На протяжении длительной войны на востоке нашего государства внутри общества наблюдаем немало кризисов. Больше всего смущает духовно-психологическое состояние украинцев, ведь война является не только физическим противостоянием силы, но в первую очередь тестом на стойкость. О событиях в Украине, а также о поисках путей преодоления внутреннего ментального кризиса говорим с отцом Арнальдо Панграцци — профессором Международного богословского института Camillianum, экспертом в области душпастырства здравоохранения, который инициировал группы взаимопомощи в Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Африке, который является одним из лекторов Школы биоэтики Украинского католического университета.
— Отче, вы имели возможность наблюдать за событиями в Украине, в частности в прошлом году через Майдан, сегодня — за войной на востоке. Как, с вашей точки зрения, можно охарактеризовать этот тяжелый процесс, который происходит в нашей стране?
— Мне кажется, что происходит своеобразная борьба за идентичность и установление границ, но не просто географических, а в первую очередь культурно-исторических границ. В начале этого конфликта основным желанием Владимира Путина было направить украинский народ к единству с российским народом, но украинцы выразили стремление быть с Европой. И, к сожалению, те, которые имели более проевропейскую позицию были вынуждены заплатить за нее ценой собственной жизни. Однако в восточных регионах появились те, кто изменил свое отношение к России. То есть сейчас для меня выглядит ситуация так: есть большая часть украинцев с проевропейскими позициями и есть меньшая часть тех, которые склонны к единству с Россией, тем не менее обе стороны проживают на единой территории — в Украине.
— А как освещают итальянские СМИ события в Украине?
— Итальянские медиа вместе с европейскими СМИ выражают солидарность с украинским народом. Они не поддерживают вооруженную поддержку России в этой войне. Также Италия поддерживает финансовые санкции относительно России. Хотя для нашей страны такое нарушение экономического партнерства провоцирует большие потери, поскольку Россия была для нас ценным рынком сбыта фруктов. Теперь Италия несет большие финансовые убытки. Думаю, что было бы лучше, если бы мы нашли мирное решение этого конфликта. Однако, глядя на выправку Путина, который упрям и не склонен к диалогу, эта ситуация еще заденет не одну рану и неизвестно когда будет решена.
— Сегодня мы говорим о большом количестве кризисов в нашем обществе. Один из них самый большой и не менее весомый, по моему мнению, — духовный. Для нас, украинцев, из-за ежедневных сообщений медиа смерть несколько обесценивается, превращается в банальную калькуляцию цифр. Как ни утратить сакральность понятия «смерть» в обществе, где происходят военные действия?
— Много лет назад я был в Колумбии. На то время в этой стране были большие конфликты, было немало тех, кто занимался наркотиками, также в этих беспорядках принимали участие военные. Ежедневно в стране были жертвы. СМИ рассказывали о количестве погибших, и люди уже привыкали к смерти. Действительно, со временем человек становится нечувствительным к проблемам, которые происходят. Нужно акцентировать внимание на диалоге и дипломатии. И это должно было бы быть большими приоритетами, чем оружие, война и убийства. Лучше было бы, если бы между двумя враждующими сторонами была посредником третья сторона, которая бы помогла в примирении. Наибольшая опасность в том, что гнев и злоба смогут взять доминантную роль, — когда убивают, потому что уже не могут по-другому.
Наибольшая опасность в этой ситуации — это поддержка Путина. 30 лет назад в моем регионе в Италии, откуда я родом, был также конфликт — люди делали разные провокации, чтобы власть предоставила им большую автономию. Было что-то вроде украинского востока, но на протяжении определенного времени у нас в Италии ситуация разрешилась. По моему мнению, проблема в том, что существует это культурное пограничье, ведь люди Востока более культурно приближены к России. И нужно урегулировать в первую очередь конфликт, который связан с самоидентификацией.
— События на востоке Украины, опять-таки, сюжеты из сообщений в медиа, а также реальные переживания жителей восточных регионов формируют состояние депрессии в обществе, ведь сегодня среди людей много страха, ненависти, агрессии. Как преодолеть этот внутренний духовный кризис и вернуть мир и покой в первую очередь в отношениях людей?
— Гнев может сделать нас слепыми! Не нужно полностью полагаться на оружие. Там, где оружие и убийства, танки становятся приоритетами, начинается много катастроф. Поэтому нужно опять-таки вести мирные переговоры, ведь убийства порождают боль с обеих сторон. После трагедии в Мариуполе и под Волновахой будут попытки мести друг другу за то, что произошло. Война провоцирует к тому, что в наших семьях есть немало тех, кого теряем. Для того, чтобы уменьшить это напряжение, стоит создавать группы взаимной помощи и духовной поддержки. Важно, чтобы СМИ также поддерживали, чтобы через свои сообщения не преумножали боль от траура, а наоборот были поддержкой. Кроме того, здесь также важно присутствие духовных лидеров. Так же важно, чтобы люди говорили власти, выйдя на площади во время митингов или других акций, что они нуждаются в мире! Если обеспечение мира не может произойти на уровне межпрезидентского понимания, оно должно происходить на уровне низов.
Мы знаем о том, что Россия в настоящее время очень страдает от европейских санкций. По моему мнению, было бы лучше, если бы россияне вышли на протест против Путина. Но он, конечно, никогда не позволит, чтобы это случилось. Не знаю, что дальше будет происходить, однако если он будет непреклонным, то ситуация так же будет оставаться неизменной. Для Европы Украина является своего рода «берлинской стеной», определенным кризисным моментом разделения. Мы очень рады примеру, который демонстрирует всему миру Украина.
— Отче, вы уже говорили о значении присутствия духовных лидеров как возможности поддержки. Как сегодня Церковь может повлиять на сложившуюся ситуацию?
— Думаю, что духовные лидеры должны сделать все для того, чтобы эта война не превратилась в цунами, которое уничтожает все на своем пути. То есть духовенство также должно было бы организовать межконфессиональную встречу и подумать, как положить конец убийствам. Считаю, что к решению проблем стоит также привлечь женщин. Например, в Италии половина министров правительства Ренци — это женщины. Они пытаются таким способом гуманизировать политику. Мужчина более агрессивен, женщина — способна на компромиссы. Например, медицина также стала более гуманной, поскольку в этой сфере есть присутствие женщины. Диалог должен быть построен на взаимном принятии, теперь, к сожалению, доминантной является военная сила. Святой Камилло де Леллис, мой покровитель, сказал бы, что нужно иметь больше сердца, а не бомб.
— А что в первую очередь стоит посоветовать семьям, где есть погибшие родственники или которые сейчас сами находятся в зоне боевых действий. Как родным преодолеть психологическую травму войны?
— Первое и очень важное, что делает, например, ректор Львовской духовной семинарии Святого Духа УГКЦ, отец Игорь Бойко, — это приглашать такие семьи на совместные Богослужения за упокой душ их родных. Во-вторых, стоит организовывать совместные конференции при участии психологов. Такие научные мероприятия побуждают нас переосмыслить умом то, что эмоционально пережито. В-третьих, это создание групп взаимопомощи на социальном и психологическом уровнях. Важно, сплачивать эти семьи, ведь, обсуждая свою боль, между ними возникает дружба и солидарность. Также, когда человек имеет возможность поделиться страданиями с другими, эта рана быстрее заживает. Если есть такие семьи, у которых нет мужества принимать участие в таких встречах, тогда священники должны брать на себя эту инициативу, идти в эти семьи и предлагать поддержку. По моему мнению, было бы очень хорошо, если бы были созданы базы данных тех семей, которые потеряли родных и близких. духовенство могло бы написать этим семьям соответствующее письмо и их поддержать. Через эти персональные обращения, думаю, была бы самая лучшая забота и утешение. Важно, чтобы общество также осознавало эту необходимость — быть поддержкой для таких граждан. Кроме того, важно обратить внимание на детей-сирот, ведь немало героев Майдана и войны на Востоке оставили детей. Нужно, чтобы воспитатели и психологи также работали с ними. Необходима работа с молодежью, чтобы у молодых людей не росло желание мести.
Также имеют свою важность определенные знаки памяти. Например, опять-таки перед упомянутой уже Львовской духовной семинарией есть сквер Героев Небесной Сотни или мы имеем фото этой Сотни Героев всегда перед глазами. Таким образом их жертва постоянно вспоминается другим, а это побуждает к совместному переживанию трагедии.
— И напоследок — ваш взгляд со стороны как иностранца, каков финал этой непровозглашенной войны между Россией и Украиной? Есть ли перспектива для нас, украинцев, для ее оптимистического завершения?
— Нужно делать все для того, чтобы в конце не было победителей и побежденных. Потому что такая позиция не разрешит конфликт, а лишь его продолжит. Нужно найти достойный компромисс для обох сторон. Безусловно, что Восток должен остаться в составе Украины. Однако для поиска компромисса стоит рассмотреть культурные особенности этой территории. Многие жители этих областей русскоязычные, некоторые — коренные россияне, которые приехали на проживание сюда. Так сложилось, и изменить ничего нельзя. Важно, чтобы те люди не испытывали ненависть к Украине и украинцам, не объединяли свою силу с Россией.