Уже в обозримом будущем украинские авиакомпании могут получать возможность больше летать в США по существующим маршрутам и осваивать новые. Для этого нужно, что бы Федеральная авиационная администрация США (FAA) в своем рейтинге безопасности вернула Украину из второй в первую категорию. В менее престижную категорию наша страна попала еще в 2005 году, когда FAA выразила недовольство украинским Воздушным кодексом со множеством устаревших положений и — не до конца сформированной структурой Госавиаслужбы.
Недавно же Вице-премьер — министр инфраструктуры Борис Колесников обнадежил украинцев, что соглашение по либерализации рынка пассажирских авиаперевозок между Украиной и США может быть подписано уже в текущем году. Об этом он заявил после того, как провел в Вашингтоне переговоры с руководством Министерства транспорта США и компании Boeing. «Я думаю, что мы будем очень близки к «Открытому небу» с США, и что уже в этом году мы подпишем «Открытое небо», — сказал вице-премьер на брифинге. И добавил, что украинские компании смогут летать в любой город США без ограничений, как и американские компании — в любой город Украины.
С одной стороны, воспринимать такие обещания Колесникова буквально не стоит. Во-первых, летом прошлого года он уже прогнозировал скорое снятие ограничений FAA. Во-вторых, чиновник неоднократно заявлял, что Украина вот-вот подпишет договор об «Открытом небе» с Евросоюзом. Это должно было бы усилить конкуренцию на рынке авиаперевозок привести к улучшению качества обслуживания, более низким ценам на билеты и т.д. И первое, и второе обещание так и остались невыполненными.
С другой стороны, нынешние прогнозы Вице-премьера, очевидно, связанны с тем, что именно до конца 2012 года эксперты FAA должны предоставить свои выводы по результатам недавнего аудита украинских авиационных властей. В прошлом году в Украине была утверждена новая редакция принятого еще в 1993 году Воздушного кодекса. Госавиаслужба уже прошла процесс трансформации. И это действительно вселяет надежду на то, что Украина таки вернет утраченные позиции.
Прямая заинтересованность в снятии ограничений FAA есть у авиакомпании «АэроСвит»: из-за них она может выполнять лишь 260 перелетов в год на маршруте Киев-Нью-Йорк (5 раз в неделю). Весной исполнительный секретарь альянса «Украинской авиационной группы» (куда входит и «АэроСвит») Евгений Трескунов сообщал СМИ, что расширение сети маршрутов будет зависеть от того, с какой компанией «АэроСвит» подпишет договор о сотрудничестве. «Вторая категория не дает украинским компаниям права подписывать код-шеринговые соглашения с американскими. Как только будут сняты ограничения, будет определен наш партнер, и с ним мы выработаем оптимальную маршрутную сеть», — сказал он.
Другой крупный авиаперевозчик Украины, «Международные авиалинии Украины», полеты в США осуществлять пока не может — в его флоте нет дальнемагистральных самолетов. Согласно недавним заявлениям президента компании Юрия Мирошникова, обзавестись двумя дальнемагистральными лайнерами МАУ планирует уже в следующем году. Но при этом в компании хотят уравновесить сеть, которая имеет значительный перевес в западном направлении. Поэтому ожидается, что, вероятно, будут начаты полеты в Пекин и Бангкок.
По мнению эксперта в авиационной отрасли, кандидата экономических наук Артура ВИННЮКОВА-ПРОЩЕНКО, на сегодняшний день для Украины возвращение в первую категорию в рейтинге безопасности FAA — большей мерой вопрос престижа. «С таким же успехом можно создать «Открытое небо», например, с Австралией — преимуществ для Украины было бы столько же. Дело в том, что это направление не является очень уж прибыльным — не настолько много пассажиров туда летает. Поэтому та же компания «АэроСвит» вряд ли скоро станет прокладывать новые маршруты в США», — полагает он.
Что касается американских авиакомпаний, то никто из них желания летать в украинские аэропорты (дальнемагистральные самолеты могут принять Борисполь, Львов и Донецк) пока не выразил. Можно было бы списать на то, что им не до этого из-за угрозы банкротства. Но законодательство США защищает авиакомпании от банкротства на длительное время, которое необходимо, чтобы провести санацию компании. Долги замораживаются, и можно продолжить операционную деятельность, не накапливая новые и со временем расплатиться со старыми. Поэтому американские авиаперевозчики при необходимости охотно пользуются этой возможностью. Так что скорее авиакомпании США пока не рассматривают Украину как перспективное направление.
Кстати, в 2010 году ушла с рейса Нью-Йорк-Киев американская Delta Airlines, которая осуществляла полеты в этом направлении с 2006 года. Весной прошлого года рейс был возвращен в системы бронирования, но потом компания отказалась от возобновления рейсов.
Не удивительно, что украинские авиакомпании ни разу не заявили об угрозе для себя в случае подписания «Открытого неба» со Штатами. Это «открытия неба» с Евросоюзом они откровенно боялись, понимая заинтересованность в этом рынке крупных европейских игроков. И из года в год убеждали всех, и в первую очередь — власть, в том, что спешить не нужно, иначе, мол, отечественные компании просто не выдержат конкуренции. Со стороны США такой конкуренции, очевидно, никто не ждет.
Тем не менее, в прошлом году исполнительный директор Американской ассоциации воздушного транспорта (Air Transport Association) Николас Кэлио прогнозировал, что в ближайшее десятилетие основной рост туристического потока будет наблюдаться именно на международных маршрутах, причем в странах с развивающейся экономикой. А наша страна к таким и относится.