Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лыбидь» не может расправить крылья

Российские поставщики блокируют запуск первого украинского геостационарного спутника вещания, требуя предоплату
23 июля, 2014 - 11:37
ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

Днепропетровские ракетчики не теряют надежды, что в конце нынешнего года состоится запланированный запуск первого украинского геостационарного спутника вещания «Лыбидь». Об этом сообщил для «Дня» руководитель Центра информационных связей ГКБ «Южное» Юрий Мошненко. Накануне российские СМИ заявили, что запуск спутника «Лыбидь», возможно, придется перенести на более поздний срок. Если раньше этому мешали технические проблемы, то теперь российские поставщики требуют предоплату. В результате ракетно-космический «Южмаш» до сих пор не может получить из России двигатель РД-171М и комплект приборов системы управления ракетой «Зенит». С российской стороны поставщиком двигателя и системы управления выступает ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ). В этой организации говорят, что двигатель и система управления изготовлены, но в Украину они будут направлены после того, как будет внесена предоплата, что оговорено контрактами. Россияне утверждают, что они неоднократно шли навстречу и закрывали глаза на нарушения графика оплаты. В последние годы Россия закупала в год 2—3 ракеты «Зенит», если считать проект «Морской старт», но сейчас о новых заказах не сообщается из-за обострившейся международной обстановки.

Стоит отметить, что совсем недавно в России провели пробный запуск ракеты— носителя «Ангара», который во много способен заменить украинский «Зенит». «Ангара», над которой долгое время бились российские конструкторы, претендует на новое слово в космонавтике. Это универсальная ракета, которую будут собирать из модулей. Она должна поднимать на круговые и геостационарные околоземные орбиты полезную нагрузку от 2 до 35 тонн — в зависимости от потребности. Стартовать ракета сможет с российских космодромов Плесецк и Восточный, который ударными темпами строят на Дальнем Востоке. Кроме того, носитель «Ангара», как и «Зенит», будет «экологически чистым», работая не на ядовитых топливных компонентах, а на керосине и кислороде. В российских СМИ даже появились сообщения о том, что теперь «Ангара» сможет вытеснить с рынка южмашевский «Зенит» и даже заменить его в проекте «Морской старт».

В днепропетровском ГКБ «Южное» такой оптимизм российских коллег не разделяют. «Существует много параметров, по которым альтернативы нашему «Зениту» пока нет, — говорит Мошненко. — Например, ракета-носитель, которую запускают с плавучей платформы, должна выдерживать качку». Впрочем, с самим проектом «Морской старт», который не так давно «перекупила» у американцев российская РКК «Энергия», существуют определенные сложности. В России даже раздаются голоса, предлагающие закрыть этот уникальный проект.

Так или иначе, но морские запуски в нынешнем году не планируются, говорят в ГКБ «Южное». Украинский спутник «Лыбидь» собирались запускать с помощью «Зенита» по программе «Наземный старт» с казахстанского Байконура. Комментировать возникшие трудности днепропетровские конструкторы отказываются, возможно, не желая усугублять отношения с российскими партнерами. Сотрудничество с ними важно не только при изготовлении ракеты-носителя «Зенит», но и самого космического аппарата «Лыбидь». Как известно, основным подрядчиком и разработчиком полезной нагрузки спутника «Лыбидь» является канадская компания MDA. Она должна построить также наземную вспомогательную инфраструктуру на территории Украины. Контракт был подписан в 2009 году, его стоимость составила $254 млн. Субподрядчиком выступает российский ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика М.Ф. Решетнева», расположенный в Красноярске. Это предприятие отвечает за спутниковую платформу и конструкцию модуля полезной нагрузки. Кроме того, ИСС осуществляет интеграцию и испытания космического аппарата, его доставку на космодром, участвует в предпусковых работах, оказывает услуги по управлению КА на начальных этапах эксплуатации и проводит орбитальные испытания платформы. ИСС должна обучать и персонал наземного комплекса управления КА «Лыбидь».

По иронии судьбы, украинский Национальный центр управления и испытаний космических средств, который находится под Евпаторией, после аннексии Крыма, «отошел» к России. Первый национальный спутник «Лыбидь» очень важен для развития украинского сегмента телекоммуникационных услуг. Он предназначается для регионального и зарубежного телерадиовещания, предоставления услуг мультимедиа и Интернета, а также обеспечения передачи данных, телефонии, видеоконференций. На космическом аппарате «Лыбидь» должны быть установлены 24 транспондера, мощностью каждый 100—110 Ватт. В зону покрытия лучей спутника должны войти Восточная Европа, часть Азии и Ближний Восток. Однако из-за осложнений с Россией эта перспектива выглядит теперь туманно.

Зато явный успех наблюдается в сотрудничестве с Соединенными Штатами. Совсем недавно американцы вновь запустили ракету-носитель «Антарес», основную конструкцию первой ступени для которой изготавливают украинцы. На сей раз носитель вывел на орбиту грузовой корабль «Сигнус», который доставил на Международную космическую станцию полторы тонны полезного груза. Кроме того, на его борту находятся наноспутники, необходимые для получения снимков поверхности Земли. Основную конструкцию первой ступени для американской ракеты разрабатывал ГКБ «Южное», а производит ЮМЗ в кооперации с другими украинскими предприятиями из Киева, Харькова, Чернигова и Запорожья.

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ