В прошлом году деканом Оборонного колледжа НАТО, который базируется в Риме, впервые стала женщина —доктор Дария Даниель Шкодник. Основанный 19 ноября 1951 года по инициативе первого верховного командующего Объединенными силами НАТО в Европе Дуайта Эйзенхауэра, играет ведущую роль в образовании и учебе, гарантируя, что знание и критическое осмысление постоянно повышают сплоченность НАТО и его готовность к будущему. В понедельник пани Шкодник приехала в Киев, чтобы принять участие в Международной неделе НАТО и прочитать лекции курсантам Национального университета обороны Украины. Она нашла в своем плотном графике время, чтобы дать эксклюзивное интервью «Дню».
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ПРОЦВЕТАНИЯ ГОСУДАРСТВА»
— Пани декан, почему вы — женщина — выбрали такую профессию, ведь вопрос обороны и безопасности считается мужским занятием?
— Это было не решение, но скорее повод и амбиции, чтобы добиться изменений. Я считаю, что безопасность является основой для процветания государства. Моя первая работа была в сфере безопасности моей страны Словении. Я многому научился за эти годы. Потом я работала на одном предприятии директором кадрового и юридического отдела. Вскоре перед независимостью покинула эту работу и начала работать в первом учебном центре словенских Вооруженных Сил и продолжила работу в отрасли международного военного сотрудничества. Как для женщины я получила экстраординарную работу, но и вместе с тем очень интересную. Это была военная должность, которая совмещала международные отношения и дипломатию. Работа с международными организациями и с НАТО, особенно в рамках Партнерства ради мира, хорошо подготовила меня к сегодняшней должности. Как декан Оборонного колледжа НАТО я руковожу академической деятельностью заведения, которое охватывает образование, исследование и распространение знаний. И опять таки эта деятельность охватывает не только военное дело, но и в рамках всеобъемлющего подхода другие институции, которые занимаются вопросами, связанными с безопасностью в гражданской сфере.
Колледж предлагает платформу для общения разных культур, идеологий и религий, выходя за рамки недоразумений и суеверий. В этом заключается уникальное значение этого важного заведения.
«ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ В КРЫМУ УКРЕПЯТ СПЛОЧЕННОСТЬ НАТО»
— Некоторые эксперты считают, что из-за аннексии Крыма НАТО получило смысл для своего существования. Что вы скажете об этом?
— Смысл существования для НАТО был заложен в момент основания организации, хотя Альянс менялся и адаптировался к среде безопасности, которая быстро менялась. Разрешите мне высказать мою личную точку зрения. Я могу согласиться, что последние события в Крыму, которые, как вы знаете, были весьма осуждены Альянсом и международным содружеством, укрепят сплоченность НАТО. Я считаю, что в современном глобализированном мире все государства тесно взаимозависимы между собой. Безопасность — взаимосвязана и ни одна страна не может обеспечить в одиночку собственную безопасность. Поэтому страны ищут альянсы и партнерства, чтобы иметь возможность противостоять этим угрозам и обеспечить стабильность своего народа. НАТО смотрит на ценности своих партнеров и большое внимание уделяет перспективам будущих партнерств.
По окончании холодной войны снова и снова поднимался один и тот же вопрос: является ли НАТО до сих пор актуальным? Последние события в Украине подтверждают, что НАТО будет продолжать играть важную роль в будущем — как сдерживающий фактор, как поставщик средств кризисного менеджмента или как надежный военный союз. НАТО будет адаптировать свою позицию по отношению к России и находить консенсус, чтобы отвечать в один голос на действия России. Это, вероятно, будет важной частью повестки дня будущего саммита НАТО в Уэльсе.
НАТО всегда было актуальным, это — самый успешный альянс в мире. Он осуществляет антитеррористические, антипиратские операции, обеспечивает стабильность и безопасность в Косово, обеспечивает безопасность и оказывает помощь в создании афганских сил безопасности в Афганистане, плюс он был основой трансатлантической безопасности благодаря коллективной обороне своих союзников.
— И, возможно, наступило время, как пишет New Statesman, для НАТО перевооружаться?
— Это еще один важный вопрос. Экономический кризис и сокращение оборонных бюджетов союзников является очевидным для нас всех. Я говорила об этом на недавней конференции Wilton Park. Решающее значение имеет поддержание расходов на оборону на уровне 2 % от ВВП государств-членов, если Альянс хочет остаться способным проектировать свой ответ на современные вызовы безопасности. Концепция «умной обороны» играет значительную роль в этом отношении.
«СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ СОВЕТ ОСУДИЛ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ КАК НЕДОПУСТИМЫЕ...»
— Россия была стратегическим партнером НАТО.
— Совершенно верно. Совет Россия-НАТО был очень важной платформой для диалога с момента его создания. Тем не менее, нельзя допустить, чтобы одно суверенное государство могло вторгнуться на территорию другого. НАТО послало четкий сигнал России, что это не приемлемо, так же сделали Организация Объединенных Наций и ЕС. Североатлантический совет, главный орган принятия решений НАТО, осудил действия России как недопустимые по меркам международного права. В своем выступлении в Национальном университете обороны я четко заявила, что не может быть военного решения проблемы. Должны состояться переговоры и диалог, чтобы можно было найти мирное решение.
— Вы, по-видимому, знаете о дебатах относительно того, что НАТО очень быстро расширилось, это и было одной из причин, которая тревожила Россию. Но существует мнение, что НАТО расширялось недостаточно, и если бы Украина была членом НАТО, то не было бы того, что произошло в этом году: аннексии Россией Крыма, ведь в этом случае граница Альянса была бы непосредственно с Россией. Украина подавала заявку на получение ПДЧ на Стамбульском саммите в 2004 году и Бухарестском в 2008 году. В первом случае нам отказали США, а во втором — канцлер Германии Ангела Меркель, страна которая очень выиграла от расширения НАТО, передвинув границы Альянса к восточным границам Польши. Что вы скажете на это?
— Но Украина изменила свою политику. Провозглашение Украиной внеблоковости остановило процесс, но не сотрудничество между НАТО и Украиной. От самой страны зависит, хочет ли она стать членом НАТО, или нет. Вы можете найти ответ на этот вопрос на референдуме, как это делали в прошлом некоторые новые члены НАТО.
— Но стране не обязательно проводить референдум, чтобы получить ПДЧ?
— Вы правы. Тем не менее, это остается суверенным решением Украины. Конечно, это только начало всего процесса присоединения, которое НАТО готово поддержать.
«ЕС ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ИДЕАЛЬНЫМ ПАРТНЕРОМ ДЛЯ НАТО»
— Сегодня было заявление президента Чешской Республики, что в случае вторжения России в Восточную Украину НАТО может ввести войска на территорию Украины, чтобы ее защищать. Вы считаете такой вариант возможным, и будет ли решение Альянса единым в таком случае?
— Хотя я представляю академическую опору НАТО, я постараюсь ответить на этот очень важный вопрос. Для НАТО принципиально важной является статья 5 Вашингтонского договора. Это значит, что любое государство — член Альянса, которое обращается, согласно статье 5, за помощью, будет защищено своими союзниками. Украина является партнером, поэтому статья 5 не распространяется на украинскую территорию.
Со своей стороны НАТО будет стремиться поддержать реформу сектора обороны и безопасности, чтобы таким образом позволить стране защитить себя от внешней агрессии. Образование является важной частью этого процесса, и именно поэтому Оборонный колледж НАТО и Школа НАТО в Обераммергау проводит здесь 14-ю Международную неделю. НАТО продолжает планировать проведение совместных учений и тренировок.
— В Украине некоторые кандидаты в президенты заявляют, что они выступают за присоединение страны к европейской системе коллективной безопасности. Существует ли такая система, насколько известно, есть Европейская политика безопасности и обороны?
— НАТО, в первую очередь, это — военная организация. Поскольку ни один кризис не может быть решен военными средствами, Европейский Союз может и должен играть важную роль в так называемом «Комплексном подходе», приобщаясь эффективно к процессу антикризисного управления. Если НАТО является военно-политической организацией, то ЕС экономической организацией с акцентом на устойчивое развитие и опыт в государственном строительстве, дополненный некоторыми военным потенциалом для операций по урегулированию кризисов. ЕС должен оставаться идеальным партнером для НАТО. И если необходимо, они оба должны тесно сотрудничать , предоставляя разные ресурсы для урегулирования и решения кризисов.
«МЕЖДУНАРОДНАЯ КИЕВСКАЯ НЕДЕЛЯ — ДЕМОНСТРАЦИЯ ВАЖНОСТИ ТЕСНОГО ПАРТНЕРСТВА»
— Вы уже читали лекции перед слушателями Национальной академии обороны Украины, что вы пытались им донести, какие мессиджи?
— Основная цель Международной киевской недели — повышение знаний и понимание НАТО, решение ключевых текущих вопросов и вызовов международной безопасности, прежде всего, демонстрация важности тесного партнерства между НАТО и Украиной. Мы будем обсуждать много актуальных вопросов, таких как политика партнерства НАТО, уроки в Афганистане и миссии «Решительная поддержка» после 2014 года, кибербезопасность, терроризм, кризисный менеджмент и процессы оперативного планирования НАТО и, конечно же, отношения НАТО — Украина.
— Что вы скажете об украинской военной доктрине, намерениях и оперативных целях?
— НАТО поддерживает Украину в процессе оборонных реформ. Оборонная политика Украины опубликована, как и военная доктрина. И очень важно постоянно адаптироваться к переменчивым условиям безопасности. НАТО готово поддержать эти усилия через образование, профессиональную подготовку и обучение.
— Какие у вас впечатления от Украины?
— Индивиды создают нацию, и я встретила здесь много выдающихся индивидов. Еще мне очень нравится ваша национальная кухня. Прежде всего я наслаждаюсь гостеприимством, честными обменами: открытый, искренний разговор — это важно. Когда государство имеет нужных людей в нужных местах, которые работают на благо своего народа, всегда существует хорошая основа для оптимизма. В этом отношении значение будут иметь будущие выборы.