Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На Озеро, Озерцо или Озюрко?..

Станут ли уникальные волынские водоемы местом пусть не массового, но активного паломничества украинцев, стремящихся оздоровиться и отдохнуть?
29 апреля, 2014 - 15:22
Волинь
ОЗЕРО ЛЮБЯЗЬ НА СЕВЕРЕ ВОЛЫНИ — НЕ ТОЛЬКО ОДНО ИЗ КРАСИВЕЙШИХ, ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ «РЫБОЛОВНЫМ ЭЛЬДОРАДО»

Волынянам не нужно объяснять, что слова, вынесенные в заглавие, это названия трех совершенно разных, но по-своему прекрасных местных озер. Вероятно, нашим предкам уже не хватало фантазии, так как на Волыни есть несколько Озерец и Островянских, несколько Добрых, Святых и Песочных озер. И одно уже назвали совсем просто: Озеро. А в Украине, по-видимому, и нет больше региона, который бы имел такое фантастическое природное богатство: около трех сотен только озер, а еще — реки, пруды, заливы... Простой же украинец знает преимущественно только жемчужину «озерного края», как еще называют Волынь — легендарный Свитязь, которому и Лина Костенко посвятила строки: «Я хочу на озеро Світязь, в туман таємничих лісів...». Объездила за годы журналистской работы всю Волынь до ее глубинок, открыла для себя десятки удивительной красоты озер и сейчас не перестаю удивляться: как мало знают даже мои земляки о богатстве, которым владеет регион! Уже не говорю о том, как на нем Волынь могла бы «озолотиться».

Журналист Валерий МЕЛЬНИК свыше 30 лет изучает природу Волыни, является автором более десяти книг и фотоальбомов об охране природы. Снимал он и документальные фильмы, которые становились победителями и призерами престижных международных конкурсов. Он также один из немногих украинских фотографов, которые профессионально снимают дикую природу. И только несколько раз за всю жизнь отдыхал на море. Ведь как только отпуск или свободные выходные — так и забирается с семьей и друзьями на какое-то из волынских озер, где, бывает, и неделю никого чужого не встретишь... Собственно, у Валерия почти готова и книга, рабочее название которой — «Волынские озера». Поэтому именно с ним и хотелось провести своеобразный «мастер-класс» для тех украинцев, которые ищут уютный уголок природы для отдыха души и тела. И почему таким уголком не должны были стать многочисленные волынские озера?..

— Почему на Волыни так мало освоено озер для массового отдыха? Все едут только на Свитязь или Песочное в районе санатория «Лесная песня», может, еще на несколько больших озер. С одной стороны, это хорошо, потому что другие озера не утрачены еще, не уничтожены. А с другой — ведь и Свитязь уже не может выдержать такого многотысячного нашествия каждое лето... Ведь сезон на Шацких озерах длится даже не полное лето, а за это время здесь хочет оздоровиться масса людей. Сейчас Свитязь еще успевает обновиться, воскреснуть до следующего сезона, но сколько это будет продолжаться?.. Да и разве не жаль, что в нашем крае столько чудесных озер, которые бы немного сконкурировали шацким, дали тем «передохнуть», а люди открыли бы для себя не менее замечательные места волынской природы?

— Очень долго считалось, что на Волыни есть 230 озер. Но когда-то я разговаривал с Юрием Иосифовичем Бахмачуком, который возглавлял тогда областное управление водных ресурсов. На мой вопрос — сколько же на Волыни озер — ответил: а кто их точно считал?.. Позвал он своего заместителя Тараса Григорьевича Корнийчука и говорит: «Вот возьми и пересчитай». Оказалось, что их — 265! Когда же я начал работать над книгой о волынских озерах, то предварительно насчитали их уже 290. Думаю, что часть здесь — те же озера, которые идут под разными, местными названиями или которые из-за маленьких размеров раньше не брались на учет водниками.

— Однозначно, что Волынь имеет огромное богатство!..

— Не просто огромное — фантастическое богатство! Саму Волынь ассоциируют как «край лесов и озер». Безусловно, есть такие жемчужины общенационального значения, как Свитязь. Уникальный объект природы, о нем очень много написано, и я не буду на нем отдельно останавливаться. Но есть и десятки других озер, которые чрезвычайно красивы и очень привлекательны с точки зрения туризма и рыбалки, с фантастически прекрасными пейзажами вокруг них...

— И я знаю мужчину, который приобрел домик на берегу озера Святое посреди леса в Старовыжевском районе только потому, что как-то ночевал там, встал на рассвете... А с берега — озеро в мареве тумана, а на противоположном берегу черный аист ходит... Помню, как настойчиво ты посылал меня на озеро Шини, что на севере Волыни, в Любешевском районе... И я даже была в командировке почти рядом и почему-то не сочла нужным поехать немного дальше. А потом в одном из лесничеств увидела на стене твой большой фотоснимок озера Шини, до сих пор поражена его первозданной красотой и сейчас очень хочу на Шини!

— Говорят, что кто не видел Шини, тот не видел Волыни! Это озеро имеет свою историю, и она — целый пласт нашей жизни. Когда-то на его берегах жили люди, и уже исчезли с лица земли многочисленные самобытные полесские хутора со своей первобытной инфраструктурой. О том, что здесь жили полищуки, сейчас напоминают поднятая в грядки земля на месте бывших огородов и невероятно старые груши.

Это озеро для того, чтобы радовать глаза красотой Полесья. Оно хорошо для рыбалки. Это озеро для того, чтобы было куда уединяться от людей. Это место, где можно понять, что в этом мире звуков, трескотни, криков может быть такая тишина, что когда пролетит комар, так это кажется очень громко.

ОЗЕРО СВИТЯЗЬ ПРИЗНАНО ОДНИМ ИЗ СЕМИ ПРИРОДНЫХ ЧУДЕС УКРАИНЫ

А таких озер на Волыни десятки! Часть волынян о них знает, но в большинстве они — это еще «терра инкогнита». Как коза на привязи, наш массовый турист-отдыхающий вертится вокруг Свитязя или Песочного, ездит туда, где есть необходимые ему бытовые удобства. Но в то же время и обедняет свой отдых, поскольку не имеет открытий первозданной природы, нашей истории, незабываемых впечатлений и встреч.                                  

— Нужно ли все же, на твой взгляд, распространять информацию о таких уголках волынской природы, которые не зацепила урбанизация, и они не деградированы? Не пострадает ли в первую очередь сама природа, поскольку все мы знаем, какие горы мусора оставляют люди после «досуга с шашлыками»?

— Палка здесь имеет два конца... Если идет хозяйственное освоение озера, оно, как правило, дается в аренду. И появляется частник, который охраняет его ресурсы, зарыбляет, следит за прибрежной зоной. Это, безусловно, плюс. Но какая экологическая нагрузка будет на это озеро, если бы хозяин сделал небольшую базу отдыха, поставил мостики для рыбалки, построил беседки, навес, под которым можно было бы и уху сварить?.. Нужно изучать! Ведь когда возникает слишком большой пресс людей на озеро и оно начинает жить не своей жизнью, а жизнью туристов, то, безусловно, бесследно это не проходит — страдает видовое многообразие в воде и на берегах, страдает чистота воды. Ведь наши отдыхающие не очень научены ответственности и не всегда понимают, что других озер ни у них, ни у детей их при таком отношении уже — не будет!  

Тут мудрую политику должно проводить государство в лице органов местной исполнительной власти. С одной стороны, эти богатства, безусловно, нужно ставить на службу человеку, чтобы он мог отдыхать и оздоравливаться. Но сама система организации отдыха должна соответствовать самым современным требованиям экологических служб и учитывать все ограничения, в которых нуждаются прилегающие к озеру природные комплексы. Ярким примером того, что государство это в состоянии сделать, является освоение берегов Свитязя. Я помню Свитязь 70-х годов прошлого века, когда в урочище Гряда, являющемся сейчас местом наиболее массового отдыха, было только две базы отдыха. Сейчас же по всем берегам настроен настоящий «Китайгород». Старые базы имели необходимую деталь быта: выгребные ямы. Но политическая воля руководства области, местной исполнительной власти, организаций, которые должны стоять на стороже экологии, заставила владельцев баз раскошелиться на канализацию. Сделали коллектор, расширили шацкие очистительные сооружения. И это образец того, как нужно делать.

— Возможно ли на Волыни сделать так сказать двойник Свитязя: базу отдыха свитязьского уровня, но в другом, не менее замечательном уголке края?

— Сам Свитязь уникален. Однако недалеко от него расположен Люцимер, но это — заповедная зона... Есть озеро Песочное в Старовыжевском районе. Есть озера любохиновской группы в Старовыжевском районе, то же Островянское. Оно маленькое, но очень живописное... В принципе в области немало удобных мест и для строительства новых баз отдыха, и для рядового отдыхающего с палаткой. Прекрасное, например, озеро Тросне в Маневицком районе...

ДОЛГО СЧИТАЛОСЬ, ЧТО НА ВОЛЫНИ 230 ОЗЕР. КОГДА ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИК НАЧАЛ РАБОТУ НАД КНИГОЙ ОБ ЭТИХ ВОЛЫНСКИХ БОГАТСТВАХ, ИХ НАСЧИТАЛИ... 290

Но я так думаю, что хорошо, когда цивилизация все же не доходит до многих волынских озер. Например, до Святого в Ратновском районе. Еще 15—20 тысяч лет назад на берегу этого озера жили люди, о чем свидетельствуют археологические находки. С одной стороны к озеру прилегает почти микрополупустыня. Это пески, кое-где скрепленные типчаком: это такая трава, на которой полищуки издавна проверяли, как отточена коса. Мы бы много потеряли, если бы сюда дошла цивилизация.

— Не так далеко от этого Святого есть другое неповторимое озеро — Белое, на границе Волыни, которое пополам принадлежит Украине и Беларуси. Но если с белорусской стороны стоят коттеджи, то наш берег практически пуст. Однако местные жители рассказывают, что летом здесь бывают не только украинские туристы, но и все чаще — поляки, которых не отпугивают даже знаменитые белоозерские комары...

— Эти комары — особенные, привитые, как черешни! Более агрессивного комара на Волыни нет. Но озеро действительно живописно и собирает много «диких» туристов. В нем чистая вода, которую смело можно использовать для приготовления еды. У рыбаков, кстати, вообще считается, что уха должна вариться в воде, из которой взята рыба. В Белое ты заходишь по грудь и, опустив глаза, четко видишь пальцы своих ног. Пить воду можно и из Святого, и из Островянского, Тросного, Песочного, из многих озер щацкой группы. Да большинство озер у нас чистые! Другое дело, что треть озер — умирающие, они зарастают, на дне собирается сапропель, который можно было бы добывать и, как говорят, озолотиться. Но это уже другая тема.

— На скольких волынских озерах ты побывал, какое выдалось тебе самым красивым, наиболее своеобразным?

— На Волыни просто нет некрасивых озер! Бывал на всех крупных и средних озерах, на многих малых. Ведь одно время работал внештатным инспектором рыбохраны, а она действовала довольно активно. На Волыни есть десятки озер, которые были бы интересны для организованного отдыха, но они не интересны людям, которые любят рыбалку на диких водоемах. Озера же, облюбованные рыбаками, часто не подходят охотникам на дикую пернатую дичь. Для охоты, безусловно, пригодны озера глухие, и их на Волыни тоже хватает.

— Когда-то мне лесники рассказывали: на озере Черемском, что в одноименном природном заповеднике, можно и неделю человека не встретить...

— А там и делать людям нечего — заповедник же!.. Тем более что это озеро вместе с еще одним — Редичи — находится в зоне строгой заповедности. Сюда также затруднен подход. Черемское — это остатки когда-то огромного озера, которое было здесь. Идти к нему нужно по так называемым плавам или плаунам, когда весь травянистый ковер под твоими ногами качается... Поэтому не очень много любителей идти к этому озеру. Но правильно и то, что есть люди, готовые платить деньги, чтобы увидеть такую нетронутую природу!

Результатом моих поездок в эту глухомань стала книга о Черемском природном заповеднике. Это сотня страниц «цвета», около двух сотен самых разнообразных иллюстраций... И это только частица возобновленной в книге, которая из-за нехватки средств не может увидеть мир, истории о природных богатствах Волыни. Да и не только природных, хотя здесь три тысячи гектаров уникального заповедного болота — по оценке профессора, доктора биологических наук из Института ботаники имени М.И. Холодного НАН Украины Якова Дидуха, — «наилучшего в Европе». С научным сотрудником областного краеведческого музея Еленой Бирюлиной мы глянули на это болото и прилегающую к нему территорию несколько под другим углом. С точки зрения историка и туриста-краеведа. Ведь он должен получить информацию не только о собственно озерах, животном и растительном мире определенного ареала. Но и о том, что на этой земле было на протяжении веков. Выяснилось, что, например, неподалеку от Черемского заповедника селом Карасин владел князь Доминик Радзивилл (который был и адъютантом Наполеона), а поташное производство в другом прилегающем к заповеднику селе Лишневка создавали магнаты Лещинские — предки польского короля Станислава Лещинского. Полковник Доминик Радзивилл, кстати, имел в Варшаве дворец — Бельведер. Сейчас это — официальная резиденция президентов Польши!

Так из Черемского болота, от обычных волынских озер мы в своих исследованиях при создании книги дошли до места, где поляки нынче принимают самых почетных гостей и делают новую европейскую политику. Интересно, не правда ли? Поэтому и на другие волынские озера нужно, считаю, смотреть не только с точки зрения того, удобно ли на берегу шашлыки жарить!..

Беседовала Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк. Фото Валерия МЕЛЬНИКА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ