17 июля, как сообщил и.о. главы Фонда госимущества Дмитрий Парфененко, Кабмином был утвержден перечень идущих на приватизацию 164 объектов. А уже в минувший понедельник глава ведомства известил об интересе, проявляемом инвесторами к одному из самых привлекательных украинских предприятий, вошедших в этот список, — Одесскому припортовому заводу. Парфененко даже назвал потенциальных покупателей. «Это — французская компания, это — компания из Катара и компания из Ближнего Востока», — сказал он в эфире одного из телеканалов. Ранее о своем интересе к покупке объекта заявляла Group DF Дмитрия Фирташа.
Парфененко рассказал о планах ФГИ выручить за госпакет акций ОПЗ не менее $600 миллионов. «Пока оценка по этому объекту еще не проводилась, — уточнил он. — Решение будет приниматься коллегиально. Не исключено, что мы эту планку поднимем. Как поступают на рынке в случае, если круг участников ограничен, то есть не более двух-трех? Мы абсолютно вправе поднять стартовую цену с тем, чтобы не допустить ситуацию какого-либо возможного сговора или демпинга».
Между тем еще 17 июля глава ФГИУ высказывался об Одесском припортовом более определенно. Называлась не только сумма, но и время — ноябрь этого года, когда Фонд надеется продать это предприятие. Напомним, ОПЗ в 2013 году увеличил чистый убыток в 9,9 раза (на 1,2 миллиарда гривен) по сравнению с 2012 годом — до 1,1 миллиарда. Чистый доход сократился на 8,7% (на 467,5 миллиона гривен) — до 4,9 миллиарда гривен. Выпуск минеральных удобрений по итогам 2013 года предприятие увеличило на 7,2% против 2012-го, а их реализацию — на 1,5%.
Что сделало Парфененко более осторожным? Не исключено, что на него повлияло высказывание премьер-министра Арсения Яценюка: «Мы прекрасно осознаем, что в сегодняшних условиях, с одной стороны, нужно закрывать дырку в государственном бюджете, продать государственное имущество и таким образом дополнительно профинансировать расходы на оборону и восстановление инфраструктуры. С другой стороны, я сразу официально заявляю, что за копейки государственные объекты правительство продавать не будет». «Мы начинаем процедуру подготовки к приватизации, а конкретную дату приватизации мы определим тогда, когда сможем достичь наивысшего уровня цены продажи этих объектов», — уточнил премьер. Добавим, продажа крупных пакетов акций компаний из утвержденного Кабмином списка станет возможна только после принятия правительством соответствующих решений о продаже и утверждения условий приватизации.
Но есть ли смысл сейчас, когда Украина практически лишена дорогого российского газа, продавать ОПЗ? Отвечая на этот вопрос, экс-глава ФГИУ Александр Рябченко сказал «Дню»: «Действительно, реальная проблема в том, что завод останавливается из-за цены газа. На таком дорогом газе он не может работать. Убытки растут и уже достигают больших значений. Заводу нужен инвестор, который в состоянии провести газ. Я не думаю, что это сможет сделать кто-то из России. Похоже, сейчас любые варианты на эту тему просто исключены. Сейчас нужен именно тот инвестор, который сможет организовать альтернативные России поставки, причем по такой цене, чтобы продукция завода была для него прибыльной. Иначе мы это предприятие потеряем — оно будет останавливаться».
Рябченко подтвердил, что так называемые интересанты (европейские) у предприятия есть, во всяком случае, они были еще два месяца тому назад. По его словам, они имели газ, и с ними можно было вести переговоры. Они ожидали только решения правительства. «Когда мы увидим, что ваше правительство решило это предприятие продавать, — рассказывает Рябченко о позиции инвесторов, — тогда будем обсуждать ситуацию». Сейчас, продолжает он, утвержден перечень объектов, которые могут быть выставлены на продажу, но это еще далеко не все. Нужно будет еще утвердить решениями Кабмина план приватизации и условия конкурсной продажи. И только после этого можно объявлять конкурс, говорит эксперт. Перспектива успеха есть, подчеркивает он и замечает, что «в какое-то спокойное время это было бы проще. Сейчас его нет, а завод может остановиться».
Была обсуждена и цена, по которой можно продать ОПЗ. «В прошлый раз это предприятие было почти продано за пять миллиардов гривен, — вспоминает Рябченко. — Но потом правительство не утвердило результатов аукциона, пошли судебные процессы... Нынешняя предстартовая цена ориентируется на ту, несостоявшуюся, продажу. Тогда курс был, по-моему, 8 гривен за доллар, и если мы поделим 5 миллиардов на такой курс, то и получится где-то $600 миллионов или немногим больше. Так что эту сумму можно считать ориентировочной ценой за этот объект, тем более что все необходимые действия для ее установления тогда были выполнены. Конкурс был объявлен, аукцион состоялся, конкуренция была — лецитатор стучал молотком, и победитель в ходе торгов предложил наилучшую сумму». Рябченко не уверен, что теперь можно будет получить на конкурсе большую сумму. «Обстановка серьезная, — говорит он и продолжает: — Нужно начинать разведку, давать информацию о заводе, и уже в процессе выяснится, какая сегодня заинтересованность и какой видит сумму продажи/покупки инвестор».
А можно ли доставлять на Одесский припортовой по морю сжиженный газ? Такую возможность экс-глава ФГИУ считает вполне реальной. Если какая-то компания занимается такой деятельностью и имеет и газ, и опыт доставки его объемов, соответствующих загрузке ОПЗ, то это могло бы обеспечить предприятию нормальный режим работы. Единственное, что потребуется еще построить терминал для разжижения газа... «Важно также уложиться в максимальную цену газа, которая может обеспечить рентабельную работу предприятия», — отмечает Рябченко.