Сегодня рынок 3D-печати развивается очень быстрыми темпами. Согласно прогнозу компании IDC, объем мирового рынка трехмерного принта до 2017 года вырастет в десять раз. А уже до 2050 года, по данным экспертов DHL, каждая семья страны развитого мира будет использовать такой тип печати в домашних условиях. То есть для рядового человека не будет проблемой напечатать посуду, мебель или аксессуар.
Отечественный рынок 3D-печати начал развиваться не так уже и давно. Несмотря на это, в стране уже есть несколько компаний, которые предоставляют услуги печати объемных предметов. Среди них — и первый в Украине ПринтШоп — 3DGoods. За период более полугодовой работы работники магазина выполнили более 120 заказов и изготовили 324 объемных модели. Главная особенность 3DGoods — в отличие от других сервисов трехмерной печати — здесь клиент может не просто заказать необходимый предмет, но и самостоятельно проследить процесс его изготовления.
Идея создания такого магазина принадлежит столичному стартаперу Ивану Пасичнику. Совместно с владельцем арт-кафе «Часопис» Максимом Яковером он организовал роботу ПринтШопа. «Как такового, бизнеса 3D-печати в Украине нет. Люди на этом зарабатывают, но это очень маленькие деньги. Для примера, в Европе практически в каждом доме стоит такой принтер, а у нас об этом люди не знают, им могут пользоваться те же инженеры, которым нужно напечатать прототип к приборам», — рассказывает технический директор ПринтШопа 3DGoods Николай Ковбаса.
Главной целью организаторов было рассказать и показать людям, как, собственно, работает трехмерная печать. «То есть человек приходит, может выпить кофе и посмотреть, как около него принтер печатает необходимую ему вещь. Ведь, к сожалению, люди в нашей стране абсолютно не знают, что такое 3D-печать», — говорит он. Сам Николай приобщился к проекту уже в июле — на должности технического директора.
Принтер для печати собрали в Украине. «Александр Мустафаев — практически первый человек в Украине, который собрал 3D-принтер. Он не просто собрал зарубежный аналог, а немного его переделал и улучшил», — говорит технический директор ПринтШопа.
Сегодня же магазин испытывает определенные изменения. «Теперь мы перешли на он-лайн сервис — запустили сайт, он еще на доработке. Выполняем заказ по 3D-моделированию и печати. Сотрудничаем с компаниями Киева. Сами мы пока заказов не выполняем, потому что занимаемся поиском нужного офиса», — рассказывает Николай.
Самый популярный заказ — прототипы разработок. «Допустим, человек разработал новую модель телефона, и ему нужно показать инвесторам или бизнес-компаньонам, как она будет выглядеть. И он, вместо того чтобы тратить время и деньги и заказывать этот прототип на заводе, делает модель из пластика. Также изготовляем маленькие фигурки», — добавляет технический директор 3DGoods.
Основной материал, с которым работает ЗD-принтер, — пластик. На сегодняшний день известно уже более ста его разновидностей. Например, пластик с примесями дерева. Благодаря этому на вид и запах продукт из такого материала будет похож на древесину. Также 3D-принтер может печатать и из металла. Однако пока еще соответствующих заказов ПринтШоп не получал.
В планах владельцев магазина, теперь уже только Ивана Пасичника и Николая Ковбасы, — создать некую мини-фабрику. Впрочем, отмечает Николай Ковбаса, украинский потребитель еще не совсем готов к продукции такого типа. Именно поэтому нужно работать больше над популяризацией новых технологий в обществе, чем просто над продажей завезенных из-за границы устройств. «Сегодня печатать на 3D-принтере для рядового украинца — это больше прихоть. Люди не готовы отдавать за это деньги. Разве что некоторые энтузиасты покупают себе домой сам принтер. Поэтому и занимается бизнес в основном именно перепродажей. Но нам это — неинтересно. Перепродавать может каждый, а продвигать это как что-то новое — уже намного интереснее. Мы верим в то, чем занимаемся. Мы верим в то, что это у нас будет. Мы постепенно продвигаем свой сайт, выступаем на конференциях и выставках и двигаемся вперед», — объясняет технический директор ПринтШопа.
А вариантов для применения в ежедневной жизни — немало. «Например, у вас дома поломалась маленькая пластмассовая деталь от швейной машины. В таких случаях часто придется покупать большую часть механизма или же — новую швейную машинку. А это — выбрасывание денег на ветер. Потому что 3D-принтер может ее напечатать», — объясняет Николай Ковбаса. Однажды ПринтШоп уже выполнял подобный заказ — от автосалона. В автомобиле поломалась маленькая пластмассовая деталь, а купить ее было невозможно, — она не продавалась отдельно. Соответственно, нужно было покупать целый механизм. А в 3DGoods напечатали необходимую деталь.
С другой стороны, продукция 3D-печати — это в определенном смысле средство проявить индивидуальность клиента. «Например, я не хочу пить из стакана, который мне предлагают, а хочу из того, который я сам придумал. Я его придумал, нарисовал или мне нарисовали, и напечатал его. И вот у меня такой стакан, который является отражением моего внутреннего мира. И за этим будущее, где не будет у всех одинаковых вещей», — рассказывает технический директор 3DGoods.
По его мнению, освоить и должным образом оценить новые технологии украинцы смогут приблизительно через пять лет. «Пока еще люди думают совсем о других делах. И здесь можно посмотреть на соседние страны. В Европе это уже давно есть. Допустим, та же Россия в 3D-печати на несколько лет впереди нас. И можно спрогнозировать, что у нас будет то, что теперь происходит там», — говорит он.
Пока еще ПринтШоп существует благодаря усилиям его организаторов. «Если смотреть в будущее, то, конечно, нужны инвестиции. Но учитывая ситуацию в нашей стране, инвесторы пока не готовы давать деньги на новые проекты», — говорит Николай Ковбаса.
Впрочем, признает: проще было бы открыть подобный бизнес где-то в Европе. «Например, я придумал какую-то новую технологию. Для этого мне нужны минимальные инвестиции. Я ищу людей, которые могут дать деньги. Как показывает опыт, в нашей стране люди готовы дать деньги, но в основном хотят больше половины прибыли забрать себе. Тогда для разработчика это совсем невыгодно. В Европе — все наоборот», — объясняет технический директор 3DGoods.
В то же время нет необходимой поддержки и на государственном уровне. «Например, Барак Обама выделил на развитие 3D-печати очень много денег. А у нас этого никто не делает. Наше государство и бизнесмены смотрят на то, что приносит деньги им уже завтра. Технические же компании не всегда приносят деньги сразу. Нужно сначала немало вложить и тогда уже ожидать результата», — добавляет Николай Ковбаса.