Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Победа. «Вклад» банков...

Эксперты: и в условиях военного времени работу должны регулировать только закон и рынок
13 ноября, 2014 - 11:24
Победа. «Вклад» банков...
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Несмотря на то, что Президент Украины Петр Порошенко решительно заявляет: «Я хочу прекратить войну», все украинцы сегодня понимают, что война, так или иначе, не обойдет никого. Не может быть в стороне от нее и финансовый сектор. Вчера банкиры, эксперты-экономисты, политики и политологи, а также правительственные чиновники по инициативе Института экономических исследований и политических консультаций обсуждали на круглом столе тему о роли банков на войне.

ЕМКОЕ СЛОВО «ТОРГ»

«Военный фактор является, если можно так сказать, альфой всех наших сегодняшних рассуждений, — отметил директор этого института Игорь Бураковский. — Экономическая ситуация в Украине определяется циклическим кризисом, в который мы вступили в 2013 году, и усиливается военно-политическими проблемами». Потери несет и банковский сектор, продолжал эксперт, в виде имущества и не полученной прибыли. Это связано также с низкой платежной дисциплиной предприятий и тех людей, которые непосредственно получали кредиты, особенно на оккупированных территориях. «Ясно, что это негативно влияет на экономику Украины», — констатирует Бураковский. В то же время он подчеркивает, что сегодня речь должна идти не только о трудностях банковской системы, от которых можно будет избавиться только после завершения военных действий, но и о том, что эта система может сделать, чтобы усилить безопасность страны, и каким должен быть ее взнос в победу.

Для начала экономической по сути дискуссии потребовалась вводная политическая часть. Ее озвучил политолог и директор Школы политической аналитики Алексей Гарань. Он сделал своеобразный мини-анализ политического процесса в Украине, обозначив его суть кратким словом «торг». «Я думаю, что в нынешних условиях есть два варианта коалиции. Первый, теоретически возможен — без «Народного фронта». «Он возможен при условии привлечения других участников, — указал эксперт, — но, по моему мнению, это непропорционально поднимет роль маленьких игроков и может сделать политику нестабильной. Я отдал бы первенство формированию коалиции с двумя партнерами — «Блоком Петра Порошенко» и «Народным фронтом». «Лидеры и их команды должны понять, — продолжает Гарань, — или же они достигают компромисса и выигрывают и они, и страна, или же не достигают, и тогда проигрывают и они, и страна».

«ПОМОГИ АРМИИ»

Переходя непосредственно к теме обсуждения, эксперт подчеркнул, что в нынешней ситуации нужна мобилизация экономики, мобилизация всех усилий. По его словам, не может часть страны воевать, а другая «заниматься своей нормальной жизнью». Он ратует за новую информационную кампанию и социальную рекламу. Это обусловлено тем, что сегодня отмечается определенный спад общественной поддержки украинских военных. По его словам, летом население активно реагировало на то, что происходит на фронте, туда направлялось немало средств. А сейчас потребность в финансах и различных товарах, в связи с наступлением зимы, растет, а поступление помощи, в том числе и от волонтеров, уменьшается. Нужно начать кампанию «Помоги армии», предлагает Гарань. Он уверен, что банки также найдут в этом деле свое место. «Мы многое можем сделать путем самоорганизации, без каких-то формально-правовых актов», — говорит эксперт, отвечая на вопрос, нужно ли вводить в стране военное положение.

«Жизненно важные отрасли экономики государства оказались в финансовой зависимости от российских банков, — отмечает советник главы СБУ Маркиян Лубкивский. — В условиях военного конфликта с Российской Федерацией такая ситуация негативно влияет, по нашей оценке, на экономический потенциал государства и его обороноспособность». В связи с этим он призывает несколько ограничить деятельность в Украине дочерних кредитно-финансовых учреждений российских банков. По его мнению, в них не могут обслуживаться украинские государственные предприятия, а тем более работники силовых структур нашей страны. Лубкивский уверен, что российская банковская система сильно привязана к действующему в России режиму и не может действовать самостоятельно. В связи с этим он подчеркивает, что «обслуживание украинских госучеждений и предприятий в российских банках составляет, по сути, угрозу национальной безопасности Украины».

ЧТО МОГУТ БАНКИ

По мнению советника главы СБУ, государственные банки Украины способны должным образом защитить финансовую информацию, связанную с национальной безопасностью. Он рассказывает, что СБУ неоднократно предлагало правительству перевести предприятия государственного сектора экономики, органов власти и управления на обслуживание в госбанки. Кроме того, по его мнению, обслуживание органов власти в негосударственных банках также несет угрозу утечки как государственных тайн, так и персональных данных военных и правоохранителей, задействованных в АТО. Лубкивский настаивает на пересмотре перечня банковских учреждений, которым предоставлено право обслуживать работников бюджетных учреждений. Правда, он считает эти меры временными.

Заместитель главы государственного «Ощадбанка» Антон Тютюн рассказывает о том, «как воюет» его банк, и убеждает, что сегодня государство наконец начинает понимать, зачем ему государственные банки. «У нас есть то, чего нет у других коммерческих банков, — говорит Тютюн, — начиная с секретных отделов и заканчивая разными другими вещами». Он рассказывает, какую кредитную поддержку оказывает его банк отечественной энергетике, понимая, что речь идет об энергетической безопасности Украины.

Банкир говорит о проектах, «связанных с социальной ответственностью банка». «Мы собираем деньги на АТО, — рассказывает он, — ездим в больницы и госпитали, собираем средства на операции, помогаем бойцам восстанавливаться, организовываем аукционы, где меценаты покупают картины, а деньги от их продаж идут на лечение раненых. Кроме того, мы восстанавливаем школы в регионах, освобожденных от сепаратистов». А еще он подчеркивает, что у «Ощадбанка» есть государственная гарантия на возврат всей суммы любого вклада, и в нынешней неспокойной ситуации она является одним из важнейших факторов стабильности банковской системы, обеспечивая право человека, в том числе и работника силового ведомства, и членов его семьи, на безопасность. «Мы полагаем, что такой информацией должны владеть только государственные банки. Если будет утечка, эта информация может принести серьезный вред», — заключает банкир. Он напоминает, что «Ощадбанк», последним, «вместе с последним нашим солдатом» покинул Крым и первым приходит на освобожденные от оккупантов территории, помогая людям обустраивать там жизнь».

МОСТИК ДОВЕРИЯ

«По сути, мы тоже являемся государственным банком, и у нас тоже обслуживается различные силовые ведомства и министерства, — отмечает председатель правления «Укргазбанка» Сергей Мамедов, — мы имеем для этого необходимые подразделения. И, я считаю, что в условиях войны, кризиса государственные банки должны решать возникающие проблемы, и свои, и государства, совместными усилиями. Для активизации экономики необходимо запускать кредитные программы, проводить реформы, добиваться восстановления доверия. Ведь не только люди стали меньше верить банкам, но и банки не верят заемщикам. Нужно строить мостик доверия с помощью госбанков. Это, в частности, могут быть схемы для компенсации процентных ставок. Потому что иметь ставку в 30% годовых, которая убивает конкурентоспособность, и ждать роста экспортной выручки очень тяжело. Эти задачи должно решать и государство, и банковская система. Так же, как и проблему защиты прав кредиторов».

Банкир не согласен с коллегой из «Ощадбанка». По его мнению, определять, кто будет обслуживать государственные структуры и их работников, должен рынок. Все соответствующие условия и риски, уверен Мамедов, должны быть прописаны в процедуре проведения тендеров. «Давайте сделаем нормальные прозрачные условия, пропишем критерии, которые будут позволять банкам работать в этом секторе, ведь и сегодня есть критерии допуска, но нельзя проводить линию, направленную на создание кому-то необоснованных преимуществ, — предлагает глава «Укргазбанка». — Если мы скажем: запретить каким-то банкам обслуживать зарплатные проектоы силовых ведомств, то мы должны быть готовы направить этим учреждениям немалые суммы на перекредитование».

ЧТОБЫ У СТРАНЫ НЕ КРАЛИ ЕЕ БУДУЩЕЕ

«Я думаю, сейчас это будет сложно, — продолжает Мамедов. — А государственные предприятия, так же, как и остальные, тоже несут определенные потенциальные риски. Я бы очень осторожно относился к ограничениям для российских банков. Нужно понимать, что в Украине в банковской сфере работают только украинские юридические лица. А чисто украинских банков у нас не так уж много. Есть кипрские, австрийские. Но каждый из них имеет четкие задачи: безопасность и контроль. Если кто-то нарушил какие-то требования, нужно привлекать к ответственности. Если есть подозрения, что такое может быть, значит, нужно плавно и непублично выводить такую финансовую структуру с рынка». «Но нужно помнить, — предупреждает банкир, — что любое движение вкладчиков в любом сегменте рынка сейчас может привести к большим проблемам».

О проблемах в банковском секторе говорил и советник главы МВД, пока еще кандидат в народные депутаты Антон Геращенко. Он отмечает, что и сам этот сектор продуцировал свои проблемы, выдавая так называемые плохие кредиты и занимаясь незаконным обналичиванием денег и организацией налоговых схем. «Проблемы, которые у нас есть, это и отсутствие справедливости в целом, — говорит советник министра, — и отсутствие принципа неотвратимости наказания, что стимулирует и заемщиков, и банкиров нарушать закон».

Геращенко рассказывает, что банкир, который обманул всю Америку на миллиарды долларов, получил пожизненное заключение, хотя никого не убивал и не насиловал. У нас же, отмечает избранный депутат, по статье «мошенничество или хищение», при совпадении некоторых обстоятельств, можно получить пять лет и отсидев всего 2,5 года, украв 100 миллионов. «Это ненормально, — считает Геращенко, — и обещает ввести за финансовые нарушения более серьезные наказания, чем те, которые действуют сейчас». «Люди, разрушающие финансовую систему, разрушают и экономику страны в целом, крадут будущее у всей нашей страны», — уверен без пяти минут законодатель. Одной из главных задач нового парламента Украины он видит парламентский контроль над принятием и исполнением законов, в том числе и в банковской сфере.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ