Принятый на этой неделе в украинском парламенте закон о снижении кворума, необходимого для проведения общих собраний акционерных обществ, некоторые эксперты восприняли как реальный шаг по обузданию аппетитов олигархов. И действительно, отныне для того, чтобы собрание акционеров было правомочным, на нем должны присутствовать не 60% акционеров, а лишь собственники, владеющие 50%+1 акцией. Правда, согласно этому закону, для компаний, в которых нет государственного пакета, норма о снижении кворума вступит в силу лишь с 1 января 2016 года.
• Так что понятно, что и авторов законопроекта, и всех голосовавших за него народных депутатов (230) интересовали далеко не все акционерные компании, а главным образом ПАО «Укрнафта», в которой государство владеет 50%+1 акцией. Правительство постоянно имело проблемы с проведением собрания акционеров этой компании, поскольку структуры группы «Приват» контролируют здесь 42% акций. Этого было достаточно, чтобы срывать собрания и таким образом препятствовать выплате дивидендов и смене менеджмента крупнейшей нефтедобывающей компании страны.
Ситуация не сильно изменилась даже и после того, как председателем наблюдательного совета «Укрнафты» в октябре минувшего года был избран глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, и тогда же акционеры одобрили распределение почти всей чистой прибыли компании за 2011—2013 годы. Общая сумма составила почти 3,8 миллиарда гривен. При этом выплаты было намечено завершить к 10 апреля 2015 года.
• Между тем более чем десятилетнее управление «Укрнафтой» менеджмента группы «Приват» не дало каких-то положительных результатов ни самой компании, ни ее акционерам, в том числе и государству, ни рынку нефтепродуктов Украины, на котором продукция «Укрнафты» всегда держалась особняком, далеко не всегда подчиняясь рыночным тенденциям. Так, в 2013 году «Укрнафта» снизила добычу нефти на 4,2% — до 1,85 миллиона тонн, а газоконденсата на 10,2% — до 178 тысяч тонн. Добыча газа компанией в 2013 году сократилась на 5,3% — до 1,9 миллиарда кубометров, в том числе природного на 6,9% — до 1,48 миллиарда кубометров.
Окажет ли вышеназванный закон благотворное влияние на работу этой компании, на ее выплаты в госбюджет и ситуацию на рынке нефтепродуктов? На эти вопросы «День» получил ответы в беседе с директором консалтинговой группы «А-95» Сергеем Куюном. «Безусловно, крупнейшая отечественная нефтедобывающая компания оказывает определенное влияние на ситуацию на рынке нефтепродуктов, но сейчас еще трудно спрогнозировать, как именно скажется этот закон, — сказал эксперт. — В контексте предусмотренного законом нового подхода к управлению компанией куда важнее, насколько повысится эффективность работы «Укранафты» в интересах государства. Я считаю, что народные депутаты рановато начали торжествовать по этому поводу. К разработке этого законопроекта следовало подойти более профессионально, и тогда «покращення» наступило бы намного быстрее».
• В законе, по словам Куюна, упомянуты государственные корпоративные права, тогда как в «Укрнафте» их на самом деле, как уверяют юристы, нет. Права на 50% плюс 1 акцию принадлежат НАК «Нафтогаз Украины», которая по своему юридическому статусу является не государственной, а акционерной. Если бы этот пакет принадлежал Фонду госимущества или Минэнергоуглю, то закон распространялся бы на «Укрнафту» сразу же после его подписания Президентом и опубликования. Согласно принятому Радой тексту закона «Нафтогаз» сможет воспользоваться новым раскладом сил на собрании «Укрнафты» только с 1 января 2016 года, когда нормы этого закона распространятся на все акционерные общества. Либо в закон нужно будет вносить соответствующие правки.
• Если же закон останется в нынешнем виде, то Куюн не уверен, что и в 2016 году в «Укрнафте» будут положительные изменения. Он утверждает, что группа «Приват» «очень серьезно зацементировала свои позиции в юридическом аспекте». Еще в 2010 году тогдашний, а также и нынешний замминистра энергетики Игорь Диденко подписал акционерное соглашение, согласно которому «Приват» закрепил за собой позицию председателя правления «Укрнафты», а также право распределения мест в наблюдательном совете. Новые кадровые назначения в компании находятся под большим вопросом, и неясно, сможет ли государство их провести. Единственное, что становится возможным для государства, — это распределение прибыли и сроки выплаты дивидендов. Поскольку решения об этом, согласно уставу компании, принимаются на собрании акционеров. А работу наблюдательного совета «приватовцы» смогут, как минимум, блокировать. Если еще перекупят нескольких членов набсовета от государства, то смогут принимать и нужные им кадровые решения. «Так что я совсем не разделяю эйфории по поводу того, что у олигархов что-то отобрали, — говорит эксперт. — Думаю, что это произойдет еще нескоро».
«А на самом деле проблема «Укрнафты» в том, — продолжает Куюн, — что «Приват» создал параллельно с «Укрнафтой» свой «профицентр». С его помощью прибыль компании выводится на сторонние структуры, и в результате акционер в лице государства не получает почти ничего. В прошлом году «Укрнафта» снизила прибыль почти в семь раз, хотя цена нефти не падала, а объем добычи сократился, но незначительно. Оказывается, 1,85 миллиарда гривен было выведено на какую-то курченковскую «прокладку».