Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«На наших глазах творится история...»

Гендиректор ОГТРК «Лтава» Евгений Лопушинский — об осовременивании государственного телеканала и «работе» со зрителем
27 февраля, 2015 - 12:50
Евгений Лопушинский
ПОЛТАВЧАНЕ, СПЕШИТЕ ВЫБРАТЬ ЛУЧШУЮ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ФОТОГРАФИЮ! ФОТОВЫСТАВКА «День»-2014 ПРОХОДИТ В ПОЛТАВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ им. НИКОЛАЯ ЯРОШЕНКО ДО 2 МАРТА. И НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА СВОЙ «День» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Как в критической экономической ситуации в стране не просто удержать «на плаву» региональную государственную телерадиокомпанию, но и модернизировать ее? Как стать более доступным для потребителя информации, в то же время не опустив планку? Такие сложные вопросы придется сейчас решать молодому руководителю телеканала «Лтава», который возглавил коллектив полтавской ОГТРК в прошлом году, — Евгению Лопушинскому. О первых шагах и успехах в реформировании «Лтавы», а также «болезнях» полтавского общества и о том, почему для нее важны проекты нашего издания, Евгений Романович рассказал в интервью «Дню».

«СРЕДИ ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ МЫ ЗАРАБОТАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО»

Начали с концепции улучшения телеканала:

— В чем у нас проблема? — говорит Евгений Лопушинский. — У нас есть продукт, ориентированный в основном на интеллигенцию, людей с высшим образованием, преимущественно аудиторию 40+. Но, к сожалению, по моему мнению, абсолютно не затрагивается другая аудитория. Люди со средним или средним специальным образованием, а также более молодые  — это ниша, которую мы можем завоевывать.Планируем полностью пересмотреть программную концепцию. Конечно, есть вещи, от которых не будем отказываться: циклы документальных, художественных, творческих программ. Но, скажем, мы пока еще не имеем соответствующего телевизионного продукта, чтобы привлечь домохозяек к своему каналу в дневное время. Возможно, это должно быть кулинарное шоу или программа, посвященная педиатрии. Также у нас нет авторских программ для мужчин, например о спорте, автомобилях, активных видах отдыха: рыбалке или охоте.

Как улучшать? Для этого нужны три инструмента. Первый — это кадры. Конечно, привлекать и получать лучших специалистов — проблема. Остаются либо фанатики в лучшем понимании этого слова, либо приходит молодежь, которую приходится обучать. Но она набирается азов и в поисках лучшей заработной платы уходит. Так мы плавно переходим ко второму инструменту — это деньги, финансовое поощрение. Третий           — это технические возможности. Я начал именно с них. Вообще наш план-максимум — стопроцентно обновить материально-техническую базу. Начали мы с центральной эфирной аппаратной. Чтобы зрителю было приятно потреблять контент с точки зрения восприятия звука и изображения, потому что с этим были определенные проблемы. В настоящее время мы кардинально обновляем нашу материально-техническую базу, и могу сказать, что за те 9 месяцев, которые мы работаем, нам удалось аккумулировать более полутора миллионов гривен. Это и собственные поступления, и помощь из областного бюджета, и спонсорская помощь. Не все сразу, но мы отказались от практики «латания дыр». Если что-то делаем, то капитально. Недавно было приобретено оборудование для нашей студии.

Относительно финансов. Первое, благодаря чему мы можем жить и развиваться, — рекламные ресурсы. Я начал с реформирования рекламного отдела: диверсификация самой системы прохождения средств и контроля, чтобы каждая копейка дошла сюда и была рационально использована. Среди всех государственных телерадиокомпаний в структуре ОГТРК в прошлом году мы заработали больше всего — в 3,2 раза перевыполнили план. Это как раз и дает возможность проводить техническое переоснащение, увеличивать оплату тем людям, которые работают и могут себя проявить. И кадровый вопрос. Мы пытаемся породить внутреннюю конкуренцию, плюс привлекаем «свежую кровь». Но главное, чего я хочу от людей, — стремления работать.

«У НАС ДЕЙСТВУЕТ МАЛЕНЬКИЙ ФИЛИАЛ ВОЛОНТЕРСКОГО БАТАЛЬОНА»

Не так много региональных телеканалов выделяют для историй наших защитников отдельные программы. Позитивные примеры — проект «Герої» на ТРК «Буковина», в вашей сетке есть «Звичайні герої». Расскажите, пожалуйста, о программе подробнее.

— У нас есть уникальная женщина. Наверное, немногие из телерадиокомпаний, прежде всего государственных и тех, которые непосредственно не находятся рядом с зоной АТО, могут похвастаться тем, что их съемочная группа регулярно бывает в зоне проведения антитеррористической операции. А у нас фактически каждую неделю журналистка Наталия Святцева выезжает туда. Причем не только как журналист, но и как волонтер. Она является активным участником нашего волонтерского корпуса «Полтавский Батальон Небезразличных». Как-то Светлана попросила: можно мы тоже здесь будем принимать вещи и предметы первой необходимости для бойцов? Конечно, я только «за». Так что у нас действует маленький филиал этого батальона. Кстати, большой проблемой является разговорить бойцов. Они не шли туда за звездами героев или для самого пиара, по ним это хорошо видно.

Рубрика «Звичайні герої» — это и сюжеты в новостях, и отдельные передачи, посвященные и тем ребятам, которые защищают Украину, и тем, к сожалению, которые уже отошли в мир иной. Фактически сейчас на наших глазах творится история. Было бы преступлением не снимать и не показывать этого. У нас постоянко крутятся патриотические ролики, посвященные теме помощи украинской армии. Кто же, если не мы? Я надеюсь, что есть доверие к нашему каналу, соответственно, мы вносим свою толику в это общее дело.

«ФОТО «Дня» — ФАКТИЧЕСКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ»

— Во время Дней «Дня» в Полтаве наш главный редактор Лариса Ившина стала гостьей программы Анатолия Мишина «Зустріч для Вас». Ваше впечатление. «Уловили» ли полтавчане «сигналы», которые им посылала Лариса Алексеевна, относительно необходимости поднятия планки и культурного роста?

— Конечно, очень хорошо, что в студии состоялся такой диалог. Пани Лариса — интеллектуал и пример, на который мы должны равняться. Конечно, мы должны сейчас прислушиваться к таким людям и слышать те месседжи, которые они пытаются донести. Мы готовы содействовать ей в этом.

А наибольшее впечатление на меня произвела ваша фотовыставка. Это настолько эмоционально правильная подборка, что ты полностью погружаешься в эти события. Ты заново переживаешь аннексию Крыма и понимаешь ее причины, когда видишь ребят из Вооруженных сил Украины, которые стоят там против «зеленых человечков». Ты полностью переживаешь кульминацию Майдана, те трагические события. Ты переживаешь события на Востоке, тем более что мне приходилось бывать там — у меня есть родственники на Донбассе. Я видел это лично, и это настолько хорошо воссоздано на фотовыставке, здесь такая смысловая нагрузка. Главное, что фото так расположены, что в конечном итоге остается впечатление «света в конце тоннеля». Я думаю, что полтавчане это в первую очередь должны оценить — прийти и увидеть собственными глазами. Большая вам благодарность, потому что это тоже фактически исторические документы. Когда-то наши потомки по ним будут изучать историю.

«ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЕЩЕ НЕТ»

Во время разговора с Анатолием Мишиным Лариса Алексеевна указала на симптоматическую деталь — как и десять лет назад, фотовыставка газеты «День» открылась в музее на улице Фрунзе, а не, скажем, Лысенко или Петлюры. Притом что в настоящее время в стране продолжается «очищение» символического пространства, в том числе и посредством переименовывания улиц — такие новости из разных регионов уже не удивляют. А в Полтаве, получается, воз и ныне там. Почему так?

— Гражданского общества еще нет. Хотя оно уже рождается. Я считаю, что Майдан — это начало рождения гражданского общества в Украине. Когда люди показывают, что они могут быть сильнее системы и любых политиков. Но все равно гражданского общества в чистом виде, а тем более в нашем тихом, провинциальном городе, которым является Полтава, еще нет. Скажу откровенно, к сожалению, многие псевдодеятели пытаются исказить и профанировать эту идею. В это же время проукраинской власти именно в городе долгое время не было и пока что нет. Если посмотрим историю власти в городе Полтава, то мы не имели людей, которым небезразлично украинское. Это скорее выходцы из советской эпохи. Поэтому нет политической воли для изменений. Снизу ее еще нет и сверху так же нет, поскольку некому это все инициировать. Даже более того: действующий мэр города проводил соцопрос по поводу Ленина, которого сбросили с пьедестала. У него даже было мнение его вернуть на место. Он не скрывает того, что сам является выразителем совсем других идей и взглядов.

К сожалению, полтавчане еще не научились отличать зерно от плевел. Это четко прослеживается по выборам. В последний раз это вообще был феномен, когда город продали за «гречку». Это прискорбно. Можно долго дискутировать, что первично — «базис или надстройка», и, конечно, говорить, что нам голодный желудок всегда мешает думать о высоких материях. Но пока мы по крайней мере не будем немножко думать и анализировать, вряд ли сможем изменить ситуацию. Досадно, когда Полтава продается за «гречку». Хотя уже по крайней мере сейчас эта технология не действует. Это приятно. Нам еще предстоит сделать переосмысление всех процессов, которые происходили и происходят, выучить свою настоящую историю, дать оценку и бывшим нашим историческим и общественным деятелям, и современным тоже.

Еще во время разговора на «Лтаве» Лариса Алексеевна поставила вопрос, на который не было ответа. Возможно, вы его дадите: несколько лет назад возникла скандальная ситуация в связи с банкетом местных руководителей в музее Ивана Котляревского. Почему такие вещи стали возможны? Получили ли они должную публичную оценку?

— Можно приводить еще десятки подобных примеров. К сожалению, не могу сказать, что это вызывает массовое возмущение. Пока что мы еще далеки от того, чтобы давать надлежащую, правильную, а главное — своевременную оценку таким действиям.

То есть еще и обществу, и над обществом нужно работать...

— Да, и этот труд каторжный. Он должен быть очень скрупулезным и ежедневным. И если вернуться к вопросу контента, с которого мы начинали, это не означает, что мы должны спуститься вообще к примитивизму. Но мы должны немного спуститься к той категории, о которой я говорил, и вести ее к этому высокому, о котором мы рассказываем. Однако для этого людей нужно заинтересовать. Если мы будем говорить с ними о тех вещах, которые им доступны и понятны, и потихоньку их вовлекать в дискуссию (скажем, 80% давать им интересного, а 20%           — более серьезного контента), возможно, они будут прогрессировать и «подтягиваться». Конечно, нам нужно культивировать элиту, которая, к сожалению, была утрачена. Фактически, особенно в 20-30-ые годы прошлого века, элита украинской нации была уничтожена. Поэтому где вы возьмем в настоящее время ту среду, которая могла бы рождать и гражданское общество, и людей, которые бы осуждали вещи, о которых мы говорили? Но прогресс есть.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ