Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

День черной ленты

Вильнюсский митинг 1987 года, который осудил пакт Риббентропа—Молотова, стал бесповоротным толчком к преодолению сталинизма и обретения Литвой независимости
5 сентября, 2012 - 11:47
ИЗ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛИТВА ПЕРВОЙ ОБЪЯВИЛА О НЕЗАВИСИМОСТИ — СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ПРИНЯЛ В МАРТЕ 1990 ГОДА. НА ФОТО — ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ «САЮДИС» (С ЛИТ. — «ДВИЖЕНИЕ»), В КОТОРОЕ ВОШЛИ СТОРОННИКИ ЛИТОВСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ / ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Начиная с 23 августа 2009 г. та Европа, судьбы которой эта трагедия коснулась, отмечает День памяти жертв сталинизма и нацизма. Для стран Балтии он известен еще как День черной ленты. Такой знак на государственных флагах этих стран стал символом неодолимости в борьбе за свою свободу.

МЕМОРАНДУМ 45-ТИ БАЛТИЙЦЕВ

Как известно, 23 августа 1939 г. в Москве министр иностранных дел Германии И. Риббентроп и министр иностранных дел СССР В. Молотов подписали партнерский «Пакт о ненападении» между двумя странами, названный в историографии Пактом Молотова—Риббентропа, заключение которого, в сущности, привело к началу Второй мировой войны.

Первым шагом по осуждению этого тайного сговора можно назвать Меморандум 45-ти балтийцев, подписанный ими в 1979 г., накануне 40-летия пакта. Инициатива исходила от Лиги свободы Литвы — радикальной пронациональной организации, созданной литовскими диссидентами в 1978 г. Меморандум, подписанный преимущественно литовцами (из 45-ти были 4 — эстонцы, 4 — латыши), впервые в послевоенное время обратил внимание на преступную суть Пакта Молотова—Риббентропа и незаконность присоединения стран Балтии к СССР. Поэтому этим актом угнетаемые народы проявили высокое политическое самосознание.

Меморандум 45-ти поддержали российские диссиденты, академик Андрей Сахаров, что означало их поддержку права стран Балтии быть независимыми. Документ был направлен на запад — в ООН, страны НАТО, передан правительствам ФРГ и ГДР, СССР. В самом Меморандуме акцентировалось, что в 1920 г. Россия признала три Балтийские страны, а заговор Гитлера и Сталина был сговором против мира и человечности и привел к потере независимости этих стран. Подписанты обращались с предложением к СССР объявить текст пакта и все его протоколы, сам пакт признать недействительным и вывести из стран Балтии чужую им армию. Текст Меморандума подготовил Антанас Терляцкас — один из инициаторов создания Лиги свободы Литвы, а впервые он прозвучал в эфире на волне «Голоса Америки» 23 августа 1979 г.

Меморандум 45-ти имел важное значение для стран Балтии уже в политической жизни Запада. Так, 31 марта 1982 г. политический отдел Парламента Европы по инициативе главы дома Габсбургов — Отто фон Габсбурга (который как политик боролся против нацизма и коммунизма, поддерживая стремление самоопределения стран Балтии) предложил передать этот вопрос в ООН, Комиссию по деколонизации. И на основании Меморандума 45-ти Конгресс США 13 января 1983 г. принял Декларацию о порабощенных народах стран Балтии.

Пятерых подписантов Меморандума 45-ти, трех литовцев и двух эстонцев арестовали и заслали в Сибирь. Но с их возвращением началось новое движение за освобождение своей страны, в том числе — и подготовка к проведению вильнюсского митинга 23 августа 1987 г.

ТОЛЧОК К НЕЗАВИСИМОСТИ

Активнейшая поддержка стран Балтии из-за границы поступала в течение всего времени советской оккупации из Канады. Инициаторами выступали представители диаспор европейских стран — украинской, польской, балтийских и других стран, в целом представляя около 4 млн граждан Канады, которые своим происхождением обязаны Европе.

Именно эти диаспоры Центральной и Восточной Европы 26 лет назад, 23 августа 1986 г., в Канаде, с провозглашением «перестройки», положили начало празднованию Дня черной тесьмы, привлекли внимание международной общественности к пониманию тяжелого положения своих стран, к нарушениям прав человека в Советском Союзе. Благодаря их инициативе демонстрации прошли в 21 городе Запада, включая Нью-Йорк, Оттаву, Лондон, Стокгольм, Сиэтл, Лос-Анджелес, Вашингтон, а также в Австралии. Через год, 23 августа 1987 г., такие демонстрации состоялись уже в 36 городах мира, в том числе и по эту сторону железного занавеса — в Вильнюсе.

Событие в Вильнюсе, у памятника поэту Адаму Мицкевичу, когда 23 августа 1987 г. литовцы провели первый демократический митинг по осуждению Пакта Молотова—Риббентропа, стало вызовом коммунистической системе.

Несмотря на запугивание наказать организаторов «сроком на 15 лет», противостоять митингу запрещением силовые структуры СССР и КГБ не решились — ввиду провозглашенной «перестройки» и того, что информация об этом митинге предварительно попала в западную прессу. Но для оттока людей из Вильнюса были организованы выезды за город на различные «субботники» (23 августа 1987 г. был понедельник), иностранных туристов направляли за пределы столицы, а по телевидению в день митинга транслировали концерты самых популярных тогда рок-групп и звезд зарубежной эстрады, которых трудно было увидеть или услышать годами.

Митинг состоялся благодаря усилиям Лиги свободы Литвы, ее лидера Антанаса Терляцкаса, духовных лиц. По свидетельствам организаторов митинга, они надеялись на определенное участие граждан, но, по привычке, готовились к будущим преследованиям системы.

Однако реальные события превзошли их ожидания — участников в определенной мере спонтанного митинга было в десятки раз больше (по оценкам — около 3 тысяч), а преследования не были такими жесткими. Самому митингу, кстати, предшествовала Служба Божья в самом старом храме Вильнюса — Св. Николая. Священник, бывший политический заключенный Станисловас Валюкенас, который во время Службы Божьей должен был сообщить о митинге, от сильного волнения получил удар сердца и умер. Вместо него о митинге сообщил Робертас Григас, который готовился стать священником и ныне им является.

Целью митинга было привлечь внимание к восстановлению независимости Литвы и стремлению ее людей к свободе. А тем, кто невзирая ни на что тогда пришел на митинг, было что говорить — и о ссылке в Сибирь, и о партизанской борьбе, и о пережитых народом Литвы муки. Также были призывы предоставить Литве свободу. Митинг привлек внимание зарубежной прессы и обрел большой резонанс в Литве и за рубежом. По мнению инициаторов, тогда действовала налаженная система обработки и искажения информации, потому что они, например, с удивлением узнали о комментарии радио Би-Би-Си, что, мол, «...литовские националисты в Вильнюсе требовали свободы».

После митинга КГБ применил методы террора, психологическое воздействие к нескольким инициаторам — священникам Рокасу Пузонасу, Робертасу Григасу и Нийоле Садунайте. Вскоре после митинга они были похищены на время от одних до нескольких суток. В течение всего этого времени их постоянно возили по лесам Литвы и Беларуси, угрожая закопать. А священник Г. Пузонас, кроме того, был избит. Так же как другой инициатора митинга, диссидент Антанас Терляцкас.

Конечно, подобное запугивание сопровождалось массовым осуждением на партийных и других собраниях, опубликованием статей против митинга и его участников в тогдашней коммунистической прессе. Однако на большее в отношении организаторов митинга тогда КГБ не решился.

Значительный вред здоровью, повлекший преждевременную смерть, после митинга был причинен одному из его участников, Витаутасу Янчяускасу, работавшему театральным художником. Он, выступая на митинге, выразил умные и смелые мысли о сути тогдашней власти, высказал наболевшую правду обо всех притеснениях Литвы, которые, начиная от крестоносцев и российских царей до Сталина с Гитлером, кричали, что идут «освобождать», и заметил, что от такого освобождения от Литвы скоро останется лишь географическое место. Ведь, по его словам, по ночам грохотали переполненные товарняки со старенькими родителями, малолетними детьми литовских сеятелей — за Урал, в Сибирь, в Казахстан... По мнению инициатора митинга А. Терляцкаса, именно за такие мысли его «потом чекисты замучили».

Этот митинг, по мнению исследователей, был самым мощным толчком к последующему развитию литовского движения за независимость — Саюдису. Следует добавить, что подобные по цели и масштабам митинги в тот же день прошли также в Таллинне и Риге.

РОСТКИ МИТИНГА

Через год, в 1988 г., опять же 23 августа, Саюдис Литвы организовал один из самых многочисленных митингов — собралось около 250 тыс. человек. Гитлеризму и сталинизму была дана оценка как военной экспансии на чужие территории, приведшей к гибели миллионов людей, звучали призывы освободиться от сталинизма.

Уже 22-23 октября в 1988 г. проходит учредительный съезд Саюдиса, который закладывает основы к необратимым изменениям в литовском обществе, призывая к восстановлению своей государственности.

С 1989 г. Балтийские страны ежегодно 23 августа отмечают годовщину и другого события — «Балтийского пути». Именно в этот день в 1989 г., Эстония, Латвия и Литва организовали массовую акцию уникального масштаба — «живую цепь» единения людей Балтии от Вильнюса до Таллинна, как оценивают участники, «своеобразный референдум за свою свободу».

В акции приняли участие около 2 млн человек, то есть ориентировочно 1/3 всех жителей этих стран, а сама акция символизировала и демонстрировала всему миру отделение стран Балтии от Советского Союза, их извечное желание быть свободными.

Все эти массовые события, начало которым было положено митингом 23 августа в 1987 г., стали безвозвратным шагом к завоеванию патриотами Литвы большинства на выборах в Верховный Совет Литвы 24 февраля в 1990 г. и провозглашению 11 марта 1990 года Акта о восстановлении Независимости.

О памятных событиях — 23 августа 1987 г., первом в СССР митинге протеста шла речь на организованном в Сейме Литвы Форуме «Свидетельство правды об уничтожении империи зла», который прошел 23 августа 2012 г. и был специально приурочен к 25-летию этого митинга. Форум был одним из нескольких мероприятий, приуроченных ко Дню черной тесьмы в Литве. В этот же день в Сейме состоялось открытие выставки «Начало пути к свободе» о митинге у памятника А. Мицкевичу, а также выставки «ГУЛАГ. История одного лагеря» — о строжайшем, особого режима лагере для диссидентов в СССР «Пермь-36». Выражая уважение организаторам этой выставки, Музею жертв геноцида Литвы, следует отметить, что наряду с такими известными литовскими диссидентами, как Балис Гаяускас, Викторас Пяткус, Пятрас Плумпа, Гинтаутас Иешмантас, Антанас Терляцкас, Альфонсас Сваринскас, также были представлены и украинские борцы за свободу — Андрей и Иван Гель, Левко Лукьяненко, Василь Стус; им посвящены три стенда из восьми.

Следует отметить, что эти две выставки будут путешествовать по всей Литве, напоминая литовцам об их непростом пути к независимости.

Василий КАПКАН, инициатор основания украинского общества в Литве, Вильнюс, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ