Этот форум посвящен выдающейся украинской актрисе Марии Заньковецкой. В этом году в фестивале, который пройдет под девизом «Листая страницы европейской культуры», будут принимать участие мастерицы сцены из Братиславы, Будапешта Вологды, Вроцлава, Киева, Львова, Могилева и Москвы. Организатор и художественный руководитель фестиваля — известная украинская актриса Лариса Кадырова. При ее участии будет представлена новая монодрама «Мария (Когда расстаются двое...)», а также показан спектакль «Старая женщина высиживает» Т. Ружевича (режиссер обеих постановок — Збигнев Хшановский, Польша). Кстати, за последнюю монопостановку актриса получила гран-при GERAS 45 Международной Вроцлавской встречи театров одного актера на польском Международном фестивале Театров одного актера, награду «За выдающиеся достижения актерские» Союза артистов сцен Польши и награду журналистов им. Тадеуша Бужинского. Именно Польша стала инициатором создания книги «Лариса Кадырова. Счастливое одиночество актрисы», которую написала известный театровед Алла Пидлужная. Презентация книги состоится в первый день фестиваля.
— География нынешних участников достаточно широкая: Россия, Польша, Чехия, Беларусь, Словакия, Венгрия и Украина, — начала наш разговор КАДЫРОВА. — В Европе есть фестивали моноспектаклей, но именно женских — нет, поэтому «Мария» — единственный фестиваль в своем роде! Все актрисы впервые будут принимать участие в фестивале, даже украинка Лидия Данильчук, которая сыграет в спектакле «Ричард после Ричарда» по У. Шекспиру (режиссер — Ирина Волицкая). Наш фестиваль уже достиг такого уровня, что не мы разыскиваем моноспектакли: директора многих зарубежных театров, с которыми у меня хорошие, дружеские отношения, сами звонят по телефону и советуют обратить внимание на новую женскую монодраму. Так, мне рассказали, что в Польше появилась молодая актриса, которая играет Федру. На киевской сцене Анна Скубик выступит 6 октября. Будет принимать участие в фестивале и удивительный польский актер, режиссер, профессор, литературный критик, эссеист — Богуслав Керц, который является режиссером спектакля «Федра» Ж. Расина (как актер он играет Короля Лира, а также преподает в Высшей Вроцлавской театральной школе). На нашем фестивале 5 октября он покажет как гость Фестиваля спектакль «Мой труп» по текстам А. Мицкевича. Не могу не вспомнить о ведущей актрисе Могилевского театра, обладательнице Премии Франциска Скорины — Елене Дудич, которая будет играть на фестивале Эдит Пиаф. Текст к постановке актриса написала вместе с режиссером Андреем Гузием. Монодраму «Воробей, который рычит. Эдит Пиаф» столичный зритель будет иметь возможность увидеть 7 октября. Из Братиславы приедет известная словацкая прима — Милка Зимкова. Она с 1976 года занимается моноспектаклями, сама пишет тексты к ним. 8 октября Зимкова, которая в то же время является и актрисой, и режиссером, и художником, и автором текста, будет играть монодраму в двух частях «Добрый вечер, Художники!» и «Билет в небесное». Предчувствую, что этот спектакль будет иметь огромную эмоционально-заряженную энергетику. Музыкальная основа спектакля базируется на произведениях Ф. Шопена и музыке композиторов Восточной Словакии.
Мне нравится, что благодаря фестивалю мы делаем художественные столкновения-встречи, рандеву литераторов, театроведов, актеров, режиссеров, музыкантов, художников и других творческих людей. Поэтому уже второй год девиз фестиваля — «Листая страницы европейской культуры», то есть это — своеобразный «полилог культур». Я считаю, что только в диалоге (монолог — это тот же диалог с самим собой и молчаливым зрителем) мы можем говорить о нашей нации, культуре и искусстве, ведь ее творят такие талантливые, умные и мудрые личности. Таких людей хочется еще и еще приглашать — душевных, доброжелательных, чтобы на фестивале господствовала хорошая, душевная атмосфера. Я благодарна руководству своего родного Театра им. И. Франко за то, что на все шесть дней фестиваля оно предоставило Камерную сцену им. С. Данченко для показов представлений и белый зал в основном помещении — для проведения выставок, конференций и презентаций.
В наш фестиваль искренне влюбился краковский фотохудожник Марек Сендек, который ежегодно за собственные средства приезжает к нам и фотографирует все фестивальные события. Выставку его работ «Листая фестивальные страницы» увидят посетители фестиваля, а еще зрительское внимание, бесспорно, привлекут выставки из фондов музеев Театра им. И. Франко и М. Заньковецкой.
— Как вы подбираете участников конференций и круглых столов?
— Мы сначала смотрим, какие памятные даты или юбилеи будет отмечать мир в этом году, а дальше подбираем научных работников из университетов и музеев. Например, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения английского писателя Чарльза Диккенса (к нам приедут с докладами профессор, режиссер Иен Гемиш МакДоналд из Эдинбургского университета и доктор филологических наук, профессор Людмила Хворовая из Тамбовского государственного университета им. Г. Державина). К 120-летию со дня рождения русской поэтессы Марины Цветаевой подготовил выступление доктор филологических наук, профессор Русского государственного гуманитарного университета Юрий Орлицкий из Москвы. Из Львовского музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой с докладом о прославленной оперной певице выступит директор Галина Тихобаева. Хочу напомнить, что в 2008 году в зале Миланского театра «Ла Скала» был установлен скульптурный портрет Крушельницкой, ведь если бы не Соломия Амвросиевна, то мир бы не открыл во всей полноте оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».
О творчестве украинского театрального режиссера Леся Курбаса будет рассказывать академик Николай Сулима и директор Мемориального музея-усадьбы в Тернопольской области Ольга Василишин. Я считаю, что в мире не существует аналога такой глубинно-талантливой личности, как Лесь Курбас. Директор Киевского дома-музея Николая Лысенко Роксана Скорульская к 140-летию со дня рождения выдающегося композитора подготовила доклад, а также подарочный юбилейный календарь для всех участников фестиваля. Свое слово о Марии Заньковецкой скажет директор музея знаменитой артистки. Все эти личности замыкаются в круг естественного органического интегрирования украинской культуры в мировой художественный процесс.
— Спектакль «Мария (Когда расстаются двое...)», который вы представляете на фестивале, будет рассказывать о личной или творческой жизни Заньковецкой?
— Не хочу открывать все замыслы, скажу одно, что это тот момент жизни актрисы, когда мимо ее киевского дома на Байковое кладбище везли гроб Николая Садовского. Мария Константиновна попросила, чтобы ее подвели к окну, и за этот час траурного кортежа в сложном эмоциональном алгоритме в ее воображении импульсами воспоминаний возникают жизненные, сценические, творческие события. Хочу напомнить, что это уже третий наш общий моноспектакль с режиссером Збигневым Хшановским. К этой постановке (равно как и к спектаклю «Сара Бернар — наперекор всему») мы вместе писали сценарную композицию. От того, что ты сам пишешь текст, вкладывая в него свои суждения и знания, спектакль становится более объемным и глубоко душевным по содержанию, едва ли не единокровным с твоим естеством. Я много общалась с людьми, которые видели Марию Константиновну, работали с ней (Борис Романицкий, Василий Яременко и др.), перечитывала ее переписку, прикасалась к ее личным вещам, чувствую родство наших душ.