенах выставочных залов. И речь идет о «проектировании страны», как резонно называет это сама пани Ившина. «Наша газета — для страны, которой еще нет», — не раз говорила главный редактор. И точно так же отмечала, кажется, Оксана Пахлевская, что работу издания нам еще предстоит оценить в будущем. Во время беседы с этой энергичной и неугомонной женщиной я поняла, что это таки без преувеличений. Просто у каждого своя ноша и ниша.

— Фотовыставка «Дня», церемония открытия которой и премирования победителей состоится сегодня, пройдет в 14-й раз. Достаточно ли, на ваш взгляд, общество резонирует этот проект, поскольку он до сих пор остается уникальным? Почему за 14 лет не появилось конкурентов или же сопроводительных проектов, которые бы поддержали ваше дело?

— Мне кажется, что он беспрецедентен именно тем углом зрения, который мы предлагаем, на мир и, прежде всего, на украинское общество. Существует некий иронично-снисходительный взгляд, популярный в том числе и в журналистских тусовках. Квинтэссенция его сформулирована в анекдоте, который я ненавижу: мол «...какая страна — такой и теракт». Я знаю совершенно другую Украину. И это знание, зерно, которое во мне зародилось еще в детстве и развивалось в течение всей моей жизни, я хочу как можно больше передать разными средствами влияния: через газету, книги, фотовыставки, через летнюю школу. Но фотовыставка наиболее доступна. И замысел этот отозвался во многих людях, которые поверили в искренность намерений и 14 лет вместе с нами это творят. Спасибо им! Конкурс показывает, насколько наша страна еще incognita. Каждый год все еще имеются признаки стагнации, застоя, депрессии или деградации. Но каждый раз я так же вижу, как часть живого общества (ироничная, самокритичная — разная: и добрая, и теплая, и просто страстная) находит новые краски даже в нашем искривленном мире. Это дает большие силы. Бывает, мы с нашей бильд-редакцией после трудоемкой подготовки к ежегодной выставке думаем: «Все, довольно, больше мы этого не будем делать», но когда видим реакцию людей, которые приходят... В прошлом году, кстати, в течение двух недель на нашей экспозиции побывало свыше 20 тысяч человек. Это беспрецедентное культурное явление познания себя. И так же уникально, что многие наши коллеги с телеканалов дают призы, приходят, освещают. Это единственный проект, который имеет такую товарищескую, дружественную поддержку.

— То есть поддержка все же существует?

— Существует. Это один случай, когда можно смело гордиться. Что касается наших книг — немного сложнее. Над этим еще нужно работать.

Фотовыставки — лучшие проводники публицистичности, хорошие объединители, но это очень тяжелый труд. Нужно вручную перебрать около трех тысяч работ, оценить, не пропустить те, которые иногда присылают с опозданием, особенно «метры», а потом говорят: «Как же так? Меня нет!»... Но, в конце концов, это стоит того.

— Что особенного, какую «фишку» для участников и посетителей выставки «День» приготовил в этом году?

— Фишка сложилась сама по себе. На протяжении многих лет работы экспонировались в Украинском доме, за что мы ему очень благодарны. Но теперь так получилось, что в этом году мы впервые будем в музейном помещении. И тут есть один момент. Визиткой нашего Фотоконкурса является фотография, которую сделал известный фотомастер Виктор Марущенко, он когда-то работал фотокором в газете «День». Это фото мне всегда чрезвычайно нравилось — открытое окно, свежий порыв, девушка, бегущая ему навстречу... Я очень хотела бы, чтобы она доброжелательно отнеслась к тому эксперименту, который осуществила наша художница Анна Гаврилюк в канонах современного искусства... Она ее, во-первых, «клонировала» — ее стало много, а во-вторых, простите — ее местами перевернули вверх ногами. Но все же мы будем в Музее современного искусства. А современное искусство, я думаю, относится к реальности довольно свободно, и мы намекнули, что это наш отзыв на новые предложенные условия, на новое пространство. Но все остальное остается реалистичным, серьезным, интересным и глубоким, как всегда. Когда-то Лина Костенко, посетив нашу фотовыставку, сказала, что у нас не фотографии, а картины! Так где ж им быть, если не в музее?

— Один из влиятельных фотохудожников современности, редактор едва ли не единственного в Украине интернет-журнала, посвященного фотографии, Александр Ляпин...

— ... к слову, тоже работал в «Дне».

— ...он высказывал такое мнение, что в настоящее время фотограф должен приравниваться к ученому, который исследует, рискует, обнаруживает, предлагает какие-то пути решения. Однако в Украине, считает он, отсутствует подобная практика, образовательная традиция. Не планируете ли Вы, ввиду этого, организовать, например, при «Дне» фотошколу, вроде Летней школы журналистики?

— Это хорошая идея. Я вообще считаю, что если кому-то чего-то недостает, то недостает образованности. Но, как учили философы, чем больше знаешь, тем сильнее понимаешь, сколько не знаешь. Это бесконечный процесс. Мы должны смотреть на людей вокруг и учиться у тех, кто делает что-либо лучше нас. Мы, безусловно, так и делаем. Я слежу за фотоконкурсом World Press Photo, изучаю фотографии, которые получают премии, в частности Пулитцеровскую. Возможности глобализирующегося современного мира дают нам такие безграничные возможности учиться друг в друга, что все мы можем считаться учениками. И, конечно, наша летняя школа в этом плане является хорошей не то чтобы кузницей кадров — такое банальное слово, она является, ну хорошо, — инкубатором (смеется) и в то же время позволяет старшим журналистам держать тонус, чувствовать запросы, учиться. А вот фотошкола — это так же абсолютно реально, потому что много лет нашим бильд-редактором был Леонид Дмитриевич Бакка, который стал хорошим учителем для многих фотожурналистов. Поэтому хотя и не оформленная, но фотошкола «Дня» существует! Многие люди, которые будут представлены на этом фотоконкурсе, работали в «Дне», их почерк я вижу сразу, даже не рассмотрев фотографию. Фотокоры, которые прошли через нашу газету, хорошо аттестованы на рынке труда. Всем президентам и первым леди мы их, так сказать, поставляли. Условно говоря, нас «грабили» постоянно, потому что едва мы приобретем, люди у нас вырастут-развернутся, а затем они везде: Борис Корпусенко — в Киевской мэрии, Александр Косарев — у Кличко, Андрей Мусиенко — у Президента, Михаил Маркив — тоже у Президента, Олег Маркевич (он не наш фотокор, но участник фотоконкурсов) — у премьера, Николай Лазаренко был фотожурналистом президента Ющенко, сейчас он возглавляет фотослужбу УНИАНа. Александр Ляпин, которого вы вспоминали, Валерий Милосердов, Виктор Марущенко на разных этапах. Это могучая линия, и, конечно, она задает определенный тон. Хотя я часто говорю, что не дай бы Бог что-нибудь случилось, и нам ничего не прислали бы, то и наши фотокоры — Руслан Канюка, Константин Гришин и Николай Тимченко — часть экспозиции могли бы заполнить своими работами. Поэтому, если бы у них было больше времени, то могли бы вести такие курсы, а, возможно, эта идея, действительно, им понравится. Я — за. За то, чтобы такая фотошкола у нас была оформлена, раз она есть.

— Вы как-то говорили, что сутью выставки является внутриукраинская интеграция, создание определенного собирательного образа Украины, попытка уловить дух времени... А какие основные критерии отбора фотографий?

— Меня часто об этом спрашивают. Конечно, это абсолютно субъективная вещь. Здесь есть определенные критерии, касающиеся технической стороны дела, — снимки должны быть качественными, фотошопы не приветствуются. Принципы нашего фотоконкурса — живая фотография, живая музыка, живое общение и живые цветы. И всегда и везде, во всех городах, которые мы посещали, все эти параметры выдерживались. Но понять, что есть живое, для многих людей непросто. К этому нужно идти много лет, чтобы иметь право на субъективность. Нужно нарастить себе определенный запас, культуру, уровень первой реакции, потому что может произойти большая глупость. Но когда ты уже поработал, то первая реакция становится очень точной, лазерной, импульсной. Ты берешь фотографию и сразу думаешь: «Что это? Что ты увидел — зафиксируй...». Простое мышление выглядит так: пишешь о газопроводе — значит, иллюстрируешь трубой... Нет, должен быть парадокс. К слову, нас часто хвалят на фотоконкурсах за оригинальные текстовки. Это опять же принцип — мы не иллюстрируем. Я говорю, что фото успешно тогда, когда на нем есть еще что-то, кроме фото. Вот «еще что-то» определяет, талантливое оно или нет. И это «еще что-то» можно иногда подчеркнуть. Была у нас фотография с Майдана, на которой автор зафиксировал, как Тимошенко наблюдала за разговором Ющенко с покойным Зинченко. Она таким взглядом на них смотрела, что я дала название работе «Третий глаз». И название подчеркнуло неестественность, тревожность той фотографии... Здесь не напишешь: это Зинченко, это Ющенко, а это Юля... ведь этим можно просто убить интригу и все зачистить.

Все эти масштабные конкурсы мировые — зачастую это кровь, убийства, теракты, взрывы, это море катастроф и страданий. За этим всегда охотятся фотокоры, и это естественный интерес людей. Но украинская ситуация заключается еще и в том, чтобы вырастить крохотные ростки добра, подчеркнуть, что в таком искалеченном обществе, как украинское, сохранились огромные залежи того, что может абсолютно изменить представление об Украине и о самих себе.

— Но достаточно ли самой фотографии.

— Конечно, нет. «День» — это газета для страны, которой еще нет. Мы являемся проектным бюро. И образ страны, которая вам понравится, вы можете увидеть на наших фотовыставках: людей, которых вы полюбите только за то, что они ваши соотечественники. Вы их на улице, возможно, не увидите, а кто-то талантливый сфотографирует, покажет, и этот человек станет частью вашего мира. Я часто использую фразу Михаила Жванецкого: «Одессу придумали евреи — и все в нее поверили». Это очень красиво и здорово — подчеркивать свое и показывать его, проектировать. За этим проектом могут пойти другие люди.

Можно написать бесконечную сагу об истории фотографий, которые мы экспонировали. Они призывали к хорошим поступкам, собирали потом вокруг себя людей, которые думали так: «Мы тоже это сделаем». Реакция на фотографию — прямого действия или непрямого — очень важна. Чрезвычайно трогательно наблюдать за людьми, которые приходят на наши выставки. Бывают и смех, и слезы, и друг друга толкают... фотографируют на мобильники, звонят: «Бросай все — здесь такое...». Это стало прекрасным досугом: пойти на фотовыставку, потом вместе пойти на кофе, поговорить и еще раз пойти на фотовыставку (смеется).

— Было ли такое, что Вы разочаровывались в том, что делаете? Потому что все вещи, которые Вы говорите, в целом очень оптимистичные.

— Не то чтобы разочаровывалась. Я всегда понимала: то, что делаю, необходимо делать, и я знаю, как. Но у меня было много горьких мыслей по поводу того, что не все так быстро, хорошо и не так это понимают или не так поддерживают, как этого хотелось бы. Потому что все-таки мы уже очень много приобрели для нашей страны, поэтому я желаю, чтобы это стало коллективным способом действия украинских журналистов, чтобы они приобщались. Та же «Бронебійна публіцистика» — 15 книг — это потребность рассказать всем о необходимости массового всеобуча (?). Такие проекты, как «Книжный Арсенал», к примеру, нужно показывать стране. Я на месте телеканалов поставила бы камеру и транслировала целый день. Страну нужно показывать ей самой. С хорошей стороны она себя не видит. У нас искривленное представление об украинском обществе. И, конечно, по этой причине очень много депрессии и какой-то скуки. Людям неинтересно, потому что они не знают.

— По Вашему мнению, не показывают все же из-за целенаправленной политики медиа, а не отсутствие запроса в обществе?

— Я убеждена, что с владельцами каналов тоже нужно работать. Есть, знаете ли, дешевые способы зарабатывать на телевидении. Как-то Барбаре Брыльской российские журналисты в который раз рассказывали о том, какая она у нас популярная, что у нас перед каждым Новым годом демонстрируют «Иронию судьбы», которая 20 лет не сходит с экранов, еще и вторую серию отсняли... И тут она сказала абсолютно блестящую фразу, абсолютно, что называется, «неподражаемой интонацией». Она сказала: «Бедные вы мои, бедные...»

В стране искусственно затянули период брежневизма. Леонид Ильич уже давно на том свете, а стиль времени остается таким, когда все неизменно: те же «звезды» на ТВ, то же кино... А мир изменился давным-давно. И эти искусственные тормоза деформировали сознание многих. Но никогда не лишне заглянуть за ту сторону телевизора.

— Тормозящие тоже деформировались навсегда?

— Возможно, но некоторые из них имеют интерес. Как говорил Вини, «это ж-ж-ж — неспроста». Обществу нужно быть более наученным для того, чтобы понимать. Один автор из Одессы красиво написал о «Книжном Арсенале», много его мыслей совпали с моими, в частности одна фраза: «Нации, которые не читают философов, не могут сделать мерседес». Пути к успешности всегда были такими — через тяжелый труд в образовании. А в нашем случае — еще и в самообразовании. Мы не должны ждать того, когда наша власть поумнеет... Сами знаем, что нужно учиться, и знаем, у кого. Недавно я общалась с главным редактором «Новой газеты» (российское оппозиционное издание. — Ред.) Дмитрием Муратовым, и мы с ним коснулись того важного вопроса, что сейчас делает российская журналистика (газета «Коммерсантъ», а «Новая газета» — особенно остро. — Л.И.) — она совершенствует и борется за свое государство, а нам — надлежит его создать. И он согласился, что это в корне разные задачи. Представьте себе, что построить страну невозможно без чтения философов, как и создать мерседес. И это нужно очень быстро усваивать, потому что мир непрестанно изменяется, а наши интеллектуалы в том времени дают нам основу для ассоциативного мышления. От этого мы должны оттолкнуться и пойти дальше, чтобы жить своей головой и собственной жизнью.

— Возвращаясь к фотовыставке, спрошу напоследок, имеете ли Вы фаворитов на нынешнем конкурсе?

— У нас есть номинация «Мир глазами детей», победители которой второй год подряд получат специальные награды от Представительства Детского фонда ООН в Украине (ЮНИСЕФ). Возможно, их работы не всегда совершенны с точки зрения формы, но мы поддерживаем каждую детскую попытку воспроизвести мир. Это всегда было как-то так, будто бы снисходительно. А в этом году меня удивило несколько очень хороших работ. Мне понравилось, что это еще и хорошая география — Харьков, Донецк, Сумы, Одесса. Детские работы дышат энергией и свежестью. Оставлю все же интригу, потому что будет вручен также приз «Золотой День», в который мы закладываем особый гуманистический смысл.

Марина КУЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ