Сегодня Министерство образования и науки Украины ищет новые формы привлечения бизнеса для подготовки кадров. По крайней мере, к участию на уровне создания учебных программ и привлечения студентов к практике и стажировке.
Проблема — многосторонняя: с одной стороны — отсутствие такого сотрудничества является «минусом» и для работодателей, которые хотят видеть у себя талантливого и образованного работника; с другой — большинство университетов работает «на себя», не интересуясь запросом ни общества, ни бизнеса. Еще одна проблема — большинство украинских студентов не слишком мотивированы ни учиться, ни работать в конкурентной среде. Так, согласно исследованиям Центра «Развитие КСВ», 77% украинских студентов имеют патерналистские настроения — считают, что первое рабочее место должно обеспечить государство.
— При этом каждый пятый студент не планирует свою карьеру, хотя мы опрашивали 4-5 курсы. Также мы увидели, что большинство студентов не знает о центрах трудоустройства, которые действуют при университетах, — рассказывает координатор образовательных программ Центра «Развитие КСВ» Ольга Янковская.
Переориентировать студентов на потребности заказчика и потребности рынка — это одна из основных задач, которыми планируют заняться в МОП наряду с сокращением количества высших учебных заведений.
— Есть немало проблем в сотрудничестве университетов и бизнеса, частично вызванных неготовностью университетов, частично — отсутствием необходимых ресурсов и механизмов сотрудничества. В новом Законе «Об образовании» заложены некоторые механизмы сотрудничества университетов и бизнеса: например, нормы, что работодатели должны быть представлены в национальном агентстве по обеспечению качества образования. Это — минимальные шаги, которые уже сделаны, и они должны быть площадкой для сотрудничества, — объясняет заместитель министра образования и науки Украины Инна Совсун. — Если посмотреть на опыт других стран, то в контексте сотрудничества бизнеса или бизнес-ассоциаций с университетами привлекаются работодатели для создания программ подготовки специалистов или создания определенных курсов. В отличие от Украины, в развитых странах это очень активно практикуется. Я думаю, что у нас время для этого уже наступило. Бесспорно, будут некоторые ограничения. Если брать программы по экономике или инженерии, то тут представители бизнеса могут привлекаться. Но если говорить о программах по педагогике или философии, то это влияние должно быть меньше. Нужно четко понимать, где это сотрудничество может существовать, а где — нет.
Сотрудничество в плане научных разработок — это еще один проблемный момент для бизнеса и образования, считает заместитель министра образования. Ведь сегодня в Украине к финансированию науки бизнес привлечен очень мало. Образование, которое способно готовить конкурентоспособных специалистов, создающих инновации, — это цель сегодняшних реформ. Разумеется, без участия бизнеса не обойтись. Финансирование фундаментальных исследований — это сфера влияния государства, финансирования конкретных инновационных разработок, проектов — сфера деятельности бизнеса. Такой вариант предлагает Инна Совсун.
— Сотрудничество между университетами и бизнесом нуждается в существенном улучшении: сейчас мы переживаем очередной кризис университетского образования. Наши университеты отмежевались от общества, так как сами определяли свои стандарты. В этом — признак замкнутости университетов, продуцирующих специалистов, которые с точки зрения университета являются продуктивными, а с точки зрения общества — нет, — считает ректор Киевского университета им. Бориса Гринченко Виктор Огневьюк. — У нас из 42-х специальностей почти половина специалистов готовится на потребности образования. И мы имеем серьезные проблемы в том, что остаемся в одной и той же системе. Например, есть вопрос в качестве подготовки педагога, в ориентации на практику. Здесь должна быть реальная связь с практической стороной: проблема в том, что наша программа предусматривает только 10% времени на практическую подготовку. Это крайне мало. Учителя, когда приходят в школу, не имеют опыта. Особенно это касается учителей биологии и химии, которые должны проводить опыты. В наших школах нередко не хватает для этого базы или она вообще отсутствует. Соответственно, нужно работать с бизнес-структурами — теми, кто производит средства обучения. Таких в Украине очень много... Задача практической подготовки специалистов должна относиться к сфере бизнеса: когда он на подготовку квалифицированных студентов будет тратить деньги не от прибыли, а когда это будет относиться к его валовым затратам. Тогда это сотрудничество будет эффективным.
При поддержке Минобразования Центр «Развитие КСВ» планирует провести в октябре этого года третий Национальный форум «Бизнес и университеты», на котором будут обсуждаться важные вопросы сотрудничества.