Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

МОНмолодежиспорта издало инструкции, как уничтожать сеть учебных заведений

27 сентября, 2012 - 11:37

5 сентября 2012 года Кабинет Министров Украины одобрил методические рекомендации Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины о создании образовательных округов и модернизации сети профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений (распоряжение КМУ № 675-р от 05.09.2012 г.). Школы будут закрывать. Рабочие места будут сокращать. Сельские дети будут лишены выбора школы, их будут возить туда, куда решат чиновники. При этом в документе цинично задекларировано «обеспечение возможности выбора учебных заведений детьми, проживающими в сельской местности».

МОНмолодежиспорта не пререстает внедрять так называемые образовательные реформы. Подход действительно системный. Очередная министерская инструкция это подтверждает. Ведь настоящий документ, разработанный МОНмолодежиспорта и одобренный Кабинетом Министров Украины, о том, как создать образовательные округа и модернизировать сеть учебных заведений, есть ни что иное как инструкция окончательного разрушения сети учебных заведений. При этом формат документа — рекомендации, а следовательно, профильное министерство снимает с себя ответственность за их использование. При этом рекомендации утверждаются Распоряжением Кабинета Министров Украины, чтобы регионы с исполнительским рвением начали реализовывать сверху спущенный циркуляр.

В соответствии с рекомендациями под красивой оберткой «обеспечения доступности образования для всех детей и молодежи региона независимо от местожительства», должны быть составлены региональные планы модернизации сети учебных заведений. Среди главных критериев их формирования: «соблюдение требований экономической целесообразности и эффективности функционирования учебных заведений в регионе», а еще «уменьшение доли расходов на оплату коммунальных услуг в нормативе финансовой обеспеченности». Здесь традиционный для действующей власти взгляд на систему образования как на фабрику образовательных услуг, которые должны предоставляться с наименьшими расходами ресурсов. И экономия таких расходов для них — превыше всего. Ведь из средств, которые идут местным органам самоуправления непосредственно на содержание учебных заведений и оплату труда учителей, не закрутишь бизнес-проект и не «сострижешь откатов», как на централизованных программах закупок министерства. Следовательно, они стремятся сократить одни расходы, за счет чего увеличить другие.

Используя вышеназванные критерии, можно поставить вопрос о закрытии практически любого небольшого учебного заведения. А это открывает возможности масштабной перетряски всей образовательной сети. Не удивительно, если при этом будет иметь значение еще и лояльность общественности и школьных коллективов к власти.

Документ не дает ответа относительно трудоустройства уволенных в результате закрытия заведений учителей и других работников. Зато указывает, что «численность работников отдельных заведений, которые объединяются в образовательный округ, может быть иной, чем предусмотренная типичными штатами для соответствующих бюджетных учреждений или заведений, и... не должна превышать максимальную численность, определенную типичными штатами». То есть может быть меньшей, а не большей.

А вот относительно назначения высвобожденных в результате закрытия учебных заведений помещений дана четкая рекомендация. Они, по решению местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут быть переоборудованы в социальные общежития для детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки и педагогических работников. Неплохая идея для решения общегосударственной проблемы жилья посредством системы образования. А еще остается много вопросов: на чьем балансе эти общежития будут находиться? За чей счет их будут переоборудовать? И какова их судьба в дальнейшем? Или, возможно, их просто спишут и приватизируют, как это не раз происходило с общежитиями в Украине. А если количество учеников в соответствующем микрорайоне или населенном пункте будет расти, как будут возвращать помещения школ?

Как вы считаете, кто будет претворять в жизнь этот спущенный сверху план? Реализовываться он будет силами местных органов власти — исполнительной и органов местного самоуправления. Но судя по тому, что руководителем координационного совета, органа, который будет составлять стратегию модернизации образовательной сети округа, должен быть заместитель председателя обл- или райадминистрации, а среди его заместителей будут руководители структурного подразделения образования, то, очевидно, реальное влияние местной общественности — минимально.

Среди аргументов разработчиков рекомендаций — «необходимость долгосрочного планирования развития регионов, формирование системы учебных заведений, необходимой для предоставления высококачественных образовательных услуг каждому ребенку, обеспечение возможности выбора учебных заведений детьми, проживающими в сельской местности; обеспечение вариативности образовательных услуг с учетом индивидуальных запросов...». Можно себе лишь представить такую возможности для сельского ребенка, из населенного пункта, где закроют школу, выбирать себе учебное заведение. Пока в украинских реалиях это: вставание утром на час, а то и на два раньше, далее — добирание по разбитым дорогам в не всегда исправных автобусах до другой отдаленной школы с практически такими же проблемами, как и в предыдущей.

Все это будет усуглубляться и расширяться, пока в Украине не победит идея инвестиций в образование наряду с рациональным использованием средств. Ныне же время власть инвестирует из государственного бюджета в частные провластные предприятия, экономя на образовании, медицине и социальной сфере.

Главным критерием образовательных округов должно быть улучшение условий учебы детей. Дети начальной школы и дошкольного возраста должны иметь возможность учиться как можно ближе к местожительству. А основным критерием функционирования учебных заведений должна быть не экономическая целесообразность, а в первую очередь качество образования. Но для нынешних власть имущих это уж точно не является приоритетом.

Лилия ГРИНЕВИЧ, первый директор Центра оценивания качества образования
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ