Тысячи детей на Донбассе прячутся от войны в подвалах и бомбоубежищах. По данным ЮНИСЕФ, только в Донецке в разных укрытиях во время сильных артиллерийских обстрелов скрывается около тысячи детей. Какими будут дети после долгих дней и ночей, проведенных в бомбоубежищах, с какими мыслями будут жить, как преодолевать свой страх перед войной или, может, перед мирной жизнью?
Чтобы частично облегчить переживания этих детей, научить жить их в условиях войны, Детский фонд ООН ЮНИСЕФ совместно с МОО «Молодежная инициатива городов» подготовил проект срочной психологической помощи детям, которые проживают в период боевых действий в Донецке и области. Уже завершился отбор 30 психологов и 20 волонтеров для работы — психологической, коррекционной, в форме разных художественных занятий и личных бесед — с детьми прямо в бомбоубежищах. Председатель «Молодежной инициативы городов» Юлия Овчинникова отмечает: хоть команда и сформирована, план работы написан, но говорить, что специалисты уже работают с детьми, рано. Ждут удобного времени, когда смогут доехать непосредственно к бомбоубежищам, ждут хоть временного затишья в зоне АТО.
— У нас работают на местах представители организации, журналисты, они знают ситуацию в районах, мы ежедневно с ними созваниваемся, мониторим ситуацию. Как только сообщат о возможности выезда нашим психологам и волонтерам в бомбоубежища, сразу поедем, — продолжает Юлия Овчинникова. — У нас полностью разработан план действий, есть проект бомбоубежищ города. Мы отдавали преимущество практикующим психологам именно из Донецка, потому что очень проблематично будет въезжать в город — там и сейчас с этим сложная ситуация. Сами же занятия будем проводить прямо на территории бомбоубежищ, чтобы снять напряжение у детей, адаптировать их к помещению. Кроме того, будет индивидуальная психологическая коррекция для родителей. Прежде всего, будем брать детей из многодетных и социально незащищенных категорий, то есть сирот, деток из неполных семей.
Два-три психолога будет работать с группой из 20 человек. Первую поездку планируют делать для снятия общего напряжения, а последующие направят на индивидуальную работу с детками. Будут наблюдать, как меняется психологическое состояние каждого ребенка, соответственно будут подбирать коррекционные занятия.
Проект психологической поддержки детей рассчитан до апреля этого года, но потребность в нем, очевидно, останется еще на многие месяцы вперед. Поэтому инициаторы проекта уверены, что он будет существовать намного дольше. Тем более что уже поступили обращения от психологов из других регионов Украины, которые предлагают поддерживать детей переселенцев. Тех, кто уже спрятался от войны не в подвале, а в мирном городе. Так, психологи из Кременчуга, Киева и Харькова уже готовы к работе с ними.
Сейчас все усилия направлены на Донецк, если все удастся, к проекту приобщатся Макеевка, Ясиноватая и Иловайск, где детям тоже несладко живется.
— Я сама из Донецка, была там в период обстрелов, сейчас выехала из города, но у меня остались родители и родственники, есть 11-летняя племянница, я понимаю, что это такое, — рассказывает Юлия Овчинникова. — Если не стабилизируется ситуация, возможно, начнем аж в марте. Когда мы искали команду, предупредили, что будем выезжать только в спокойные дни, если будет обострение, будем ждать, ни одного психолога и волонтера подвергать опасности не можем.
Проект будут внедрять на средства ЮНИСЕФ, общественная инициатива выиграла их как грант от международной организации. В свою очередь Детский фонд ООН в конце прошлого года подал заявку на дополнительное финансирование размером 32,4 миллиона долларов. Частично эти средства пойдут на гуманитарную помощь тем семьям, которые находятся в зоне конфликта. Средства гигиены, зимняя одежда для детей — в перечне того, что приобретет международный фонд для этих семей. А организаторы проекта психологической поддержки сейчас размышляют над тем, какие подарки еще подготовить для детей, скрывающихся по подвалам и бомбоубежищам. Обещают оставлять детям все, что привезут для занятий арт-терапией. Но есть желание подбодрить их еще, насколько это возможно в условиях войны.