Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Николай ХРИЕНКО: Я совместил несовместимое — туризм, спорт и журналистику

Вчера, в 16-ю годовщину выхода первого номера «Дня», наш специальный корреспондент начал социально-экологический исследовательский маршрут по Днепру
12 сентября, 2012 - 11:40
ВНУК МАРТЫН ТЕСТИРУЕТ ДЕДУШКИНУ БАЙДАРКУ / НИКОЛАЙ ХРИЕНКО — СОВРЕМЕННЫЙ РОБИНЗОН
364 КИЛОМЕТРА ЗА 20 ДНЕЙ — ТАКИЕ ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РАМКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МАРШРУТА ПО ДНЕПРУ

Байдарка, фотоаппарат, диктофон и палатка — самые главные атрибуты нового исследовательского маршрута Николая Хриенко. Вчера специальный корреспондент «Дня» отправился в двадцатидневную экспедицию по Днепру. Сплав Николай Хриенко начал 11 сентября и приурочил его, в частности, к 16-летию выхода первого номера издания.

Как мы сообщали читателям («От Киева в Светловодск — на байдарке», «День» от 7-8.09.2012), Николай Хриенко планирует проплыть на байдарке 364 километра от дамбы Киевского моря до дамбы Кременчугского моря у Светловодска, чтобы исследовать ситуацию с захватом водоохранной береговой линии Днепра, а также — жизнь людей, чья судьба связана с этой рекой.

Собственно, судьба самого журналиста тоже тесно связана с Днепром. Николай Хриенко родом из села Ново-Липовое Светловодского района, которое сегодня находится на дне Кременчугского моря. Как корреспондент газеты «Радянська Україна» он дважды сплавлялся по Днепру на байдарках — в 1978 и 1979 году в составе студенческой экологической экспедиции. Нынешний маршрут от Киева до Светловодска — это третий сплав и 25-й поход в целом. Из них — только пять групповых. «Я — одиночник», — говорит о себе Николай Хриенко.

Одиночные походы — это не только определенная свобода в действиях, но и большая ответственность, в частности за сбор всего необходимого для похода. На песчаном берегу Днепра вблизи Вышгорода — уже готова к плаванию байдарка «Робинзон» (так лодку назвал сам Николай; говорит, что эта идея пришла ему в голову после того, как однажды посмотрел на большой домашний глобус и понял, что вся земная суша по своей сути — острова), а также снаряжение, еда — все в герметических контейнерах. «Если байдарку вдруг перевернет волна, ничего не намокнет и не растеряется, потому что прикреплено к лодке веревками. А дальше я в ластах и жилете дотяну байдарку к берегу», — говорит журналист. И добавляет, что пока еще такой угрозы нет. Вероятность большой волны и неблагоприятного ветра возрастет, когда он достигнет Кременчугского моря, ширина которого около 30 километров. Впрочем, отдельные байдарочники уже проходили этот маршрут. Если же плыть по Днепру станет невозможно, Николай Хриенко продолжит экспедицию пешком. Впрочем, хотя байдарка и уязвимый вид передвижения, но в этой экспедиции — практически незаменимый, ведь оценить уровень застройки береговой линии Днепра с суши невозможно.

Тщательная подготовка к каждой экспедиции вообще свойственна Николаю Хриенко. Он говорит, что главное для него в походе — это выполнить маршрут. На втором месте сбор материала, а на третьем — техника безопасности. Но важнейший залог успеха — это отсутствие страха.

«Важно не бояться, ведь страх парализует и мешает адекватно оценивать ситуацию. Когда во время выполнения проекта «Украинцы за Уралом» передо мной появилась дилемма: прерывать маршрут или делать пеший переход через горы длиной в 530 километров, я сутки обдумывал ситуацию, рационально взвешивал шансы на успех. Наконец, я принял решение идти дальше, но если вы понимаете, что ваши шансы меньше, чем 50%, то нужно и не бояться отступить. По крайней мере, временно. Ведь самым главным все равно остается прохождение маршрута. А дорога — это серьезный и беспощадный противник. Поэтому в любом походе много значит физическая подготовка. Но выше — интерес и любовь к путешествию как таковому. В своих походах я соединил то, что почти невозможно соединить, — туризм, спорт и журналистику. Это такие три лошадки — они очень норовисты, но у меня получается с ними добиться взаимопонимания», — говорит Николай Хриенко.

Кроме экологического направления, большую роль в организации маршрута сыграл общественно-исторический фактор. По словам журналиста, особое внимание он планирует уделить могиле Тараса Шевченко и месту на Чернечей горе, где в 1978 году осуществил акт самосожжения Олекса Гирнык, а также — могиле Василия Симоненко. Среди других пунктов похода — экопоселение в селе Ромашки у Ходорова, Трахтемировский полуостров и Казацкое кладбище, строительство Каневской гидроаккумулирующей станции и Чигиринской АЭС. «Большое значение имеет для меня конечный пункт — Светловодск, ведь в Светловодском районе похоронены мои родители», — говорит Николай Хриенко (детально маршрут спецкора «Дня» смотрите на рисунке).

Провожали Николая в поход жена Тамара, младший сын Сергей и внук Мартын. Именно Мартын помог дедушке по традиции перед стартом бросить в воду якорь. А пани Тамара после того, как Николай Хриенко отплыл от берега, сказала журналисту «Дня»: «Я во время каждого похода волнуюсь и молюсь — и так уже сорок лет».

Виктория СКУБА, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ