2014-тый год закончился с большими ожиданиями в отношении нового медиа-игрока на украинском поле — Общественного вещателя. Как и все, что еще не стартовало, но имеет хорошую имиджевую историю и заметных лидеров, у Общественного большой кредит доверия. Однако с каждым месяцем, а в сегодняшней ситуации информационной войны даже с каждым днем, все чаще у людей возникает вопрос: «Где Общественное? Когда оно стартует? Каким будет?». Эти же вопросы «День» задал Зурабу Аласании, гендиректору Национальной телерадиокомпании Украины, все еще без приставки «общественная». Есть конкретное и качественное изменение сети вещания Первого национального. А дальше?
— Общественное вещание — не дело одного дня. Пока даже нет юридического лица — само ПАО будет создано через 6-7 месяцев. С другой стороны, имеем ожидания людей, для которых не важны все эти юридические лица, которые говорят: «Где Общественное?». Из новинок сейчас имеем обновление сайта, которое скоро представим, разрабатываем новый тип ток-шоу, которое может стартовать уже в феврале. Завершается конкурс на нейминг канала, мы уже готовы давать на брендбук заказ. Мы можем такие небольшие маркеры собрать и выпустить в один день. С юридической точки зрения, нет того дня, когда можем официально сказать: «Общественное запущено», — а неофициально мы делаем это каждый день. Например, 5 января включайте Первый национальный и увидите пятисерийную сагу о Бандере. Постепенно наш канал будет становиться более просветительским. Должна быть социальная навигация, а иначе зачем мы вообще? Будем ориентироваться на интеллигентное «Би-Би-Сишное» воспитание. Часть контента уже изменена, будем наблюдать за реакцией людей и двигаться дальше к реформам. В следующем году еще теснее включаем в этот процесс европейцев.
— Разными грантами?
— Грантов таких объемов просто не бывает — это миллионы евро. Наши партнеры — а это и Америка, и Канада, и страны Европы — понемногу привыкают, что нужно предоставлять не только экспертную помощь, но и финансовую, техническую, технологическую. Это называется «пул доноров». Есть проект с немецкими партнерами с бюджетом более 2 млн евро на переоборудование — это МИД Германии будет обращаться к их правительству с предложением финансирования. Речь идет о разработке учебного центра на постоянной основе, некоей продакшн-студии.
— Что касается продакшн-студий — есть ли в планах собственное кинопроизводство? И есть ли у общественного вещателя на это возможности?
— Недавно беседовал об этом с Александром Ткаченко — наше сотрудничество по подаче «1+1» уже не является секретом. У нас есть партнер в Европе, который готов снимать с нами сериалы. Начинаем со следующего года. Европейские рынки вкладываются в нас.
«МЫ НИЧЕГО НЕ ЖДАЛИ ОТ ГОСУДАРСТВА»
— Как дела с отечественным финансированием? Ранее была информация о том, что из Закона «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» исключат норму о финансировании НОТУ в размере не менее 0,2% расходов общего фонда Госбюджета.
— В проекте бюджета их нет, но это не значит, что нас оставят абсолютно без денег. На самом деле эти 0,2% — это всего лишь немного больше того, что сейчас тратится на содержание всей системы НТКУ. Сокращают льготы по всем сферам, это коснется всей страны, не только нас. Мы знали, что так будет, и ничего не ждали от государства.
— Поможет ли реклама наполнить бюджет канала? И если так, то в каком объеме?
— Нас бы просто убили теми ограничениями, которые были (по закону, на Общественном предусматривалось 5% эфира на рекламу. Это 3 мин. в час. — Авт.). На всех коммерческих каналах рекламе дают 20% эфирного времени, то есть 12 мин. в час. И даже эти рамки каналы не соблюдают. Мы точно не будем их нарушать, но без этих 12 мин. мы не выживем, просто не сможем запуститься в следующем году. Но через четыре года нам все равно урежут часть рекламы, и тогда уже нужно думать о других источниках финансирования. Например, об абонплате.
ЛИКВИДАЦИЯ VS РЕОРГАНИЗАЦИЯ
— Еще летом вы говорили, что самая «глубокая проблема не в бюрократической волоките, а в людях» и из-за невосприятия изменений штатом НТКУ в переходе от государственного к общественному вещанию склонялись к ликвидации, а не реорганизации. Почему изменилась позиция?
— Юристы убедили меня, что путь реорганизации более приемлем. Ликвидация задержала бы Общественное года на два, подкосила бы наше существование. Ликвидация предусматривает одномоментное увольнение всех сотрудников — сегодня это 6,5 тысяч. Только на НТКУ 265 лет отпусков у людей. Если они не использованы — мы должны были бы оплатить их деньгами. Произошло бы банкротство — другого пути не было. Для реноме новой компании это не очень хорошо.
— На последней конференции по Общественному руководители облрад и ОГТРК сокрушались, что будет с их каналами. Как со временем должны реорганизоваться ОГТРК?
— Не то чтоб я очень верил в их быстрое изменение, хотя у них никогда не было шанса. А то, что у каждой ОГТРК есть умные люди — это абсолютно точно. Вопрос лишь в их количестве. Подозреваю, что соотношение их, как и в НТКУ, и это больно говорить. Если здесь я насчитаю до 100 человек, которые готовы к переменам, а работает здесь полторы тысячи... это соотношение не очень хорошее. Моей целью не является сокращение, главное — результат.
ВЫТЕСНИТЬ СТАРЫЕ АНТИПРАВИЛА
— Общественное ТВ не будет ориентироваться на коммерцию?
— Мы попытаемся отнестись к Общественному не как к коммерческому продукту. До сих пор в стране работали две системы: «информация как товар» или СМИ, созданные на определенной идеологии. Вторые похожи на партийные рупоры, первые, — имеем пример с УМХ, который был продан, а врагу или не врагу — это никого не волновало, это бизнес. Сейчас все эти старые модели разрушаются. Мы будем пытаться найти путь посредине или пойдем даже по такому своему направлению, по которому бы не пересекалось с другими вообще.
— В поправках к закону «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» есть предложение: «обеспечение равного и прозрачного доступа субъектов общественно-политической жизни к дискуссионным форматам, в частности в виде дебатов». Долгое время в эфирах украинских частных каналов появлялись российское политологи. Как этому будет противостоять Общественный?
— Вообще такого понятия, как «дебаты», нет у нас в законах, кроме президентских. Меня это беспокоит. Мы устраивали парламентские дебаты, но кандидаты в народные депутаты не были обязаны к нам приходить. Мы хотим положить начало в телепространстве этому новому формату дебатов. Потому что в настоящий момент я вижу только «боксерские бои». А что касается российских политологов — да просто приглашать их не будем. Как работают каналы сейчас — есть политики, которые для каналов — центр вселенной, все внимание сосредоточено на них, а аудитория просто рэндомно нажимает кнопки на пульте. Эту ситуацию нужно перевернуть с головы на ноги. Для нас главное — аудитория, мы с ней будем говорить, а гостей будем приглашать, когда нужна будет профессиональная экспертиза для зрителей. Дали аудитории точную информацию по определенному вопросу — и все, свободны, дальше продолжаем беседовать с людьми, а не политиками.
РОЖДЕСТВО ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
— Каким был медиа-2014 для Общественного и каким будет следующий год?
— В этом году у Общественного было рождение. Еще 1997 была первая попытка, но тогда, простите, — аборт. В следующем году начнем воспринимать мир — все новым будет для Общественного. Как учиться ходить, как слышать людей — фактически первый год существования нашего «ребенка». 2015-й будет болезненным — будут «прорезаться зубы». Но ничего, вырастем.
— Медиа-эксперт, бывший сотрудник Нацсовета Николай Гриценко в одном из интервью сказал, что идеальное Общественное ТВ — это телевизионная версия «Дня». Что скажете?
— «День» нашел свою нишу на рынке СМИ, и это явно газета не для всех. А Общественное должно быть для всех. Поэтому сначала мы будем вынуждены быть не такими умными и интеллектуальными, как «День», но так мы будем привлекать все общество. Речь не идет об одном человеке или моих вкусах, должны будем привлечь людей с разными вкусами. Но я ставлю перед собой задачу для Общественного — всегда быть немножечко выше, чем сейчас требует народ, и постоянно подтягивать его.
НОВОГОДНЯЯ АНКЕТА «День»-2014
«День» — ЭТО LIMITED EDITION»
Зураб АЛАСАНИЯ, генеральный директор НТКУ:
1. 2014 — год абсолютно переломный. Это не только начало новой эпохи для нас, это новая Украина. Отныне и намного лет вперед. Еще никогда такого не было... даже то, что сделала советская Россия в 1918 — это тоже не то. Впервые люди сами сказали, что будет с этой страной, и сами это воплотили. Для меня символ этого года — маска, балаклава. Не шина, не желто-блакитная лента, а балаклава. То, что я не любил всю жизнь — анонимность. Но это росток смелости. Ты всю жизнь боялся. Сейчас ты еще не готов открыть лицо, но уже готов протестовать.
2. «День» на фоне этого года — очень выдержанная газета. Такая, которая видит из другого, и даже иногда неожиданного угла зрения. И от этого, время от времени некоторые даже не знают, как ее воспринимать. Это газета, которая идет не параллельным, не высшим-низшим курсом, по сравнению с другими медиа, а просто своим. Поэтому «День» и нравится очень. Сколько подозрений продуцировали относительно газеты, а все они не оправдались. Газета как была, так и есть. Сейчас печатные медиа понемногу исчезают. Но «День», особенно бумажный, — это Limited Edition (ограниченная, эксклюзивная серия или издание), и он обязательно должен быть.
3. Я готовился «на покой». Это не о пенсии, а о душе. Этот год был чрезвычайно насыщен работой с медиа. А журналистика, она такая — постоянная суматоха. Начал задумываться над тем, чтобы отойти от этого. Просто заниматься текстами. Выехать в какой-то домик «на краю света», например, в Карпаты, не видеть некоторое время людей. И здесь произошло то, что произошло, — появилась работа над Общественным. Стиснул зубы и сказал себе: «Еще не время идти, ты еще имеешь задание». Не было ни секунды сомнения, что должен это сделать. Превратить государственное в общественное — это обязательно должно произойти.