Банковская система в 2014 году понесла существенные потери. За 11 месяцев прошлого года сумма убытков достигла 22,4 миллиарда гривен, сказано в данных НБУ. При этом страна столкнулась с почти двукратным обесцениванием гривни по отношению к доллару. Добавляйте дефицит госбюджета. Все это спровоцировало «утечку» 126 миллиардов гривен депозитов из банковской системы. Это почти 29% всех вкладов физических лиц. Темпы оттока денег населения в десятки раз превысили показатель кризисного 2009 года, а в отдельных банках забрали до 50% депозитов. То есть банковская система оказалась в тупике. Как результат, с начала 2014 года Нацбанк признал неплатежеспособными 33 банка и передал их под опеку Фонда гарантирования вкладов физических лиц, чтобы вывести банкротов с рынка. А в конце года в Фонде сообщили, что в проблемную зону могут попасть еще 10 банков. Итак, к чему готовиться сектору в 2015 году? Об этом и о другом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ:
Александр СУГОНЯКО, президент Ассоциации украинских банков:
— Если реально смотреть на итоги работы банков, то «убежало» значительно больше депозитов — 150 миллиардов гривен. Забранные из системы деньги трансформировались в кредиты. Поэтому, когда их забирают, подрывается банковская ликвидность. В таких условиях Нацбанк не все банки поддержал финансово (особенно это касается 3 и 4 группы), хотя должен был бы обеспечить. Теперь НБУ нужно дать ответ на два вопроса. Первый — сколько из суммы потерянных депозитов он заместил в системе и почему очень часто предоставленные им деньги шли в банки, которые потом оказывались банкротами. Второй — почему бюджет должен финансировать госбанки (из бюджета предусмотрено предоставление 36 миллиардов гривень на рефинансирование трем государственным банкам. — Авт.), если их руководители не способны эффективно управлять этими учреждениями? И еще один общий вопрос к правительству и НБУ — куда ушли уже выданные деньги и как их вернуть, а не просто взимать с украинцев дополнительные налоги на жилье, потребленный газ, зарплату или бегать по Европе и просить деньги. Чтобы спасти банковскую систему, нужно требовать от власти заниматься экономикой, а не налоговым вымогательством.
Роман ШПЕК, председатель совета Независимой ассоциации банков Украины:
— Сам факт, что 33 банка признаны неплатежеспособными, а в системе существуют большие игроки, которые больше чем по полгода задерживают выплаты вкладчикам, указывает на серьезность банковского кризиса. Поэтому НБУ следует реформировать и консолидировать систему значительно быстрее. В связи с этим необходимо разработать систему мониторинга для выявления банков, которые занимаются сомнительной деятельностью, и выводить их с рынка. Нужно научиться обнаруживать на ранней стадии неплатежеспособные банки и создать стандартную процедуру их оздоровления. Если это не удается, их также нужно убирать. Необходимо еще больше «чистить» рынки. Неплатежеспособные банки не должны оставаться, поскольку они лишь будут усиливать недоверие. Что приносит наибольший вред банковской системе сегодня? Замедление экономических реформ. Вы посмотрите, сколько еще проблемных банков осталось. Сколько еще преград при продаже имущества банкротов и проблемных активов. Сколько злоупотреблений в судебной системе и правоохранительных органах с проблемными активами. Банковский сектор не изолирован, а является частью общего экономического механизма. Поэтому его нынешние успехи во многом зависят от эффективности денежно-кредитной политики, прозрачности выделения средств на рекапитализацию. Украина не имеет альтернативы реформам, которые вернут доверие к действиям власти. А уже после этого можно говорить о возобновлении притока вкладов. Поэтому решительность в проведении реформ — это и есть спасательный круг для банковской системы. Ведь деньги от международных кредиторов страна получит при условии адекватности этих реформаторских действий. Резервы для помощи Украине есть. Даже в 2014 году не выбрали из зарезервированных объемов 4 миллиарда долларов.
Вячеслав ЮТКИН, первый заместитель председателя правления «Проминвестбанка»:
— Годовые итоги банков стали адекватной реакцией на все события в Украине. Почему они возникли? Население пыталось спасти свои деньги в условиях инфляции. Ситуация в 2015 году пока что дает осторожный оптимизм: может быть тенденция к определенной стабилизации благодаря сотрудничеству с международными организациями. Если правления банков смогут привлечь дополнительный акционерный капитал, то абсолютно спокойно переживут год и составят костяк обновленной банковской системы. Ведь дно курсообразования найдено. Кто не привлечет средства для покрытия убытков от потерь в Донецке, Луганске и Крыму, тот пойдет на дно. Очищение рынка от неплатежеспособных банков находится на середине пути. Этот процесс будет продолжаться и в этом году, потому что было бы иллюзорно надеяться за полгода навести порядок в этом. В 2015 году стоит ожидать возобновления притока депозитной базы. Даже в прошлом году в сильные банки гривня от населения поступала. В этом году у людей не будет более надежного способа сохранения своих сбережений, кроме банковской системы. Определенную конкуренцию может составить недвижимость, но и там рынок пока что замер. Надеемся, что в конце года также увидим отмену валютных ограничений, введенных в марте 2014. Еще одно: в прошлом году радикальных реформ в секторе не было. Почему? Когда пылает пламя, то сначала спасают систему, а уже потом перестраивают. Пожар уже заканчивают гасить и вполне реально, что 2015-й станет годом реформ в банковском секторе.