Вчера, 2 декабря, столичный суд обязал прокуратуру Киева открыть уголовное производство в отношении Валерии Гонтаревой. Главу Нацбанка подозревают в злоупотреблении властью или служебным положением с целью получения неправомерной выгоды (ст. 364 Уголовного кодекса).
Истец — адвокат Ростислав Кравец. Он убежден, что валютные интервенции Нацбанка в августе 2014 года происходили со спекуляциями.
5 августа НБУ выходил на межбанк с покупкой доллара по 11,93 грн/$1, продажей — по 12,26 грн/$1, а уже через три дня — 8 августа — торговал на валютном рынке дороже: по 12,45—12,6 грн/$1. При этом сначала по низшему курсу продал на межбанке 69 миллионов долларов, а через несколько дней купил 35 миллионов долларов дешевле. В исковом заявлении Кравец отмечает, что в результате таких соглашений по купле/продаже валюты, Нацбанк потерял 19 копеек с каждого доллара.
«В любом случае, попытаться стоит. Если все это «проглотить», то ничего не изменится. А хочется действительно все изменить, чтобы у НБУ никогда больше не возникало даже желания поиграть с курсом», — написал на своей страничке в Фейсбуке адвокат. Он отмечает, что суд принял решение лишь с третьей попытки.
В прокуратуре города Киева сообщают, что производство в отношении Валерии Гонтаревой пока не открывали. «Вчерашнее решение Печерского суда, о котором сообщили в СМИ, к нам еще не приходило. Мы его ждем», — написала пресс-секретарь столичной прокуратуры Елена Яхно на своей страничке в Фейсбуке. Также она отметила, что это решение суда обжалованию не подлежит и, как только поступит в прокуратуру, сразу же будет выполняться.
За всю историю существования Национального банка Украины Валерия Гонтарева стала первым главой, к которому были предъявлены претензии именно в судебной форме. Вопросы возникали и к предыдущим главам Нацбанка, но до суда не доходило. И следует отметить, что иск Ростислава Кравца — не первый, кто осмелился создать прецедент.
Как сообщал «День» («Тайна рефинансирования», «День» от 12 ноября 2014 года), депутат ВР Украины VІІ созыва Владимир Полочанинов уже почти полгода судится с НБУ. Причина — отказ финрегулятором предоставить информацию о рефинансировании коммерческих банков. «Это для меня принципиальная вещь. Я хочу, чтобы система работала так, как следует. Народный депутат имеет право получать любую информацию. В том числе, — информацию относительно рефинансирования коммерческих банков Национальным банком», — говорит депутат. Владимир Полочанинов уже подал кассационное заявление в Верховный суд. Его рассмотрение состоится 10 декабря. «В любом случае, я пытаюсь дойти до конца», — говорит депутат и добавляет, что в случае проигрыша в украинском суде будет искать путь решения этого вопроса за рубежом.
Конфликты вокруг деятельности НБУ и его главы заинтересовали уже и международных кредиторов. В США уже требуют расследовать хищения в Украине американских кредитов. На минувшей неделе член комитета по иностранным делам Палаты представителей США Стив Стокман обратился к Исследовательской службе Конгресса с просьбой расследовать факты коррупции и махинаций с государственными средствами в Украине.
«Соединенные Штаты предоставляют Украине гранты и кредиты, в то время как распространяются сведения о коррупции в украинском правительстве и вне его. Звучат обвинения в адрес Национального банка Украины. Совет Европейского Союза ввел ограничительные меры по отношению к 18 бывшим министрам и должностным лицам, которых считают причастными к разворовыванию госсредств», — отмечает Стокман в письме. Речь идет о госгарантиях, которые предоставил Конгресс США в апреле этого года. В результате Украина привлекла на внешних рынках соответствующую сумму всего под 1,844% годовых, что стало самым дешевым займом за всю историю выхода страны на внешние рынки.
Новоизбранный парламент уже отреагировал на претензии «рынка» к деятельности председателя НБУ по-своему. 27 ноября народные депутаты Дмитрий Святаш и Валерий Писаренко (оба внефракционные) зарегистрировали в Верховной Раде проект постановления об обращении к Президенту Украины относительно отстранения от должности председателя Национального банка Украины Гонтаревой В.А.
«Постановление будет проголосовано, как только пройдет согласование в парламентском комитете. Когда это будет, сложно сказать, потому что коалиция пока не может определиться, кто и за какой комитет будет отвечать. Этим постановлением мы только поднимаем вопрос о том, что нужно поменять председателя НБУ на квалифицированного. Вопросом уголовной ответственности, если будут найдены основания для этого, должна заниматься прокуратура и суд, а не парламент», — рассказал «Дню» Писаренко.
Сама же глава НБУ расценила действия Святаша и Писаренко как попытку давления на Национальный банк. «Да, этот законопроект однозначно является давлением на меня как главу НБУ и на мою команду», — говорит Валерия Гонтарева. По ее словам, причиной такого давления является работа финрегулятора по выведению с рынка «банков-конвертационных центров». «Владельцы этих заведений используют все возможные методы давления, и к ним присоединяются те политики, которые не хотят платить по своим кредитам. Поэтому это очень символично, что именно Святаш и Писаренко подали законопроект о моем отстранении, я рада, что я им не нравлюсь», — сказала она. Напомним, в ноябре прошлого года руководство «Укрсиббанка» заявляло, что структуры, связанные с народным депутатом Дмитрием Святашем, не возвращают банку кредит. Сумма задолженности составляла 800 млн грн.
КОММЕНТАРИЙ
Ростислав КРАВЕЦ, адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры»:
— Свои расчеты производил лично, опираясь на официальные данные НБУ (сколько валюты продано, по какому курсу). Я подсчитал, что в течение двух дней гривня не могла девальвировать на 4,5%. Это нерыночный механизм девальвации. Именно поэтому обратился в правоохранительные органы. Из НБУ ко мне не обращались. Судебное заседание пока не предусмотрено. На данный момент следственные органы внесут данные в реестр и начнут проводить досудебное расследование. Если во время судебной экспертизы будут выявлены нарушения в действиях председателя НБУ, тогда дело передадут в суд и нынешнего главу НБУ привлекут к уголовной ответственности. Я считаю, это будет правильно. Не найдут — закроют.
Наказание по статье 364 и 365 Уголовного кодекса предусмотрено довольно жесткое: лишение свободы и возможен также арест имущества. Следствием принятия судом удовлетворительного решения по моему обращению будет боязнь чиновников НБУ в дальнейшем вести себя самоуверенно, нарушать законодательство. Еще один результат — к НБУ возможно появление значительного количества исков от компаний и физических лиц, покупавших валюту для закрытия экспортных контрактов и возвращения кредитов.