Призрак дефолта снова носится над Украиной. Сегодня о «нем» много говорят народные депутаты, еще больше проблему раздувают журналисты и, как следствие, паникует все общество. Однако возникает вопрос: почему существует угроза дефолта? Действительно ли это — призрак, или наша давняя реальность ?
• Дефолт в стране можно разделить на внутренний и внешний. Сейчас же нас волнует преимущественно дефолт внешний, хотя общество большее страдает от дефолта внутреннего.
К сожалению, внутренний дефолт для нас — явление постоянное. Это каждый гражданин Украины хорошо чувствует на себе.
В отличие от большинства других стран — бывших республик Советского Союза, «замороженные» состоянием на 2 января 1992 вклады населения в «Сбербанк» возвращены лишь в мизерной части, о процентах на них даже и речь не идет. Вклады в банки, сделанные населением в 1992—1994 годах, не индексированы, хотя законом их индексация в связи с обесцениванием из-за гиперинфляции была предусмотрена. Конечно, это очень сильно подорвало доверие населения к банкам, не говоря уже о других финансовых посредниках — трастах, инвестиционных компаниях и инвестиционных фондах, кредитных союзах.
• Кроме банковских организаций, в дефолте находится вся экономика страны. Глубокий анализ этой проблемы был сделан еще в Послании Президента Украины «Україна: поступ у ХХІ століття. Стратегія економічної та соціальної політики на 2000—2004 рр.». В частности, отмечалось, что в 1999 году объем кредиторской задолженности превысил объем ВВП в номинальном исчислении в 1,8 раза и составлял 229,1 млрд грн. Дебиторская задолженность составляла 170,2 млрд грн и превышала объем ВВП в 1,3 раза. В обоих видах этой задолженности значительную часть составляла просроченная.
Однако так и не были раскрыты причины такого положения, которое в дальнейшем лишь ухудшалось. Очевидно, поэтому из ежемесячных сообщений Государственной службы статистики о развитии экономики Украины со второй половины 2006 года начали исчезать данные об объемах кредиторской и дебиторской задолженности, а позже исчез и весь раздел «Финансы».
• По нашему убеждению, парламентарный платежный кризис в стране начался с, мягко говоря, неправильной денежно-кредитной политики, которую проводил НБУ в 1993 году. Им было грубо нарушено так называемое банковское правило, сформулированное нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом (кстати, родители его выехали в США из закарпатского города Берегово): деньги выпускать в оборот и изымать их из оборота следует постепенно и небольшими порциями, чтобы экономика могла приспосабливаться к изменению денежной массы и меньше от этого страдала. Нарушение этого правила в одном случае приводит к инфляции, а во втором (что еще хуже!) — к платежному кризису.
• В 1993 году НБУ несколько раз осуществил залповые выпуски (эмиссию) денег в оборот. Это вызвало невиданную ранее, и это в мирное время, гиперинфляцию, которая в 1993 году достигла 10256 процентов за год. Она обесценила сбережения населения — основной ресурс для кредитования и инвестирования, оборотный капитал и инвестиционные ресурсы предприятий, капиталы банков, страховых компаний и других финансовых посредников. Недаром В. П. Гетьман писал в своей книге «Як приймалась Конституція України», что эта гиперинфляция была «экономическим Чернобылем» образца 1993 года, когда в пламени десятитысячной инфляции были сожжены оборотные средства предприятий, а главное — трудовые сбережения населения. Это был самый жестокий удар по экономике и реальным сбережениям населения...
Если вычерпывать воду из бочки кружкой и выливать ее на землю, то она будет входить в землю; если же бочку перевернуть — образуется лужа. НБУ же «переворачивал бочки»!
В ноябре того же 1993 года под флагом с гиперинфляцией НБУ одновременно время уменьшил денежную массу в стране почти на 30 процентов. В дополнение к этому он со 2 декабря запретил коммерческим банкам заниматься их основной деятельностью — кредитовать своих клиентов. Фактически этот запрет действовал более чем две недели и был отменен под давлением Верховной Рады Украины и средств массовой информации. В стране воцарился глубокий платежный кризис.
К концу 1993 года банковская система Украины оказалась на грани краха, поэтому НБУ был вынужден отменить с 30 декабря 1993 года санкции к коммерческим банкам за так называемое красное сальдо по их корреспондентским счетам, то есть несанкционированную эмиссию денег (штраф в размере 10 процентов от суммы этого сальдо за каждый день, то есть 3550 процентов годовых). Эти санкции были возобновлены уменьшенными в два раза с 14 января 1994 года.
• В результате разрушительного платежного кризиса уже в начале февраля 1994 года в Украине остановились, как было заявлено 6 февраля 1994 года на заседании Верховной Рады Украины, более 300 крупных предприятий, а малые и средние никто и не считал. Начались массовые увольнения работников, переход на неполную рабочую неделю, так называемые административные отпуски (без оплаты за вынужденный прогул), невыплаты в течение многих месяцев начисленной заработной платы, пенсий, стипендий и т. п.
• Только из-за платежного кризиса в 1994 году (особенно в первом его квартале) произошел крупнейший за все годы государственной независимости Украины спад объемов производства. Дальше экономика начала приспосабливаться к работе в условиях кризиса. Правда, гиперинфляция открыла путь к преступной приватизации. Платежный кризис и так называемая «денежная реформа», которая фактически была деноминацией (зачеркиванием пяти нулей, причем на один больше, чем было нужно), вызывали в стране большой дефицит денег, который привел к безумному росту процентных ставок на банковский кредит, который в результате гиперинфляции стал основным источником обеспечения экономики и населения деньгами. Достигнутое таким путем снижение темпов инфляции дорого обошлось Украине!
Автор так подробно остановился на причинах платежного кризисна, потому что даже в настоящее время он окончательно не преодолен. Страна до сих пор чувствует его губительные последствия.
• Эта разновидность дефолта заключается в неспособности государства платить долги другим государствам и международным финансовым организациям. Она возникает тогда, когда в государстве есть дефицит иностранной валюты и нет возможности привлекать иностранные кредиты и инвестиции. Именно такая ситуация сложилась в Украине.
• Благодаря главным образом достижениям нашего сельского хозяйства Украина за 10 месяцев этого года имела позитивное сальдо внешнеторгового баланса (превышение экспорта над импортом) в объеме 803,3 млн долл. США. Золотовалютные резервы нашего государства, хотя и уменьшились, но составляют около 10 млрд долл. США. Есть обещания со стороны ряда стран и международных финансовых организаций относительно предоставления Украине кредитов и финансовой помощи. Властными структурами принимаются меры по привлечению в Украину иностранных инвестиций. Все это вселяет надежду на то, что дефолта Украина не допустит.
Но следует иметь в виду, что страна ежедневно тратит значительные средства на борьбу с российской агрессией, которая подрывает ее экономическую безопасность. Поэтому всеми возможными способами нужно прекратить российско-украинскую войну, которая наносит нашей стране значительные человеческие, материальные и финансовые потери. Верим, что мужество наших воинов, жертвенность украинского народа и помощь мирового содружества в конце концов угомонят агрессора.
• Учитывая все это, срочно нужно принять закон, который обязывал бы всех граждан свои средства в иностранной валюте держать только на счетах в государственных банках под соответствующие проценты. При этом государство должно гарантировать свободную конвертацию этих средств в национальную валюту и выдачу их вкладчикам в случаях поездок за границу, предоставления помощи родственникам, которые находятся в других странах и т. п. При этом вывоз или пересылку валюты из страны следует позволять только при предъявлении справки банка о том, что она снята с банковского счета или куплена в банке. Также целесообразно возобновить уголовную ответственность за банковские операции с иностранной валютой на территории Украины.
• Следует добиться также возвращения в Украину средств, выведенных из страны на счета в зарубежных банках.
Это, с одной стороны, даст государству значительные ресурсы иностранной валюты для пополнения своих золотовалютных резервов, укрепления валютного курса гривни и обеспечения проведения тех радикальных реформ, которые планируется осуществить в стране.
С другой стороны, вкладчики иностранной валюты смогут ее надежно хранить и, к тому же, получать доход в форме процентов на вклады. При этом следует помнить, что при нынешних условиях господства в мире бумажных и электронных денег иностранная валюта в Украине — это беспроцентная ссуда странам-эмитентам этой валюты. И очень плохо, когда этот займ так бессмысленно используется!
Возможно, кто-то посчитает эти предложения непопулярными, но, на наш взгляд, это правильнее, чем улучшать финансовое положение государства за счет ухудшения материального положения граждан, когда товарные цены стремительно приближаются к уровню европейских, а доходы значительной части населения -ниже, чем в африканских странах.
• Следует принять во внимание и то, что другие страны в трудное время также прибегают к таким жестким мерам. Так, в США во время Великой депрессии в 1930-х годах законодательным актом населению было запрещено владеть золотом в монетарной форме. Люди были обязаны продать его государству. Золотой запас стал служить для регуляции курса доллара.
• На сегодняшний день в стране срочно необходимо принять действенные меры относительно возобновления нормальной деятельности банковской системы, прежде всего следует возобновить доверие населения к банкам и укрепить их ресурсную базу.
• В первую очередь необходимо вернуть населению «замороженные вклады». На их суммы нужно начислить проценты по ставкам, под которые они были внесены в учреждения «Сбербанка», за весь период «заморозки». Также нужно индексировать вклады, внесенные в банки на протяжении 1992—1994 годов, как это было предусмотрено соответствующим законом. Эти суммы следует составить и оформить облигациями внутреннего государственного займа, срок погашения которых должен составлять не менее 50 лет. Погашение облигаций и выплату процентов по ним можно начать тиражами где-то через пять лет, чтобы государство смогло сбалансировать свой бюджет. И важно, чтобы владельцы облигаций имели право их продавать, передавать в залог и т. п. Кстати, при министре финансов Российской империи, а до этого — ректоре Киевского университета имени Св. Владимира М. Х. Бунге такие облигации выпускали сроком до 99 лет или были бессрочными (так называемые облигации ренты).
• Также следует повысить ответственность НБУ как наблюдательного и регулирующего государственного органа за деятельностью коммерческих и кооперативных банков, чтобы обеспечить устойчивость банковской системы Украины.