Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что такое «программа МВФ военного времени»?

«День» опросил экспертов — каких перемен в условиях сотрудничества с ключевым кредитором должна требовать Украина
2 октября, 2014 - 11:56
ФОТО С САЙТА ECONOMICS.UNIAN.NET

В конце осени в Украину должна прибыть миссия Международного валютного фонда. Ее цель — проведение объединенного осмотра развития экономики страны. Об этом сообщил глава Департамента внешних связей МВФ Джерри Райс на прошлой неделе. После этого результаты работы миссии будут переданы на рассмотрение Совета директоров МВФ, заседание которого состоится в конце 2014 года — в начале 2015 года.

Результатом визита и заседания Совета директоров может стать выделение МВФ третьего и четвертого траншей единым платежом. Однако, вероятно, кроме осмотров, МВФ будет иметь еще одну работу, которую озвучил Президент Украины Петр Порошенко. «Нужно пересмотреть программу с МВФ — она была рассчитана на мирное время. Сейчас нужно внести в нее коррективы с учетом развития последних событий», — сказал Президент на прошлой неделе.

О каких коррективах говорится — пока неизвестно. В НБУ «Дню» подтвердили, что украинская сторона попросила МВФ объединить третий и четвертый транши. «Оно (объединение траншей. — Авт.) вызвано задержкой с завершением первого пересмотра и поможет нам сохранить предварительно определенный график выплат», — сообщили в пресс-службе регулятора.

«Думаю, перед тем, как говорить о внесении коррективов в соглашение о МВФ, правительству необходимо было бы иметь свою программу экономических реформ на военное время. И сейчас немного паники вносит тот факт, что Президент говорит, что он отвечает за экономическую программу. Но согласно Конституции, именно правительство должно заниматься этой программой экономических реформ, — говорит заместитель председателя НБУ (1991—1992 и 2005—2009), заместитель министра финансов Александр САВЧЕНКО. — У нас остался один год. Именно за это время Путин планирует довести Украину до дефолта. Недавно начали говорить о программе экономических реформ до 2020 года. Но если мы хотим разрабатывать программы на 6 лет, то это совсем неправильно. Народ не будет терпеть столько времени, он требует реформ уже. И их должны разрабатывать НБУ, а не Президент».

Савченко считает, что новая программа с МФВ может стать началом экономической военной политики. «Многие страны воюют. Кстати, в СССР только в первый год войны был спад производства, а на следующий уже был рост. Все списывать на войну — это неправильно», — говорит он.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Самый больной вопрос для Украины, и не только в вопросе сотрудничества с МВФ — регулирование финансового рынка. В Фонде настаивают, прежде всего, на сбалансировании бюджета Украины. «Нужно сокращать бюджетные расходы. Таким образом мы сможем уменьшить налоги на бизнес. Ведь сейчас у нас как? Бюджет постоянно расширяют и вместе с ним увеличивают налоги. Бизнес не может работать: у людей забирают последние сбережения из-за девальвации и инфляции. Правительство сегодня оперирует такими инструментами, как займы, эмиссия, инфляция и девальвация», — объясняет Савченко.

«Эта программа — не лучший выбор для Украины. Нужно ли было так долго ждать, чтобы это понять? Фактически МВФ дал Украине кредит на погашение им долга. Эта программа без нашей внутренней программы возрождения экономики и на мирное время не годилась», — говорит президент Ассоциации украинских банков Александр СУГОНЯКО. По его словам, Украина от этого сотрудничества не получила никакой помощи. «Арсений Яценюк весной говорил, что нам нужно обеспечить макроэкономическую стабильность. И потому нам нужно соглашение с МВФ. Поскольку с соглашением мы будем иметь 3% падения, а если объявим дефолт — то 10%. А сегодня ожидаем 9% падения с соглашением с МВФ, но без макроэкономической стабильности и без шагов относительно возрождения национальной экономики. Это называется провал экономической политики действующего правительства», — отмечает А. Сугоняко.

Эксперт убеждает: заявления власти о том, что главная задача власти — это одолжить деньги, несерьезны. «Как будто помощь извне решит проблему обороны в Украине или наполнит бюджет страны», — иронизирует Сугоняко.

Из экономического пике нас может вывести только украинская экономика, убежден эксперт. «Только мы в Украине сможем изменить структуру нашей экономики и наполнить бюджет, который поможет выиграть в войне с Россией. Никто извне за нас не будет финансировать сдвиги в экономике нашей страны, которые пошли бы ей на пользу. Власть обязана опираться на народ и поднимать с ним экономику. Для этого его нужно воспринимать как субъект и говорить с ним честно, правдиво. Тогда появится доверие между властью и народом, на основе которого возродится Украина и ее экономика», — объясняет президент Ассоциации украинских банков. По его словам, для этого как минимум нужно привлечь преступников к ответственности и вернуть награбленные капиталы. «Мы словно забыли о том, что у нас есть крупный бизнес, который несет, по крайней мере, моральную ответственность за то, что происходит на Востоке страны, за кровь, пролитую на Майдане. Новая власть не смогла привлечь предыдущих преступников во власти к ответственности и вернуть награбленные ими капиталы в бюджет, чего требуют интересы страны для макроэкономической стабилизации и для победы в войне», — говорит он и добавляет, что крупному бизнесу стоит научиться думать о своих долгосрочных интересах и интересах страны, которые, кстати, совпадают.

ЭНЕРГЕТИКА

Не менее важной частью сотрудничества с МВФ является реформирование энергетического сектора. Однако тут стоит не просто вносить коррективы, а менять долгосрочную перспективу сотрудничества с западными партнерами, советует директор Центра глобальных исследований «Стратегия XXI века» Михаил ГОНЧАР. «Нет никаких гарантий, что в дальнейшем, скажем, российская сторона может перейти к диверсионным действиям не только на контролируемой нынче территории, но и в других регионах Украины, и причинить еще больший вред энергетической инфраструктуре. И тогда что, опять останавливаться и корректировать программу?» — говорит Михаил Гончар.

По его словам, нужно менять систему подходов, принимать соответствующие широкомасштабные политические решения. Например — предоставление Украине со стороны не только МВФ, но и других международных финансовых институций, именно финансовой поддержки, а не кредитов. «Если на спасение Греции или Португалии, например, тратились сотни и десятки миллиардов евро, то объем помощи, который должны были предоставить ЕС и другие международные финансовые институции, должен был составлять десятки миллиардов евро как минимум. Это должно быть политическое решение», — отмечает эксперт. Ведь, по сути, Украина сегодня приняла на себя удар, который направлен против существующего миропорядка, который Россия стремится изменить.

«И если для Европы принципиально пройти комфортно зимний период, то пусть они и платят россиянам. Не мы должны доставать деньги из бюджета, который «трещит по швам», чтобы платить долг «Газпрому» и покупать газ. Пусть Европа позаботится о своих интересах и дает деньги, которые транзитом пойдут в Москву. А так они хотят, чтобы и за наш счет компромисс был найден, и чтобы мы это сами заплатили», — подытоживает Михаил Гончар.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РЕФОРМА

«День» уже писал о том, что МВФ одним из условий предоставления третьего транша поставил создание Антикоррупционного бюро в Украине и изменение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. И отвел конкретное время — до конца осени.

А, как известно, 16 сентября Рада не проголосовала за соответствующий законопроект №5085 «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции». Спикер Верховной Рады Александр Турчинов уже созвал внеочередное заседание Верховной Рады на 7 октября. Предполагается, что на заседании будут рассматриваться именно правительственные антикоррупционные законопроекты. Но будут ли они проголосованы?

«Данный закон сейчас в приоритете Президента, правительства и спикера. Поэтому, думаю, есть большие шансы, что его проголосуют, а те депутаты, которые раньше его не голосовали, одумаются. Я надеюсь, что политические лидеры проведут с ними беседы. Только коррупционер не может проголосовать за Антикоррупционное бюро», — говорит исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья КАЛЕНЮК. По ее словам, закон должен быть принят либо 7 октября, либо 14 октября — во время очередного пленарного заседания. «Упрощать эти условия МВФ на том основании, что в стране война — это смешное обоснование. Ведь это совсем не связанные вещи. Я не вижу никаких оснований не бороться с коррупцией сейчас. Наоборот», — говорит Каленюк.

АГРАРИИ

«Предложения, которые записаны в Меморандуме в части изменения налогообложения АПК, мягко говоря, не выдерживают критики», — говорит генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир ЛАПА. Речь идет о приближении системы налогообложения АПК к общей системе.

Во-первых, объясняет Лапа, в случае отмены режима аккумуляции для сельхозпроизводителей правительство будет вынуждено пойти на полноценное возмещение по экспорту зерновых и масличных культур. Это приведет к тому, что бюджет потеряет львиную долю финансирования.

«Во-вторых, я не совсем вижу, как общая система налогообложения может быть администрирована в АПК в условиях, когда в двух соседних хозяйствах может быть разная урожайность. Даже по объективным причинам — под воздействием погодных условий. Как налоговый инспектор может проверить урожайность и, соответственно, базовое налогообложение», — говорит генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». Он также прогнозирует, что в случае внедрения такой системы многие игроки покинут рынок. И это тоже негативно повлияет на общий бюджет государства.

Также среди требований МВФ — отмена льгот для аграриев. Однако в Украине это делать — совсем некстати, отмечает В. Лапа. Ведь если говорить об объемах поддержки отрасли, то даже с учетом налоговых льгот в Украине она составляет около 2% от валовой продукции АПК, в той же России — около 12—13%, а в ЕС — 18—19%.

«Собственно, когда вводились льготы, речь шла о двух компонентах. Первый — при отсутствии программ прямой бюджетной поддержки нужно найти инструмент, как поддержать отрасль. Второй — упрощение системы администрирования. Потому что ни государство, ни сельхозпредприятия его администрировать не могут. И оба компонента на сегодняшний день остаются актуальными», — добавляет Владимир Лапа.


Петр ПОРОШЕНКО:

«Надеюсь, парламент поддержит законопроект о создании Антикоррупционного бюро»

Президент Украины Петр Порошенко рассчитывает на принятие парламентом на следующей неделе пакета антикоррупционных законопроектов, в частности, законопроекта о создании Антикоррупционного бюро, сообщает interfax.kiev.ua. «Я надеюсь, что на следующей неделе нам удастся на внеочередной сессии украинского парламента принять ряд законопроектов и обеспечить выполнение Украиной обязательств по борьбе с коррупцией. И Верховная Рада поддержит мой антикоррупционный законопроект о создании Антикоррупционного бюро», — сказал Президент в совместном заявлении для прессы с федеральным канцлером Австрии Вернером Файманом в Киеве в среду. Глава украинского государства выразил уверенность в том, что эффективная борьба с коррупцией поспособствует созданию благоприятных условий для инвестиционного климата. Как сообщалось, внеочередное заседание Верховной Рады состоится 7 октября.

 

Мария ЮЗЫЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ