Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто и почему в Украине «тормозит» введение антикремлевских санкций?

Три версии «Дня»
4 ноября, 2014 - 11:36

Еще в сентябре Петр Порошенко подписал закон, подготовленный Кабинетом Министров Украины и поддержанный большинством ВРУ «О санкциях». В соответствии с текстом документа Украина уже в октябре должна была ввести антикремлевские санкции.

Но октябрь закончился, а санкций нет.

На прошлой неделе посол Соединенных Штатов в Украине Джеффри Пайетт в интервью еженедельнику «Фокус» назвал странным то, что мы до сих пор не приняли никаких карательных мер относительно агрессора. «Принципиально важно, чтобы украинские решения в сфере экономики и торговли не вредили тому влиянию, которое должны были бы делать европейские и американские санкции. Это не наилучшая ситуация, когда украинские фирмы получают коммерческую выгоду, тогда как европейские или американские фирмы вынуждены нести убытки, поддерживая украинский суверенитет и территориальную целостность», — сказал он.

Джеффри Пайетт также отметил, что список физических лиц и компаний, против которых Украина ввела санкции, следует обнародовать. «Намного лучше опубликовать список санкций в государственных СМИ, тогда каждый может увидеть, какие правила. Таким образом, можно избежать подозрений относительно каких-то закулисных договоренностей», — сказал он.

 «Это вопрос политической воли. Если ее нет, то нет и санкций. Концентрат

титана и циркония и в дальнейшем беспрепятственно идет в РФ, а там превращается в ПЗРК, которыми убивают наших солдат и мирных граждан», — говорит председатель совета Украинского кредитно-банковского союза Борис СОБОЛЕВ.

Так кому в Украине и почему не хватает этой политической воли на введение антикремлевских санкций? «День» предлагает три версии.

В соответствии с Законом Украины «О санкциях» пакет ограничительных мер по российским товарам формируется и утверждается на соответствующем заседании СНБО, после этого Президент подписывает его, а у ВРУ 48 часов на то, чтобы утвердить секторальную часть санкций.

Месяц назад «День», после заявления премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что Кабмин подготовил весь пакет ограничительных мер по российским товарам и санкциям против компаний и физических лиц и передал их, как того требует Закон, в СНБО, обратился в консультативно-совещательный орган. Мы попросили сообщить, проходило ли соответствующее заседание СНБО о санкциях, каковы его результаты. Мы также попросили сообщить, когда планируется проводить такое заседание, если его еще не было. На что нам ответили, что никаких заседаний по вопросу утверждения перечня санкций не проводили. «Ныне проводится работа с Кабинетом Министров Украины по реализации положений Закона Украины «О санкциях», — было отмечено в ответе пресс-службы.

Вчера «День» опять обратился в Совет Национальной безопасности Украины, чтобы узнать о результатах работы аппарата за месяц. Однако в телефонном режиме нам «посоветовали» обращаться с этим вопросом в Администрацию Президента. Мол, СНБО не отчитывается сам о своей текущей работе перед журналистами. Но после нашего замечания, что мы уже обращались с соответствующей просьбой и ответ на него получили, наш запрос таки приняли. Ответ будем ждать, как это предусмотрено Законом «О доступе к публичной информации» 5 рабочих дней.

Но еще до ответа уже можем сделать определенные выводы. Вывод первый: соответствующее заседание или не созывалось вообще, или происходило «тайно», что нелогично. Ведь тема очень важная для общества и для Президента, рейтинг политической силы которого в последнее время стремительно падал, странно было бы замалчивать рассмотрение вопроса, которое бы прибавило ему «плюсы» в глазах общественности и международного сообщества. Но, как знать, может, это «тематическое» заседание СНБО — это государственная тайна.

Через неделю после того, когда Петр Порошенко подписал закон «О санкциях», он вдруг заявил, что главная цель Украины — добиться мира, провести реформы и поднять экономику, а не наказать кого-то. «Хочу заверить, что если российская сторона в одностороннем порядке будет вводить санкции относительно Украины, реакция будет быстрой и эффективной. Но в чем наша цель — ввести побольше санкций или наша цель — добиться мира? Или наша цель  — убрать все ограничения, которые имеются на российском рынке?» — сказал тогда.

Формально Петр Порошенко может объяснить торможение процесса сокрушительным ударом по и без того слабой отечественной экономике. Мол, отношения с агрессором, которые достались нам в наследие от Советского Союза, — настолько тесные, что при их расторжении экономика Украины испытает крах.

Но вместе с тем, пока мы «тормозим» санкции, Россия вводит свои. Разве не так можно назвать многочисленные запреты украинских товаров со стороны Роспотребнадзора. Среди последних, кстати, — запрещение на ввоз и транзит всей украинской растительной продукции.

Поэтому очевидно есть что-то, что не объясняется «формально» и «экономической логикой». А это могут быть, например, какие-то политические обязательства Петра Порошенко перед Кремлем. Возможно, в «минских договоренностях» Украина подписалась под тем, что в обмен на «прекращение огня» гарантирует то, что не будет вводить санкции относительно российских компаний и товаров.

Но международное сообщество, да и сам Президент Украины подтверждают: Россия сама не придерживается «минских договоренностей». Постоянные обстрелы террористами украинских военных и позавчерашние выборы на Донбассе тому подтверждение.

Значит, есть еще что-то. И, очевидно, это «что-то» лежит в плоскости «происхождения» Президента. «День» неоднократно писал о том, что первоочередной задачей или даже тестом для Порошенко будет выступать против своего класса и «клана». Если он этого не сможет сделать, то будем иметь ряд очень опасных коллизий...

Как сообщили в ИТАР-ТАСС, в октябре Липецкая фабрика кондитерской корпорации Roshen, которая находится в городе Липецк (Россия) и принадлежит Президенту Украины Петру Порошенко, возобновила свою работу. По данным того же информационного агентства, часть компании Roshen на рынке РФ составляет около 7%. Правда, запрещение на ввоз продукции кондитерской продукции на рынок России Роспотребнадзором снято не было.

Что скажет сам Петр Порошенко в ответ на вопрос: кто и почему тормозит в Украине введение антикремлевских санкций? И молчание, по опыту «предшественников» — далеко не выход.

Мария ЮЗИЧ, Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ