Парламентские выборы, состоявшиеся минувшими выходными в Молдове, подтвердили неизменность курса страны в ЕС. Многие комментаторы в преддверии этих выборов говорили о том, что идет выбор между Европой и Россией. И никто не был уверен в победе проевропейской коалиции, состоящей из Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий. Не случайно за неделю до этих выборов в Молдове побывали украинский и польский президенты — Петр Порошенко и Бронислав Коморовский, чтобы оказать поддержку этой коалиции.
Формально на выборах победителем стала пророссийская Партия социалистов, набравшая 21,6% голосов. Однако три проевропейские партии вместе заручились поддержкой 45% избирателей, что обеспечивает им 54 мандата в 101 местном парламенте. Коммунисты, которые выигрывали все предыдущие выборы еще с 1990-х, оказались лишь третьими — с 17,83% голосов.
«Граждане Молдовы избрали продолжение европейского пути, несмотря на то, что Партия социалистов получила неожиданно большое количество голосов на вчерашних выборах», — так прокомментировал результаты выборов лидер Демократической партии Мариан Лупу. Между тем глава ЛДП Влад Филат призвал коллег поскорее объединиться в коалицию. «Поскольку нужно понимать, что даже после выборов давление на Молдову будет ощущаться и дальше. Это будет экономическое давление, со стороны медиа, и его целью будет срыв европейского пути нашей страны», — приводит слова Филата канал Euronews.
«День» обратился к директору Европейского института политических исследований, Кишинев, Виорелу ЧИБОТАРУ с просьбой прокомментировать результаты выборов.
— Провал Партии коммунистов на нынешних выборах является одним из главных заголовков в новостях. Однако нужно объективно посмотреть на то, что произошло. Партия коммунистов полгода тому назад приняла решение не идти в фарватере путинской политики и фактически избавилась от своего леворадикального, промосковского, крыла. Это и привело к тому, что во время кампании путем различных технологий эти голоса перешли к Партии социалистов. На сегодняшний день она является первой в Республике Молдова (со времен ее основания) полностью пророссийски настроенной, пропутинской партией.
— Может ли угрожать дальнейшей интеграции Молдовы в ЕС тот факт, что пророссийские социалисты показали наилучший результат?
— К счастью, такой угрозы уже нет. В Молдове произошло что-то беспрецедентное. Другая партия, которая позиционировала себя симпатизирующей Москве и аффилиации к «Русскому миру», но которая не зацикливалась на геополитических проектах (вступлении в Таможенный союз или ЕС) — это партия Patria («Родина»). Ее возглавил бизнесмен с очень сомнительной репутацией Ренато Усатый. Последние девять лет он прожил в Москве. Этот персонаж сумел завоевать популярность у людей, которые голосовали за разные партии, но которые вошли в протестный сегмент молдавского электората. По всем опросам он получал около 12%. Снятие его за день до выборов показало, что практически все его голоса ушли социалистам. Таким образом, пророссийский сегмент изображен только в этих 20%. Ни Партия коммунистов, ни партии проевропейского альянса даже близко не хотят изменения курса. Геополитически Молдова достаточно уверенно выбрала европейский вектор, несмотря на то, что партии правящей коалиции сумели наделать много ошибок и не добились успехов в основных реформах. Люди были недовольны экономическими результатами, но, тем не менее, избрали проевропейский выбор, что является хорошим подкреплением общерегионального контекста. В Республике Молдова сравнивали и ориентировались на результаты президентских и парламентских выборов в Украине и выборы президента в Румынии. Это стало еще одним аргументом для неопределившихся граждан, которые балансировали до последнего момента.
— Существовало мнение еще до выборов, что, возможно, придется включать в коалицию Партию коммунистов, чтобы ускорить реформы на пути к ЕС. Нужно ли включать их в коалицию?
— Очень хороший вопрос. Простое большинство остается за партиями, которые заявляли о создании проевропейской коалиции и не будут объединяться с коммунистами. Это — Либерально-демократическая, Демократическая и Либеральная партия Молдовы. Все они набирают достаточное количество голосов, чтобы избрать правительство.
Включение Партии коммунистов в такой широкий альянс нецелесообразно. Но, чтобы говорить о широкой коалиции, ПКМ должна изменить свое название и четко определиться по поводу Договора об ассоциации, сроков и методов его претворения в жизнь.
Есть и третий вариант — Партия коммунистов может просто распасться. Многие наблюдатели допускают возможность перебежчиков, возможность разрушения этой фракции в силу того, что их руководитель должен взять ответственность за провал партии на выборах.
Вряд ли на сегодняшний день партиям проевропейского альянса интересен союз с Партией коммунистов.
— Повлиял ли на результаты голосования приезд в Молдову президентов Украины и Польши?
— Этот визит был воспринят благоприятно. Медиа освещали с правильными акцентами приезд Порошенко и Коморовского, их встречу с простыми избирателями. Это имело фон демонстрации солидарности и поддержки проевропейского курса Республики Молдова. Из Российской Федерации здесь никто не появлялся. Российская пропагандистская машина «просачковала» эти выборы в Молдове. Москва официально и неофициально никого не поддержала. Хотя Партия социалистов настаивала на том, что у нее хорошие отношения с Путиным. РФ либо потеряла интерес, либо сочла нецелесообразным афишировать свое присутствие в Молдове открытой поддержкой каких-либо партий или включать механизмы «гибридной войны», как это было в Украине. К счастью, мы прошли этот этап достаточно спокойно.
— Как вы можете прокомментировать заявления о том, что Молдова может вступить в ЕС в 2020 году...
— Пока рано об этом говорить. Процесс создания нового парламентского большинства может затянуться. В нынешней истории у нас были напряженные отношения между тремя лидерами этих партий, вплоть до выходов из альянсов, взаимных обвинений. Многие верят, что политический процесс должен идти в русле выполнений Договора об ассоциации. Вся программа правительства лежит в нем. Посмотрим, как партии договорятся. Если будет нудная дележка постов со скандалами и взаимными обвинениями, этот процесс затянется. Тогда может быть новый всплеск недовольства от тех, кто наделил эти партии четким мандатом. Если он не будет выполнен, то я не исключаю, что люди выйдут, как в Украине, на майдан и будут формировать новую власть.