Активнейшие представители казачьей эмиграции в Европе 20–30 годов ХХ века по-разному видели будущее своего народа. Кто-то мечтал о возобновлении казачьей жизни в «единой и неделимой» имперской России, как это было при царе. А кто-то желал создания на Дону и Кубани независимого государства — так называемой «Козакии». Очень часто сторонники «козакийства» враждебно относились и к русским, и к украинцам, видя западную границу своего государства аж на Днепре, но были среди «козакийцев» и более умные деятели, которые как раз понимали, что только вместе, в дружественном единстве, украинцы и донцы будут иметь шанс побороть деспотический сталинский режим.
Наибольшим апологетом политического союза Дона и Украины в эти годы был Гнат Билый. Родился он 1 января 1887 г. в кубанской станице Ольгинской, в бедной казачьей семье. Принадлежность к казацкому сословию, с одной стороны, и украинское окружение, в котором он рос, с другой, сделали Гната Билого очень чувствительным как к казачьим, так и к украинским проблемам. В эпоху Освободительной Борьбы, став одним из деятелей независимой Кубанской Народной Республики, Билый постоянно агитировал за политический союз Кубани и Украины, несколько раз, возглавляя дипломатическую миссию от кубанского правительства к правительству УНР. Грустную весть об уничтожении большевиками Кубанской республики Гнат Билый встретил именно на Украине, став почти сразу, после уничтожения большевиками и УНР, политическим эмигрантом в Польше, откуда вскоре перебрался в Чехословакию. Вот что пишет о Гнате Билом Сергей Ткачев:
«Стоит остановиться на характеристике этой фигуры. Он происходил из черноморских казаков, в среде которых всегда жило осознание своих запорожских корней. Поэтому не случайно после революции именно Гнату Билому кубанцы поручили установить контакты с новой властью на Украине. Задачей миссии было выработать общее отношение Украины и Кубани к событиям в России. К сожалению, ни М. Грушевский, ни В. Винниченко не увидели в этом предложении исторического шанса. Их отказ мотивировался нежеланием сотрудничать с генералами. А Гнат Билый с тех пор стал казацким дипломатом. В июле 1920 г. кубанским правительством он откомандировывается послом в Польшу и Украину. Осенью кубанец был принят Ю. Пилсудским. Военный руководитель польского государства обсуждал с ним возможность общей борьбы против империалистического реванша со стороны царских генералов и интернационалистических посягательств большевиков. Пилсудский поддерживал идею казацкой автономии или даже создания отдельного государства. По его мнению, стоили поддержки любые попытки разрушения фундамента российского империализма. Когда начались боевые действия на польско-советском фронте, Гнат Билый находится на передовой в рядах армии УНР. С ее подразделениями он был интернирован. С этого времени, по-видимому, усиливаются его колебания в государственно- политической ориентации. После неудач в украинских рядах, он вместе с М. Гнилорыбовым и М. Фроловым начинает выдавать первую самостийницкую газету казаков за рубежом «Голос Казачества». Но в ноябре 1921 г. польские власти по требованию Москвы выслали Гнилорыбова вместе с Б. Савинковым за пределы государства. Несколько морально ослабленные, Билый и Фролов издают газету до мая 1922 г. В конце этого года Гнат Билый опять возвращается в круг украинской эмиграции. Он поступает на работу ассистентом в Украинскую академию в Подебрадах, впоследствии заканчивает политехнику в Праге».
Но казацкое ощущение никогда не оставляло души Гната Билого. Там же, в Праге, он начинает издание двуязычного журнала «Вольное казачество — Вільне Козацтво», который очень скоро стал знаменем политической борьбы за независимую Козакию. Журнал выходил дважды в месяц на украинском и русском языках. Таким образом, этот журнал пропагандировал среди донских казаков уважение и почет к украинскому языку, а казаков-кубанцев учил не забывать свои украинские корни предков. Эмблемой журнала стал «всадник на вороном коне с флагом Вольного Казачества», тот, котрого вспоминал Иван Пастушков на казачьих сборах в Старых Кошарах. Само же имя «вольного казачества» намекало собой на Эпоху Освободительной Борьбы, когда добровольческие отряды «вольных казаков» создавались и действовали везде на Украине и Кубани.
В 1928 году в Праге Гнат Билый издает свою книгу «Казачьи Земли. Территория и народонаселение». В ней, между прочим, он попробовал проанализировать, как будут складываться отношения между казаками и украинцами как внутри независимой «Козакии», так и за ее пределами, в межгосударственных отношениях Украины с «Казацкой Землей»:
«Следующей за казачеством национальной группой населения Казачьих Земель (по целому комплексу их), являются украинцы. Отсюда ясно, что в своей внутренней политике, как и при строительстве самой государственности Казачьих Земель, Казачеству нужно будет сговориться прежде всего с этим своим соседом. «Блок» казаче-украинский составляет внушительное большинство всего народонаселения Казачьих Земель. Элементом, связующим эти две первые по величине группы населения, должны явиться, естественно, кубанцы — казаки-украинцы.
Политика внутренняя обусловливает во многом политику внешнюю. Подчеркнутое выше соотношение внутренних сил в Казачьих Землях предопределяет и будущие государственные взаимоотношения с Украиной. Каковым бы в будущем Казачье Государство не было, оно немыслимо при враждебных отношениях с Украиной. Украина, опираясь на украинское население Казачьих Земель, всегда имела бы возможность парализовать тем враждебные против себя действия. Мир и союз Казачьих Земель с Украиной, как и мир казаков с местным украинским населением — являются хорошими, действительными предпосылками и базой для будущей Казачьей Государственности».
Как видим, Гнат Билый был последовательным сторонником идеи государственной независимости Казачьих Земель в политическом союзе с независимым Украинским государством. Конечно, в ХХІ веке, мы не можем положительно оценивать его идею по созданию на берегах Кубани и Дона отдельной страны, тем более, что в современных условиях это просто невозможно. Но мысли этого кубанского патриота о дружественном братском союзе украинцев, донцев и кубанцев безусловно заслуживают нашего уважения. И именно за это свирепо ненавидели Гната Билого имперские русские эмигранты, в извращенном воображении которых не существовало никакой Украины, а была лишь Малороссия — вечная колония Российской империи. По навету этих великодержавных русских эмигрантов Билый был арестован во время его поездки в Югославию, правительство которой находилось под значительным влиянием русского белогвардейского лобби. Испытал он тюремные пытки и в Париже, где продолжал издавать «Вольное Казачество» и встретил начало Второй Мировой войны. Все эти неурядицы заставили Гната Билого уехать в Америку, где он и закончил свою земную жизнь в 1973 г.