18 сентября президент Украины Петр Порошенко, который осуществляет рабочий визит в США, примет участие в совместном заседании палат Конгресса. Перед американскими законодателями выступил Виктор Ющенко 6 апреля 2005 года в рамках официального визита в Соединенные Штаты. Спустившись с трапа самолета тогдашний президент, назвал визит «уникальной, исторической возможностью» и «замечательным вызовом».
Сейчас ситуацию в нашей стране трудно сравнить с тем, что было девять лет назад. Война. Аннексированная часть территории... США как одна из стран-гарантов территориальной целостности и суверенитета Украины Будапештского меморандума, подписанного в 1994 году в обмен на сдачу России третьего в мире ядерного арсенала так и не смогла обеспечить целостность нашей страны.
Понятно, что украинскому президенту будет о чем поговорить с американскими лидерами: с президентом США Бараком Обамой, вице-президентом США Джозефом Байденом, спикером Палаты представителей Джоном Бейнером, госсекретарем США Джоном Керри. Сейчас трудно прогнозировать, что Украина получит от этого визита в США, которые обременены десятками других проблем, в частности на Ближнем Востоке. Обама на прошлой неделе сказал, что кризис на Украине не является геополитической угрозой для США. Понятно, что Порошенко будет просить США оказать Украине более серьезную военную поддержку, чтобы украинская армия могла противостоять не только так называемым ополченцам, а в действительности — террористам, а российской армии, которая вошла на территорию Украины и имеет возможность продолжать вторжение через отрытые участки границы. Но вопрос — хватит ли у него аргументов, и могут ли, принятые будто бы под давлением Запада, два закона об особом статусе и амнистии террористов, стать аргументами для получения такой помощи.
О том, что может ожидать Украина от этого визита, будет идти речь дальше. Обратим лишь внимание на еще один важный момент в подготовке этого визита Петра Алексеевича в США. А именно — коммуникационную составляющую деятельности нынешней власти, а точнее ее отсутствие.
Обо всех событиях украинцы узнают постфактум. Это и минские договоренности и отсутствие объяснений, почему правительство, в первую очередь президент идет на такие или другие шаги, что собирается делать, скажем, в тех же США, на Генеральной Ассамблее НАТО в Нью-Йорке.
Предыдущие администрации Президента все-таки как-то пытались осуществлять коммуникацию со СМИ и обществом. Можно вспомнить даже о том, что Ющенко некоторое время объявлял о своих планах, или давал объяснения своих действий в программе «Акценты президента» на Первом национальном. По-видимому, после визита в США Ющенко таки привез полезный для себя опыт американской демократии. Ведь американские президенты каждую субботу записывают видеообращение к народу, которое выставляется на сайте Белого дома.
Кстати, в начале 2008 года вице-премьер-министр по делам европейской и международной интеграции Григорий Немыря пытался внедрить систему в деятельности правительства. Он в частности отметил, что для достижения поставленной цели — интеграции в евроатлантические структуры, украинская власть должна отвечать шести критериям (6с): competence (компетенция), commitment (преданность), consistence (последовательность), confidence (доверие), communication (коммуникация), coordination (координация). Мы помним, что эта цель не была достигнута ни правительством Тимошенко, ни правительством Януковича. Правда, по различным причинам.
В Администрации Президента Януковича по-своему осуществляли коммуникацию со СМИ. Например, глава Администрации Сергей Левочкин приглашал выбранную группу журналистов и рассказывал им о планах президента в канун заграничных визитов главы Украинского государства.
Автору удалось побывать на одном из таких брифингов — с заместителем главы Администрации Президента — руководителем Главного управления по вопросам международных отношений Андреем Гончаруком в канун прошлогоднего визита президента Януковича в США для участия в заседании ГА ООН. Журналистам он объяснил, что будет делать президент во время этого визита, с кем будет встречаться, как проходит подготовка речи президента.
В нынешней администрации президента отсутствует такое понятие как президентский пул журналистов. То есть, кто хочет освещать зарубежные визиты президента, должен сам платить за перелет и пребывание в странах, которые посещает глава украинского государства. К примеру, у российского президента все эти расходы покрывает государство. Немецкого канцлера Ангелу Меркель всегда сопровождает несколько десятков журналистов, тележурналистов, фотокорреспондентов, которые летят вместе с ней в самолете. У американского президента еще больший журналистский корпус. Даже министр иностранных дел Польши берет с собой в самолет больше десяти журналистов во время заграничных визитов.
Нынешнее украинское правительство заявило, что будет экономить, в том числе на перелетах премьера, и мы видели, как Арсений Яценюк летал в Брюссель в эконом-классе. А вместе с тем вызвало удивление то, что некоторые работники пресс-службы главы украинского государства путешествуют в бизнес-классе. Автор был свидетелем этого, возвращаясь с саммита НАТО в Уэльсе.
КОММЕНТАРИИ К ТЕМЕ
«День» обратился к украинскому и американскому дипломатам с просьбой рассказать о том, что Украина может ждать от визита Порошенко в США, кроме традиционных слов поддержки.
Высокопоставленный американский дипломат, который просил не называть его имени, в телефонном интервью так ответил «Дню»: «Прежде всего, президент Порошенко получит очень теплый прием в Вашингтоне, Конечно, это наиболее важный визит, который украинский президент когда-либо осуществлял в Вашингтоне. Мы еще до сих пор очень активно работаем над пакетом заявлений, которые мы должны сделать. Но вы должны быть уверены, что этот пакет будет касаться экономического и безопасностного измерения нашего партнерства. Мы уже сделали вместе много работы. Мы уже выделили 70 млн. долларов для сектора безопасности. Но я знаю, что этим дело не ограничивается. Мы будем продолжать сотрудничать с правительством, чтобы понять, что ему нужно для защиты суверенитета и территории Украины».
Собеседник считает, что слова Обамы о том, что кризис в Украине не является геополитической угрозой для США, являются вырванными из контекста. Зато он сказал, что стоит обратить внимание на сильные слова президента в наших заявлениях в поддержку украинского народа: мы на правильной стороне истории. «Я думаю, что главный фундамент нашего подхода к Украине на данном этапе заключается в поддержке украинского народа, который идет вперед в своем суверенном выборе. Вполне очевидно, что сегодня очень большой день в этом смысле. С ратификацией соглашения об ассоциации украинский народ может гордиться тем, что сделало правительство, и мы уверены, что это заложит основу, как сказал президент Порошенко, для современного базированного на верховенстве права демократического будущего», — сказал дипломат.
Комментируя принятие Верховной Радой закона об особом статусе определенных районов на Донбассе и закона об амнистии, он сказал, что США поддерживают мирный план Порошенко, отметив: «В конечном итоге это вопрос, который должен решать украинский народ».
Отвечая на вопрос, сможет ли Украина получить от США, как одного из подписантов Будапештского меморандума, твердые гарантии безопасности, собеседник сказал: «Давайте подождем и увидим, что будет сказано во время этого визита. Я могу лишь подчеркнуть, что нашими действиями мы продемонстрировали наше осознание беспрецедентной кампании враждебности, с которой столкнулась Украина, и нашу готовность как нации США работать в поддержку усилий Украины по защите своей суверенной территории.
Американский дипломат отказался ответить, к каким следующим шагам могут прибегнуть США вместе с ЕС, чтобы остановить Путина и заставить его вернуть Крым. Он лишь отметил, что санкции против России являются эффективными, потому что США и ЕС действуют совместно. По его мнению, лучше предпринимать один шаг за раз, а на прошлой неделе мы предприняли большой шаг и видим, какой была реакция России на это.
Собеседник пообещал после общения с лидерами Конгресса рассказать о том, с чем связана задержка с принятием закона в поддержку Украины и, в частности, предоставления нашей стране статуса главного союзника США не члена НАТО.
«МЫ МОЖЕМ РАССЧИТЫВАТЬ НА РАСШИРЕНИЕ «ПАКЕТА» ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИЛИ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ И УСИЛЕНИЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»
Олег ШАМШУР, бывший посол Украины в США, Киев:
— Я думаю, что кроме мощного сигнала в поддержку независимости и территориальной целостности Украины мы можем рассчитывать на расширение «пакета» экономической или гуманитарной помощи и усиление военно-технического сотрудничества.
Выступление в Конгрессе является знаковым событием. Такую честь предоставляют обычно представителям стран, которых в США рассматривают как близких и важных партнеров. Это приглашение — также проявление уважения к действующему Президенту Украины и готовности американской власти к сотрудничеству с ним и его командой.
— Что касается слов президента Обамы о том, что кризис в Украине не является геополитической угрозой для США.
— Как по мне, эти слова являются очередным свидетельством нежелания ведущих политиков Запада посмотреть правде в глаза и признать серьезность последствий войны России против Украины для европейской и глобальной системы безопасности, включительно с режимом нераспространения ядерного оружия. За этим также стоит иллюзия возможности восстановления докризисного статус-кво в мировой политике и неготовность начать выстраивать новую парадигму отношений с Россией.
— Чем объясняется задержка в принятии закона о поддержке Украины, который предусматривает предоставление нам статуса главного союзника не члена НАТО?
— По моим данным, сейчас в Сенате его влиятельными членами готовится внесение нового законопроекта, который предусматривает предоставление указанного статуса Украине, Грузии и Молдове. Вместе с тем, в Конгрессе продолжается дискуссия относительно реального значения, практической ценности этого шага. Судя по всему, осторожную позицию занимает Белый Дом. Тем более важными являются те аргументы, которые услышит американское политическое руководство от украинского Президента.