Кажется не так давно появилась традиция акцентировать французское искусство в начале весны, а все уже относятся к ней как к чему-то естественному и регулярного. Тем более интересными представляются чаще совпадения чем заранее запланированные сюрпризы в программе Французской весны-2015 в целом и в отдельных ее составляющих.
Еще продолжаются выставки к 100-летию супрематизма, основанному великим киевлянином — Казимиром Малевичем, и будто присоединяются к этому художественному юбилею мотивы спектакля-открытие «Я — мечта» от компании Spectaculaires, которое состоялось 4 апреля на Софийской площади — в неделю Песаха — иудейского праздника прихода весны, в ночь перед католической Пасхой, и православным Вербным воскресеньем. К этим обстоятельствам времени добавляется множество значений выбранного места действия и собственно объекта для лазерной проекции — соборный комплекс Софии Киевской — святыни украинства, памятника мировой культуры, охраняемого ЮНЕСКО. Говорят пока будет стоять София, незыблемой будет Украина.
Софийская колокольня, которая уже много лет вынуждена молчать, поскольку музыка колоколов опасна для ее тысячелетних стен, (только «Колокол Мазепы» весит 3 тонны), в этот вечер говорила с многотысячным собранием видеокалейдоскопом. Прописанные светом архитектурные рельефы, доказывали геометрическую гармонию храмовой постройки. Символические знаки, документальные изображения, цветовая палитра провозглашали определяющую ценность ее заполнения.
Диалоги ребенка и отца, спиричуэл с знаменитым лозунгом Мартина Лютера Кинга: «Я хочу быть свободным», множество человеческих лиц на стенах здания, фотографии борцов за свободу Вячеслава Черновола, Василия Стуса, Надежды Савченко. Картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», магически объединяющее танго Пьяццоллы, — все это сложилось в балладу о вечной мечте человечества — жить в мире и быть свободными. Всевидящее око, голубь мира, стихия огня — стали символами — ключами, заводившими механизм чистого творчества, который объединил всех присутствующих в художественном акте, который уравновешивает творческую силу человека и Бога.
Так доказывали свою нетленность религиозные праздники и мало кому ныне известный супрематизм.
Над площадью в небе все время летал небольшой квадрокоптер, который видимо снимал событие с высоты птичьего полета. Конечно, понимаем в какое время живем, и поэтому ассоциация с беспилотником овладела массами.
Неловкость и предостережение перед наблюдаяющим за тобой глазом, удивительно добавила уверенности осознанию вечного дара светлой веры в человечество.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Всевидящее око обычно тревожный символ, именно для христианства символ надежды, а не угрозы.
Для христиан жизнь под всевидящим и всеведущим Богом — более чем страх греха, это утешительная сознание того, что Бог направляет и оберегает их.
Ярким рефреном было раскрашивание по прихоти детской фантазии зданий Собора то в красно — черный, то в желто-голубой, то золотисто-синий цвета. Они оказывались под снегопадом, в звездном небе, на какой-то момент стали аквариумом со дна которого вылавливались солнце и месяц. Так простой смысл шоу наполнялся бесконечностью смыслов и трактовок на вкус и осведомленность каждого зрителя.
Однако вывод из всего увиденного был однозначным и четким — мечта Украины о свободе становится и будет действительностью.
Легкость подачи значимых мнений является привилегией современной французской литературы, столь популярной, что театр «Сузір’я» даже проводил «Киевский Авиньон», десятидневным показом спектаклей по пьесам французских драматургов.
Такое театральное французское лето украсил бы и франко-украинский проект «Антигона» (премьерные показы 28, 29 апреля).
Постановщик Люси Берелович, хоры Dakh Daughters, а вот музыку для хоров вполне сюрпризно написал Влад Троицкий, который оставил недолговременное руководство Детским музыкальным театром именно из-за отсутствия музыкального образования. Еще один сюрприз стоимость билета — 150 гривен, как и на спектакли «Жить» (10— 14 апреля) уже не первый год работающего с киевской творческой молодежью французского режиссера, который сейчас — сюрприз — подписывается как Вениамин Гийоменко.
А вот то, что в программе нынешней Французской весны нет известного театрального продукта сюрприз неутешительный. Надеемся многочисленные акции под девизом «Интеллектуальные обмены» в области философии, литературы, искусства, психоанализа подарят яркие впечатления в дополнение к восторгам от сценического искусства.