Украинские почтальоны профессиональный день (9 октября) отметили новым планом действий. «Стратегию будущего» (документ, предусматривающий реорганизацию работы почтовой связи на следующие 5 лет. — Ред.) вчера во время IV Всеукраинского форума работников почтовых отделений презентовала генеральный директор УГППС «Укрпочта» Оксана Плотникова.
«Мы уже много сделали в 2012 году: увеличили прибыль, доходы, зарплату сотрудникам, улучшили качество обслуживания, словом, заложили фундамент для последующего развития. Новая стратегия позволит сфокусировать развитие предприятия на модернизации, соответственно, до 2017 года технические и кадровые возможности «Укрпочты» будут настолько мощными, чтобы ни у кого не возникало сомнений во время выбора поставщика почтовых услуг», — отметила Плотникова.
В частности, за 5 лет «Укрпочта» планирует существенно модернизировать инфраструктуру предприятия и внедрить целый ряд инновационных продуктов и услуг. Речь идет о «едином окне» административных услуг, «официальном электронном почтовом ящике», «гибридной почте», «едином платежном окне» для всех видов платежей населения, даже — электронной почтовой марке...
На предприятии обещают уже в ближайшее время разработать онлайн-сервисы для всех услуг и обеспечить информационную поддержку операций. На эти цели в следующие два года из бюджета монополиста пойдет около полумиллиарда гривен. «В этом году мы инвестируем 150 миллионов гривен в ІТ-технологии, в следующем — 300 миллионов гривен», — заявила Плотникова. Очевидно, за эти же деньги руководство планирует компьютеризировать (!) более чем 18 тысяч рабочих мест, что отмечено в Стратегии. Следовательно, уверены на предприятии, удастся автоматизировать технологические процессы и все отделения, а это в свою очередь позволит сократить время обслуживания клиентов в 4 (!) раза.
Но особенно приятно то, что в «Укрпочте» наконец начали говорить о проблеме оперативности доставки корреспонденции. Читателю, который получает «День» по подписке, хорошо известна проблема, когда ежедневную прессу приходится читать в «черством» позавчерашнем варианте. Автор этих строк в прошлые выходные убедился, как «оперативно» получают нашу газету в далеко не «неперспективном» селе Ровенской области. В пятницу в почтовом ящике — подборка всего недельного выпуска «Дня», за исключением пятничного номера. Его наш читатель, в лучшем случае, получит аж в следующий вторник, а то и в среду. В эпоху развития информтехнологий такая «оперативность» наносит огромный вред ежедневной прессе. В «Укрпочте» наконец пообещали устранить проблему. И через пять лет «создать современные автоматизированные сортировальные центры и увеличить стандартную скорость доставки писем с 5-ти до 3-х дней, посылок — с 7-ми до 3-х дней, газет — с 2-х дней до «изо дня в день«». Такой пункт есть в тексте Стратегии.
Руководство «Укрпочты» уверено, что внедрение новой Стратегии позволит увеличить доходы предприятия на 50%, а прибыль и того больше — на 75%. Очевидно, в половину большую динамику роста прибыли, нежели валовой выручки, в монополисте собираются получить за счет оптимизации расходов, правда, какими методами, в Стратегии не указано. Впрочем, жители отдаленных маленьких сел, думаем, догадываются, о чем идет речь.
«Распланировавшись», менеджмент почтового монополиста пообещал все отделения почты отремонтировать, зарплату почтальонам увеличить вдвое и т.д...
Однако всю «безоблачность» вчерашнего праздника портило только одно маленькое... но очень существенное «но». Объективно почта в Украине переживает не наилучшие времена. И об этом, в частности, свидетельствует и утвержденная правительством «Государственная целевая экономическая программа развития почтовой связи на 2009—2013 гг.». Согласно документу, для «оптимизации работы» предусмотрено создание передвижных пунктов почтовой связи. Речь идет о том, что такие «почтальоны» на колесах будут курсировать по тем регионам, где почтовых отделений не было вообще или их закрыли из-за нерентабельности. И за три года действия программы таких передвижных отделений в Украине появилось две сотни, а обслуживают они свыше 1380 сел по всей стране.
В целом же работники почтовых отделений в небольших селах признаются, что сегодня выживать им удается прежде всего за счет приема коммунальных платежей, а также сотрудничества с популярным Книжным Клубом «Клуб Семейного Досуга». Собственно, корреспонденция физических лиц отходит на второй план — этому способствует сотовая связь. А тех, кто выписывает прессу, становится все меньше (и неудивительно, учитывая оперативность ее доставки. — Ред.).
Но когда в городе внимания к почтовой связи не слишком много: получить посылку можно, воспользовавшись услугой автоперевозчика, оплатить коммунальную услугу — в банке, получить или послать весточку близкому человеку через Интернет, то для села, особенно того, которое наши государственные чиновники в своих программах отмечают как «неперспективное», — «Укрпочта» жизненно необходимый элемент инфраструктуры. Здесь именно почтальон приносит людям пенсию домой. Здесь ждут периодику и письма, потому что не имеют Интернета. В этом случае осуществляется еще одна очень важная функция почтальона — социальная. И, по-видимому, государственному монополисту стоило бы подумать над ее обеспечением, не ожидая увеличения прибылей на 75%.