27 августа председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева собрала на экстренное совещание руководителей тридцати наибольших банков страны. Тема встречи — курсовые колебания и как их остановить. Официальной информации относительно этого совещания на сайте НБУ нет. Впрочем, факт ее проведения «Дню» подтвердили несколько банкиров, приглашенных на совещание. О чем договорились — на момент сдачи номера информации не было, встреча продолжалась.
Тем временем гривна установила еще два рекорда: на межбанке валютный курс достиг 14,4—14,8 гривны за доллар, а НБУ снова изменил официальный курс, остановив его на отметке 13,89 гривны за доллар.
«Для украинской экономики приемлемым является курс на уровне 12 гривен за доллар. Выше мы не можем выдержать», — констатировал вчера на заседании правительства премьер-министр Арсений Яценюк, говоря о валютной политике в стране. Намек на то, что пора останавливать курсовые карусели, понятен всем уже давно. Но почему же они никак не угомонятся? И где предел? Об этом «День» поинтересовался у экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Александр СУГОНЯКО, президент Ассоциации украинских банков:
— Все дело — в платежном балансе. И совещаниями в НБУ это не решается. Когда Fitch ставит Украине преддефолтный рейтинг по краткосрочным валютным обязательствам, то никакими административными средствами НБУ не решит этот вопрос... К сожалению, в части экономической политики и даже в вопросе валютного курса наш президент и правительство занимаются абсолютно не теми вещами. У нас падают объемы экспорта. Поэтому нужно уменьшить импорт, чтобы сократить спрос на валюту. В частности, можем обойтись без импорта кукурузы на 500 миллионов долларов, потому что у нас много выращивают своей. Во-вторых, следует обратить внимание на валютный спрос в теневой экономике, на конвертацию валюты. Это было и осталось. Власть об этом знает. И спрос есть, и он срывает курс. Конечно, спекулятивный момент в этом курсе также есть. Но его часть — максимум 10%...
Мария САЛЬНИКОВА, эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине:
— Главная причина стремительного падения курса гривны — неопределенность в динамике развития как политических отношений между Украиной и Россией, так и экономических перспектив Украины, связанных с ухудшением политического фона.
Резкая девальвация вчера на 3,62% — до 14,3 гривны на межбанковском рынке была обусловлена тем, что на то время точно не было известно, насколько успешно пройдут переговоры в Минске... Давление на гривну продлится до пятницы 29 августа, когда ожидается объявление решения о выделении Украине средств от МВФ. Этот фактор в настоящий момент остается неопределенным. Но несмотря на позитивные ожидания, продавцов валюты это пока не останавливает. Поэтому спекулятивный «упрек» может продлиться и до конца недели. Если смотреть на темпы девальвации, то в прошлую пятницу она составила около 2,2% на межбанке, вчера — 3,62%. Уже утром мы наблюдаем падение на 3,5%. Такими темпами нацвалюта спокойно может упасть и до 15—16 гривен за доллар. Если посмотреть на динамику гривны до момента последнего выделения МВФ средств Украине (25 июля), то увидим, что девальвационные колебания были, но — кратковременные. Рынок их тут же нивелировал, и доллар спустился ниже 12 гривен. После того как МВФ объявил о временном прекращении сотрудничества, увидели девальвацию, которая, к сожалению, продолжается до сих пор. В среднем дневное падение гривны с 25 июля составляло 0,9%. И потому если мы получим деньги от МВФ, то можем рассчитывать на укрепление гривны, пусть даже психологическое. Не исключаем поддержку и от других кредиторов, которые часто принимают решения, ссылаясь на поведение МВФ. Если же вдруг НБУ захочет провести интервенции на межбанке, то это быстрее дестабилизирует ситуацию, как мы видим по опыту в августе. Еще одним фактором поддержки курса может стать позитивный результат переговоров Порошенко и Путина в Минске.
Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра:
— Первая причина стремительного падения гривны — это то, что НБУ, к сожалению, проводил политику скупки валюты на межбанковском рынке. Он это начал делать еще в июле 2014 года, а не нужно было. То, что мы наблюдаем сегодня, — это реакция рынка на заявления председателя НБУ на прошлой неделе об административном влиянии на валютный рынок. Вследствие этого игроки рынка действительно испугались, что не смогут больше купить валюту — и мы теперь видим, что валюта скупается массово, на любых условиях и по любым ценам. То есть вместо того, чтобы затормозить девальвацию, НБУ спровоцировал резкий скачок.
Каким может быть крайний предел падения? Неизвестно. Когда на рынке паника, то математика не работает. Теперь на неофициальном рынке наличную валюту скупают по 14,30—14,50 гривны. Конечно, этот рынок — дикий. Но паника существует.
На сегодняшний день Украина установила рекорд в мире по девальвации. С начала месяца гривна упала почти на 20%. Кроме нас, за последний месяц больше всего девальвировал аргентинский песо (на 9,8%). Для того, чтобы хоть немного приостановить процесс девальвации, нужно сделать несколько вещей. Во-первых, необходимо, чтобы соответствующее подразделение в НБУ возглавил специалист. Во-вторых, чтобы этот специалист взял под контроль валютный рынок. Потому что у нас сегодня официальный курс устанавливает не НБУ, а «черный» рынок. А так нельзя. В-третьих, нужны монетарные методы регуляции валютного рынка, а не административные... Населению я бы советовал не продавать и не скупать валюту. Ведь в условиях паники, покупая или продавая валюту, люди всегда ошибаются. Лучше переждать.