В последнее время тема энергоменеджмента становится все популярнее как в мире, так и в Украине. А разработчики компьютеризированных систем не прекращают находить разнообразные решения для упрощения повседневных процессов. В частности, речь идет и об мониторинге электрических приборов, как части общего концепта умного использования электроэнергии.
Среди таких технологических решений — система Ecois.mе. Принцип работы девайса достаточно прост. Нужно установить его возле электрического счетчика и подключить к интернету. Устройство самостоятельно фиксирует, как и сколько электроэнергии вы используете, посылает данные на серверы разработчиков, где они анализируются и в реальном времени отображаются на вашем смартфоне или компьютере. То есть, если вы вышли из дома и не помните, выключили ли, например, свет, то сможете это легко проверить на своем смартфоне.
Идея проекта принадлежит четырем украинцам — Ивану Пасичнику, Назару Мокринскому, Александру и Антону Дятловым. Полтора года назад Ecois.mе выиграл на хакатоне энергетических инноваций Tesla Camp, через год получил 80 тысяч евро от немецкой компании Deutsche Telekom, и уже около девяти месяцев часть команды занимается изготовлением девайса в Кракове, где находится один из офисов по разработке инноваций инвестора.
А недавно Ecois.mе был представлен на крупнейшей в мире международной выставке, посвященной информационным и телекоммуникационным технологиям, — CeBIT (Ганновер, Германия), и выиграл питч-сессию Utility Day, получив приз от крупнейшего европейского поставщика в области энергосбережения — RWE.
«День» пообщался с сооснователем Ecois.mе Иваном ПАСИЧНИКОМ о том, чем проект живет сегодня, когда разработчики планируют запустить его в серийное производство и об особенностях «запуска» энергетических проектов.
— Иван, расскажите, пожалуйста, на какой стадии находится разработка проекта сегодня?
— Мы решили, что в конце апреля будем выходить на Kickstarter (сайт финансирования творческих проектов. — Ред.), поэтому теперь практически вся наша работа направлена на подготовку к этому. Мы приняли такое решение, потому что все равно для Kickstarter нужно изготовлять продукт, и так у нас появляется больше мотивации сделать его быстрее и качественнее.
— В Ганновере вы выиграли на Utility Day 1011 евро. Сумма для проекта, фактически, символическая. Какое значение тогда имеет такая победа?
— Мы ехали на CeBIT, потому что там были представлены utility-компании (поставщики коммунальных услуг). Когда мы еще только начинали работать, то определили для себя их в качестве главных партнеров. Но добраться до людей, которые принимают решения, достаточно сложно. И вот на СеВIТ нам вручила приз именно та компания, с которой можно договариваться о партнерстве.
Самое главное, что мы «засветились», рассказали о своих наработках и бизнес-предложениях, пообщались с организаторами премии и почувствовали позитивные сигналы в ответ. Также мы узнали, что они размышляют над разработкой подобной нашей системе, и поэтому наш проект был для них интересен. А приз — действительно символический. В какой-то из систем — это закодированное число 11. Но эти деньги позволили нам покрыть расходы на участие в этой выставке.
Когда делаешь любой стартап, у тебя есть лимитированная сумма денег, которую нужно растянуть на как можно дольше, — до того периода, когда ты начинаешь привлекать инвестиции, или же когда ты начинаешь зарабатывать. Впрочем, например, за эти деньги можно оплатить работу на месяц еще одному разработчику.
— Есть ли аналоги вашей системы в мире?
— Конечно, у нас есть конкуренты. Больше всего их в США. Есть некоторые европейские проекты. Сегодня тема энергосбережения — очень «горячая».
Но от большинства подобных систем мы отличаемся тем, что наше устройство может мониторить абсолютно всю технику в квартире или в доме. Тогда как наши конкуренты могут фиксировать лишь определенное количество девайсов без импульсных блоков питания внутри. То есть, они не могут определить, когда включается или выключается, например, телевизор или же зарядка к телефону.
И уже на основе всех этих данных мы можем посылать сообщения через разработанное нами же приложение. Это сообщение наподобие «Вы забыли выключить свет». Или же, например, если у вас есть дети и они играют в Xbox, вы можете запрограммировать устройство таким образом, что когда Xbox включается, вам приходит сообщение. И вы уже знаете, что дети — дома, играют в Xbox, поэтому нужно вечером проверить их домашнее задание.
— Можно ли будет выключить устройство на расстоянии через смартфон?
— Собственно, это уже задача умного дома или Интернета вещей. Мы разрабатываем лишь систему энергоменеджмента, с помощью которой можно все посмотреть, получать сообщения, если вы используете слишком много энергии. Но мы уже сейчас ведем переговоры с разработчиками интернет-вещей об интеграции их в нашу систему на более поздних стадиях. Это, например, умные розетки или системы контроля температуры в помещении. Их можно будет купить дополнительно и уже через нашу систему ими управлять.
Такой принцип работы мы планировали с самого начала. Потому что, например, в тех же умных домах очень сложно разобраться. У вас может быть более ста функций, из которых 70% вы не используете, но уже за них заплатили. А здесь вы просто видите, что и как используется.
— Где ваш продукт будет продаваться, в первую очередь?
— Сначала мы думали работать с западной Европой через поставщиков коммунальных услуг. В настоящее время уже, кстати, ведутся переговоры. А что касается Kickstarter, то люди из любой страны, которые заказали наш продукт, получают его после изготовления. По статистике, большинство людей, которые заказывают девайсы на Kickstarter, — из США. А когда у нас уже будут готовы первые устройства, мы будем работать с провайдерами электроэнергии в разных странах, в том числе — и в Европе.
— А когда Ecois.me появится в Украине?
— Пока что его так же можно будет заказать на Kickstarter. Но сейчас, пока мы в Украине, я часто встречаюсь с разными людьми, рассказываю им о том, что мы делаем, смотрю на их реакцию. Узнаю, что им интересно и при каких условиях они могут приобрести наше устройство.
А вообще мы планируем, что после Kickstarter сам продукт сможем изготовить до конца августа и где-то в начале осени сможем уже отсылать его пользователям. Но это очень оптимистический прогноз. Скорее всего, это будет в конце осени.
— Вы сказали, что сейчас интересуетесь тем, как можно «продвигать» девайс в Украине. Что для этого нужно и чем запросы украинцев отличаются от интересов европейского потребителя?
— Если сравнивать, то в Европе или США мы можем позиционировать свой проект, как энергоменеджмент с системой, которая может сэкономить деньги, а уже потом это — сервис, который заботится о пользователе и посылает ему сообщения, когда происходят изменения в системе электроэнергии.
Украинцы также потребляют много электроэнергии, но платят не по рыночным ценам. Например, мои родители тратят на электроэнергию где-то 3 доллара в месяц. В год — это 36 долларов. Устройство сэкономит где-то 9%. Это чуть больше, чем три доллара. Притом, что устройство будет стоить от 150 долларов. Поэтому здесь мы должны больше акцентировать внимание на том, что это устройство заботится о своем пользователе с помощью дополнительных сервисов, которые мы разработали.
— В настоящее время в Украине есть много инициатив, призванных изменить правила игры на рынке. В частности, в отрасли IТ. Как думаете, что нужно менять в первую очередь?
— Работы очень много. Если посмотреть на ту же Америку, там например, достаточно высокие налоги на IТ. Но вместе с тем, там налаженная экосистема. Даже в Польше более высокие налоги. Но мы там, потому что там есть верховенство права. Там я понимаю, что у меня есть собственная компания и мои интеллектуальные права защищены. Здесь такого нет. Это большая проблема. К тому же, есть много заявлений со стороны власти, которые отпугивают инвесторов.
Впрочем, я не считаю себя экспертом в этой отрасли. Теперь в правительстве и парламенте есть много опытных людей, и я думаю, что они лучше в этом разбираются и знают, как улучшить ситуацию.
— Тогда почему, по вашему мнению, для Ecois.me не удалось найти инвестора в Украине?
— Когда мы стартовали, у нас не было знакомств в энергетической среде, и мы не знали, куда пойти за инвестициями. Тем более, тогда еще в хардвере вообще немногие работали. И инвесторы из бизнес-акселераторов не очень хотели вкладываться в то, в чем не разбираются. Сейчас ситуация меняется, появляются люди, которые готовы инвестировать.