«Писатель, пиарщик, рекламист, журналист, преподаватель, художник, агент инвестиционной компании, сотрудник международного правительственного фонда — все это профессии, в которых может реализовать себя человек с гуманитарным образованием», — считает выпускница Киево-Могилянской академии (специальность «культурология», 2000 год), старший эксперт компании pro.mova Олеся Островская-Лютая. Сама же пани Олеся на протяжении девяти месяцев (март-ноябрь 2014 года) была первым заместителем министра культуры Украины. На днях в НАУКМА состоялась встреча с Островской-Лютой на тему «Почему культура имеет значение и как гуманитарию найти свое место в мире?». Мероприятие продолжил цикл «Могилянские истории».
По-видимому, каждый выпускник-гуманитарий помнит ощущение неуверенности, охватывающее тебя, когда переступаешь порог родного вуза в конце последнего года учебы. В отличие от коллег экономистов, юристов, айтишников, которые обычно трудоустраиваются еще во время учебы, студенты-гуманитарии часто имеют очень приблизительное представление о том, чем будут заниматься в будущем. Однако, по мнению Олеси Островской-Лютой, именно в этом — их преимущество. «Гуманитарное образование делает человека значительно более адаптивным на рынке труда, — считает эксперт. — Выпускник медицинского университета может быть только медиком, зато гуманитарий может быть кем угодно, кроме медика. Поле выбора профессии — огромно, но не структурировано. Оно требует определенного авантюризма и значительно большей ответственности, ведь не существует четко определенного маршрута, двигаясь по которому гуманитарий может добиться успеха». Наоборот — каждый здесь ищет свой путь. Нередко он заключается в создании каких-то собственных проектов, самоорганизации на уровне друзей или коллег.
Еще одна особенность гуманитарного образования — междисциплинарные возможности его применения. Ведь, например, культурные ценности, как показал Френсис Фукуяма, определяют в частности и особенности организации производства в пределах той или иной национальной культуры. Соответственно, человек, который разбирается в их природе, будет востребован и в сфере государственного управления, и в политике, и в крупном бизнесе. Правда, количество вакансий здесь очень ограничено, следовательно, претендовать на них могут только лучшие.
Конечно, как и в случае с другими специальностями, профессиональное будущее выпускника-гуманитария прежде всего зависит от того, насколько эффективно он провел годы студенчества и какие приоритеты для себя определил. «Студент должен в первую очередь учиться, а не работать, — считает Олеся Островская-Лютая. — Ведь это единственная возможность в жизни сформировать свои фундаментальные знания. Вернуться к этому в будущем будет очень сложно. Подработку стоит ограничить волонтерством, например, помощью в организации различных культурных событий». По мнению эксперта, работодатели прежде всего ожидают от гуманитария глубоких базовых знаний, а не практических навыков. Последние можно получить уже в процессе работы. Также в цене — ответственность и дисциплинированность. Важнейший же навык, который можно получить в университете, это — способность критически мыслить. Развить ее можно во время семинаров, которые, в отличие от лекций, предусматривают не только пассивное восприятие материала, но и активное участие в обсуждении предварительно прочитанных текстов. На помощь здесь также придут разные студенческие дискуссионные клубы — ведь научить могут не только преподаватели, но и студенты, в частности других специальностей, которые имеют другой багаж знаний за плечами. Кроме того, полученные в процессе общения контакты могут пригодиться в профессиональной жизни.
По мнению Олеси Островской-Лютой, собственную карьеру студенту-гуманитарию стоит начинать с волонтерства в одной из исследовательских или культурных организаций. Другой вариант — создать собственный небольшой авторский проект. «Это может быть музыкальная группа, студенческий журнал или фотопроект, — считает эксперт. — Не стоит рассматривать подобные инициативы сугубо как развлечение, ведь это также форма инвестиций в будущее не только конкретного студента, но и целого культурного сектора. Важно, чтобы такой проект не был скучным».
Главное умение, которое можно получить в университете, это — умение учиться. Оно же, по утверждению Островской-Лютой, — является наиболее востребованным навыком на рынке труда.