Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хащеватская трагедия

В 1942 году в этом селе на Кировоградщине было расстреляно более 1000 граждан еврейской национальности, среди них — 376 детей
29 мая, 2014 - 19:42

«Хащеватская трагедия» — так называется крупнейший в Европе мемориальный комплекс, расположенный в Гайворонском районе Кировоградской области. Посвящен он памяти сотен евреев, расстрелянных гитлеровскими фашистами и их соратниками 72 года назад. Хотя мемориал был открыт сравнительно недавно, работы по дальнейшему обустройства комплекса продолжаются. Но уже сегодня он поражает не только размерами, а прежде всего глубоко продуманным смысловым и эмоциональным наполнением.

Из книги краеведа Леонида Солгутовского «Очерки по истории Гайворонского района»: «...На рассвете 16 февраля 1942 года в село Хащеватое были стянуты едва ли не все полиции района, всего 50—60 человек. Все было заранее продумано, рассчитано. Отдельным семьям, еще задолго до этого ужасного дня, не разрешали жить в своих домах, в одну хату сгоняли по 4—5 семей, регистрировали их и выдавали им специальный номер дома, запретив под угрозой расстрела далеко отходить от него.

12 февраля погнали всех мужчин чистить от снега яму-глинище, которая позже стала для них, их жен, детей и близких могилой.

В день расстрела между полицаями были распределены обязанности. Одни — загоняли население в клуб, другие — из клуба конвоировали его к месту уничтожения, третья группа непосредственно проводила расстрел, а остальные — как голодные собаки, тянули из опустевших от хозяев хат все, что долгими годами наживалось честным трудом людей.

Из кинотеатра в восемь часов утра вывели первую группу в 20 человек и расстреляли. Так началась кровавая оргия опьяневших от крови душегубов.  Крики и стоны взрослых, плач и крик детей, глухие выстрелы и окрики садистов были слышны над селом.

Дети плакали, обращаясь к матерям. Полицаи били их ногами, сопровождая удары ругательствами. И тогда старшие дети брали маленьких на руки и несли к месту, где виднелись открытые ямы. Их короткую жизнь и крик «мама» обрывала автоматная очередь.

Расправившись с одними, убийцы собирали их одежду и спешили за новой партией смертников. Жестокости полицаев не было пределов. Особенно зверели во время расправы с женщинами. Последние отказывались раздеваться, кричали. В ответ раздавались автоматные очереди.

Тех, кто прятался от смерти, ожидала еще худшая участь. Как дикие звери, рыскали по закоулкам полицаи, выискивая добычу, и убивали куском железа. Так по-зверски было убито 56 человек.

Расстрелы продолжались несколько дней, и 20 февраля все было закончено. В с. Хащеватом расстреляли больше тысячи граждан еврейской национальности, среди них 376 детей. Все ямы и вся площадь около них были залиты кровью. Хаты евреев были разграблены. Так было уничтожено еврейское местечко, которое просуществовало несколько веков».

Хащеватое — село, которое раскинулось на левом берегу Южного Буга. С конца XVIII до первой половины XX ст. имело статус местечка, где преобладало еврейское население (в начале ХХ ст. в нем проживало около шести тысяч человек). Здесь жили и работали талантливые ремесленники и мастера всех специальностей. Производили масло, крупы, также было немало парикмахерских, харчевен, сапожных, портняжных и других мастерских. Были заезжие дворы-гостиницы. Еженедельно проходили большие ярмарки, где торговали зерном, скотом, разными товарами промышленного и кустарного производства. В местечке действовали еврейская и украинская школы, работали больница, почта, кинотеатр, синагога, православная церковь.

С началом войны все мужское население в возрасте от 18 до 50 лет было мобилизовано на фронт.

29 июля 1941 года местечко было оккупировано немецкими войсками. Как известно, у захватчиков на разных территориях действовали по четыре спецгруппы, заданием которых было уничтожение «комиссаров, евреев и цыган». Действовали эти отряды по единому шаблону: вступив в населенный пункт, узнавали у местного населения имена раввинов и наиболее известных членов еврейской общины. От них требовали составления списков всего еврейского населения, якобы для регистрации и отправления в специальный «еврейский район». Люди не подозревали о настоящих намерениях нацистов и выполняли распоряжение оккупантов.

На рассвете 16 февраля 1942 года немцы собрали полицаев из ближних сел, окружили Хащеватое и стали выгонять людей из хат — кто в чем был, собирали всех в клубе...

И все же некоторым людям чудом удалось избежать страшной судьбы. Один из них — Исаак Крыс, который сумел спрятаться в суфлерской будке, а впоследствии нашел прибежище в украинской семье. Сумел выжить и в нестерпимых условиях бершадского гетто (размещалось на правобережье Буга, на территории т. н. Транснистрии — местности, оккупированной румынами). После освобождения района прискакал в Хащеватое и назвал имена десяти полицаев, причастных к расстрелам мирного населения.

Посчастливилось выжить и Вере Ташлицкой, которую в момент залпа кто-то толкнул. Она из ямы видела, как расстреливали ее сестру и брата. Их тела упали рядом. А яма дышала. Когда все стихло, девочка выбралась из ямы. Ее два с половиной года прятала у себя семья Валентины и Ефима Левицких.

Хащеватое было освобождено от немецких оккупантов 13 марта 1944 года. И в этом же году государственная военно-медицинская комиссия по расследованиям злодеяний гитлеровцев и их соратников на оккупированной территории СССР приступила к изучению обстоятельств трагедии. В глиняном карьере были обнаружены тела 975 расстрелянных.

Сразу после войны здесь был построен скромный мемориал — основным строительным материалом стала глина из местного карьера. И ежегодно сюда 16 февраля и 9 мая приезжают люди из близкого и дальнего зарубежья — России, Узбекистана, США, Израиля, Германии. А в апреле прошлого года Министерство культуры Украины объявило место расстрела на еврейском кладбище памятником культурного наследия местного значения и внесло в государственный реестр достопримечательностей. Тогда же Борис Ташлицкий (земляк, заслуженный строитель России) выразил идею сооружения на месте расстрела величественного мемориала. Сразу же создали опекунский совет по организационным вопросам. Был создан благотворительный фонд «Мемориал Хащеватской трагедии», правление которого возглавил заслуженный журналист Украины, редактор газеты «Украина-центр» Ефим Мармер. Первые пожертвования на строительство мемориала поступили от Бориса Ташлицкого, Иллариона и Ефима Мармеров, Леонида Купитмана, Леонарда Лидберга, композитора Игоря Крутого (уроженца города Грача) и его сестры Аллы, их матери Светланы Семеновны и многих других.

Строительство мемориала началось осенью 2013 года. За это время сооружена Стена плача, на которой вычеканены фамилии расстрелянных. Но до сих пор не все фамилии погибших установлены — за двадцать дней до открытия стали известны еще три. Работа по уточнению списков расстрелянных продолжается, и в случае выявления новых фамилий Стена плача будет ими пополняться.

Хотя строительные работы на комплексе еще продолжаются, 9 мая здесь состоялось торжественное открытие мемориала. В нем, кроме жителей села, приняли участие многочисленные гости из-за рубежа, Киева, Кировограда, Одессы, соседних областей. Старшеклассники местной школы, которые читали собственные стихотворения, приуроченные к этой дате, зажгли мемориальные свечи, все присутствующие минутой молчания почтили память невинно убиенных земляков.

Во время мероприятия правозащитник, член Хельсинского союза, внештатный советник Премьер-министра Украины, председатель Ассоциации общественных организаций Украины Иосиф ЗИСЕЛЬС отметил: «Сегодня, когда есть так много проблем, очень важно не забывать погибших. Эта память всегда с нами. Украина потеряла миллионы своих сыновей и дочерей — детей и людей преклонных лет. Среди них — полтора миллиона евреев. Эту цифру трудно постичь. Мы должны всегда нести с собой память о них. Потому что это очень важная наша составляющая. Без памяти мы не можем идти дальше. Сейчас в нашей жизни происходят очень важные перемены. Среди Небесной сотни есть три еврея, и мы чувствуем память и о них. Когда были на Майдане, мы не чувствовали себя людьми той или иной национальности, мы чувствовали себя частью единой большой Украины, как и сейчас. Надеюсь, что нелегкие нынешние времена с их неурядицами быстро пройдут. Несмотря на все проблемы, государство, правительство уделяют большое внимание утверждению межнационального и межконфессионального согласия».

Федор ШЕВЧУК, Гайворонский район, Кировоградская область, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ