25 сентября знаменитый оперный певец отметил бы 80-летие со дня рождения. Анатолий Борисович обладал магическим вокальным даром, и сегодня, слушая его записи, учится новое поколение оперных артистов. Своими ощущениями о певце, выступавшем на сцене, и воспоминаниями вне ее делится с читателями пианист и постоянный автор «Дня» Александр МОСКАЛЕЦ.
В школьные годы у нас была игра. Мы приходили в Киевскую оперу на «Запорожец за Дунаем», когда партию Андрея исполнял Соловьяненко. Дальше надо было дождаться момента, когда Оксана, ждущая первого выходя Андрея (на дуэт), посмотрит в сторону левой кулисы. Андрея на сцене еще нет, но волнующие пассажи оркестра уже возвещают появление героя. Так вот — надо было начать аплодировать как можно раньше, еще до того, как Анатолий Борисович выбежит на сцену. В этом была особая тайна. Ведь во всех остальных спектаклях певец появлялся не так неожиданно, и публика все равно каждый раз при выходе награждала певца (одного его из всех исполнителей!) бурными аплодисментами. Но в «Запорожце» это было особым удовольствием — с точностью до такта предугадать момент выхода Соловьяненко и зааплодировать первым. А там уж зал подхватывал ваши аплодисменты! Анатолий Борисович широко улыбнулся, когда позднее я признался ему в этой шалости...
Интервью на радио и телевидении, драгоценные диски с автографами, подаренные певцом... Иногда хотелось просто позвонить, придумав повод. И никогда при этом Анатолий Борисович не тяготился такой назойливостью — всегда разговор был по душам...
В Киеве отмечали очередной день рождения недавно ушедшего на то время Ивана Семеновича Козловского. В Доме учителя Анатолий Соловьяненко согласился выступить в сборном концерте, а я имел честь аккомпанировать ему и другим солистам. Соловьяненко выступал в конце программы. Он спел три произведения. Но, выходя на сцену, я ощутил «горячий жар» аудитории, до предела заполнившей зал исключительно благодаря Анатолию Соловьяненко и приветствовавшей каждое движение певца оглушительными аплодисментами. Мы репетировали с Анатолием Борисовичем перед выходом в артистической. Певец пришел заранее и привычным жестом вынул из «дипломата» сценическую обувь. Он был скромный и непритязательный партнер, уважающий пианиста и лишенный какой бы то ни было «звездности». Музыка была для Соловьяненко превыше всего. Каким же счастьем было аккомпанировать ему Балладу и Песенку Герцога из «Риголетто» Верди! Ведь именно их мне посчастливилось слышать в театре, еще школьником, впервые придя «на Соловьяненко»! А потом были запечатленные в записи и многочисленных телетрансляциях «Чорнії брови, карії очі»... Кстати, в тот вечер Анатолий Борисович признался, что в последнее время ему часто приходится выступать в благотворительных концертах, и нет сил отказаться от таких приглашений.
Давайте вместе вспомним некоторые фразы певца, написанные Анатолием Соловьяненко по просьбе столичных журналистов:
♦ «Шахтерский герцог»... горняки всегда прозвище дадут — как припечатают, но «Герцог» я и в самом деле сугубо шахтерский...»
Здесь стоит напомнить о некоторых чертах личности Анатолия Борисовича. Математика и музыка мирно существовали в нем в течение тридцати лет! Преподаватель начертательной геометрии и... певец! Так ли много мы знаем примеров служителей столь разных муз? Точная, математически выверенная манера мышления и безграничное творчество, вдохновение! Судьба сложилась так, что Анатолию Соловьяненко пришлось пройти длинный путь к сцене, а его успехи на научной стезе (работал преподавателем на кафедре инженерной графики в Донецком политехническом институте) остались неизвестными широкому кругу слушателей. Для миллионов поклонников таланта он был знаменитым лирико-драматическим тенором, которому вовсе не обязательно было знать высшую математику и обладать аналитическим мышлением. Единственным похожим примером может служить оперная певица Большого театра Ирина Архипова — творчески мыслящий и расчетливый архитектор, по проектам которого возвели немало зданий в Москве.
♦ «Очень многое дала мне стажировка в Милане. Со мной занимался известный маэстро Дженнаро Барра, который некогда пел на итальянской сцене вместе с Шаляпиным, дружил с Собиновым...» — признавался Соловьяненко.
Итальянская вокальная школа всегда была высшим ориентиром для Анатолия Борисовича. На открытии комнаты-музея дирижера Стефана Турчака Певец признался: «Партия Радамеса в «Аиде» была первой, которую я выучил в Милане с Барра на языке оригинала». Это признание тенора повергло в шок. Неужели за все время в Киеве ни у кого не возникла мысль поставить «Аиду» специально для А. Соловьяненко? Да и не только этот спектакль, а и многие другие. Ведь Анатолий Борисович ни разу не поддался искушению остаться за границей. Более того, он даже не согласился переехать в Москву и стать солистом Большого театра. И, несмотря на это, так и не спел на сцене своего любимого Радамеса. Как это назвать? Патриотизмом? Верностью себе? В любом случае это заслуживает уважения. Оперные партии классического репертуара Соловьяненко разучивал с Энрико Пьяцца, который был ассистентом великого дирижера Артуро Тосканини.
♦ «Без знания лучших образцов фольклора, невозможно представить себе музыкально воспитанного, образованного человека... Народная музыка всегда была и остается величайшим достоянием каждой нации», — подчеркивал тенор.
Анатолий Соловьяненко — уроженец г. Сталино ( ныне Донецка) —русскоязычного региона, говоривший в повседневной жизни преимущественно по-русски, высоко пронес знамя украинской народной песни и романса через всю свою творческую жизнь! Зайдите на youtube и посмотрите видеозаписи певца в Интернете! Как вдохновенно пел Анатолий Борисович украинские песни и романсы на концертах! А еще посмотрите художественный фильм «Прелюдия судьбы» (1984 г.), в котором почти документально запечатлено начало творческого пути певца. В картине роль Александра Коробейченко, педагога по вокалу, исполнил популярный актер Евгений Лебедев.
♦ «Оперное и камерное искусство всегда дополняют, разнообразят друг друга, хотя основой их всегда является одно вокальное творчество. Конечно, легче заниматься или тем, или другим, но постижение масштабной, монументальной значимости оперных полотен и тонкой, богатой красками, обилием нюансов камерной музыки несказанно обогащает певца», — утверждал Анатолий Борисович.
В его репертуаре — 17 оперных партий, множество арий, романсов, украинских и русских народных песен. География гастролей Анатолия Соловьяненко была обширна: США, Болгария, Италия, Румыния, Германия, Япония, Австралия, Канада. А лучшими партиями, вошедшими в «золотой фонд» стали: Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского), Фауст (в одноименной опере Гуно), Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Рудольф («Богема» Пуччини).
Соловьяненко всегда пропагандировал обе полярно противоположные части вокального концертного репертуара — и оперные арии, и романсы. Об этом свидетельствуют и его многочисленные записи (к сожалению, не все из них сегодня изданы). Кстати, Анатолий Борисович пел много неаполитанских песен, которые обожала публика. Эти произведения написаны не на итальянские тексты. Их язык — это то, что называется неаполитанским диалектом, а еще чаще — неаполитанским языком. Зловредная итальянская оперная критика заявляла, что самым плохим неаполитанским произношением обладал Лучано Паваротти. У Соловьяненко каждое слово произнесено с душой певца, влюбленного в Италию и не раз там побывавшего. А главное — петь эти произведения невозможно, если вокалист не обладает гибким и выразительным голосом полного диапазона. Ведь не даром А.Соловьяненко на заре своей певческой карьеры с успехом выступил на популярном телевизионном конкурсе «Неаполь против всех» (Италия) и стал его лауреатом . Его песня Serate a Mosca попала в национальный хит-парад Италии 1965 года, а затем вышел диск-миньон (Ricordi SRL 10.369) с двумя песнями: Serate a Mosca и Scorre il Volga!
♦ «Простота в нашем деле должна быть гениальной. В технике пения есть множество секретов, которые надо не просто знать, но довести владение ими до автоматизма. Если же я буду петь, допустим, о любви своего героя, а думать о том, как мне взять ту или иную ноту, это будет фальшиво», — говорил певец. — Вообще, я не могу сказать о себе, что достиг всего, к чему стремился: перед великим искусством всегда буду чувствовать себя неучем».
...На одном из спектаклей «Бориса Годунова» Соловьяненко пел Самозванца. Господи, знал ли я тогда, что слушаю тенора в последний раз? Через пару лет эту партию исполнял уже другой солист Киевской оперы. Рядом в зале сидел другой Анатолий Соловьяненко — Анатолий Анатольевич, сын певца. В антрактах мы поговорили, а в сценах с Самозванцем я не мог унять наворачивавшиеся слезы (такую ностальгическую аналогию сохранило мое подсознание)...
И вдруг (29 июля 1999 года) услышал по телевизору сообщение: «Из жизни ушел народный артист СССР Анатолий Соловьяненко. Певец умер от инфаркта»... В эту новость не хотелось верить. Ведь Анатолию Борисовичу было всего 66 лет. Он умер внезапно. Прощание проходило в Национальной филармонии Украины. В последний путь великого тенора пришли проводить тысячи людей, гроб выносили под гром аплодисментов. Анатолия Борисовича похоронили в Козине (Киевской области), недалеко от загородного дома певца...
Фото из архива Национальной оперы Украины