Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уникальная коллекция в ... сельской хате

Василий Сидак всю жизнь собирает артефакты различных исторических эпох
10 апреля, 2015 - 13:56
ВАСИЛЬ СІДАК
НАРОДНАЯ КАРТИНА ИЗ СОБРАНИЯ СИДАКА / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АНДРЕЯ ЯЛОВОГО
ВАСИЛЬ СІДАК
ВОЗЛЕ КАЗАЦКОГО КРЕСТА. ВАСИЛИЙ СИДАК — ПЕРВЫЙ СЛЕВА / ФОТО СЕРГЕЯ ЗЛЮЧЕГО

«Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство», — написал Дмитрий Лихачев. Вряд ли читал эту сентенцию российского академика Василий Сидак из Днепровокаменки, что на Днепропетровщине, которому в этом году 1 апреля исполнилось 90 лет, но утверждает ее всей своей жизнью.

Вся жизнь Василия Артемовича связана с родным селом, история которого насчитывает свыше 360 лет: как утверждает днепропетровский историк Иван Стороженко, первое упоминание о Днепровокаменке (в те времена она носила название Каменный Затон) датируется 1648 годом, а еще раньше тут долгое время существовало древнеславянское поселение. Здесь он родился в семье сельского учителя Артема Сидака, сюда вернулся после вынужденной восьмилетней разлуки (остарбайтерства в Германии и службы в Советской армии), здесь проработал в местном колхозе садовником, агрономом, председателем профкома, диспетчером. Работал, растил дочку и двух сыновей, строил дом на родительской усадьбе, лелеял сад и виноградник.

Уже в зрелом возрасте появилось у него увлечение, которому суждено было стать делом жизни. В 1964 году, когда днепровские воды заполнили ложе Днепродзержинского водохранилища и волны речного прибоя подмыли берега, из глубинных слоев почвы начали появляться разнообразные свидетельства старины. К тому же, из затопленных сел под натиском волн стало прибивать к берегу разные диковинки. Подобные явления не могли не заинтересовать сельчан, но у большинства из них интерес быстро угас. И только Сидак приносил домой диковинные находки и бережно их хранил.

«Душа болела от того, что бездарно пропадали редкостные, диковинные вещи, тем более, что лежали они под открытым небом, на размытом волнами берегу. Те памятки старины запросто могли попасть в руки перекупщиков и менял или пропасть как рухлядь, вот я и начал ее собирать. В этом мне помогали и дети. Каждый вечер после работы вместе с ними проходил берегом водохранилища по 5-6 км и всякий раз приносил домой что-нибудь из вымытых водой сокровищ. О каждой находке записывал — где и когда ее нашел», — рассказывает Василий Артемович.

Сначала ему хотелось сохранить все свои находки — каждая из них казалась очень ценной и уникальной — и бронзовый наконечник стрелы, и обломок амфоры, и фарфоровое блюдо. С каждым днем коллекция становилась все больше, находки мало-помалу заполнили все пустые углы дома. Появились и первые посетители — школьники, которые приходили посмотреть на древности и послушать рассказы местного Шлимана. Тогда же возникла мысль создать для широкого показа постоянную выставку. Для этого все находки Василий Артемович систематизировал по их утилитарному назначению, разложив по отдельным ящикам-витринкам казацкие трубки, монеты, керамику, украшения, предметы религиозного культа, оружие, первобытные орудия труда и прочие экспонаты. Так из кучи артефактов начала складываться оригинальная коллекция. Ее пополнение шло также за счет дарений сельчан и жителей близлежащих сел, которые, узнав об увлечении своего земляка, стали нести ему разнообразную старину. Некоторые из вещей приходилось выкупать, как старинную икону из местной церкви, или подбирать на мусорнике как хлам, который при переезде на новое место жительства перед затоплением сельчане не успели уничтожить (резное воловье ярмо, сундук с петриковской росписью, прялки). Со временем во дворе для своей коллекции хозяин построил отдельный домик.

3а первым, накопительным, этапом последовал второй — осмысление, описание, классификация находок. Не имея достаточных знаний, любитель стал изучать соответствующую литературу по археологии, палеографии, нумизматике, античному искусству, исторической географии, углубился в историю местного края, своего родного села. Необходимую литературу ему приходилось выписывать или покупать.

В настоящее время общее количество экспонатов коллекции насчитывает свыше двух тысяч единиц. Все это — остатки культурных слоев различных исторических эпох, отложившихся в районе Днепровокаменки и ее окрестностей, а также предметы местного быта рубежа XIX — XX веков: народная одежда, вышивки, сельскохозяйственный инвентарь.

Краеведческая и популяризаторская деятельность искателя сокровищ превратила Днепровокаменку в один из известных культурных центров области. Часть своего собрания владелец передал в 1993 году в Музей истории города Днепродзержинска.

Известны проблемы частных коллекций. Первая — «ящичное» хранение, отсутствие помещений для экспонирования, вторая — будущая судьба собрания. Предвидя угрозу превращения своего детища в склад вещей и думая о том, кто его унаследует, коллекционер пришел к выводу о необходимости создания в селе на базе своей коллекции музея этнографии и народного быта. По его представлению это должна быть усадьба селянина среднего достатка конца XIX века с хатой и хозяйственными постройками. В интерьере — типичный быт крестьянской семьи, на дворе — весь сельскохозяйственный инвентарь, в отдельном здании — археологическая коллекция.

Замысел любителя старины созвучен мнению профессиональных музейщиков. Наталья Буланова, директор Музея истории Днепродзержинска, говорит: «Коллекцию Василия Артемовича нельзя рассматривать вне историко-топографического контекста места ее создания. Речь идет о перспективах основания в селе Днепровокаменка нового очага истории и культуры — мемориального музея-усадьбы В. Сидака, который должен стать туристическим центром края, объединив вокруг себя такие объекты национального исторического наследия, как Казацкая могила ХVIII века, захоронение героя освободительной войны 1917 — 1921 гг. Свиридона Тропко и другие памятники нашей истории. По примеру коллег из Львовского музея истории религии, открывших уже не один филиал в окружающих селах, нелегкую миссию создания музея в Днепровокаменке может взять на себя наш музей».

Наряду с коллекционированием второе крыло его творческой души — мемуаристика. Не ржавеет перо седовласого летописца и сегодня. Недавно звоню ему, трубку берет дочь Наталья: «Отец немного приболел (упал с велосипеда (!) и ушиб руку), но каждый день садится за стол и что-то пишет».

Бесспорно, что люди, подобные Василию Сидаку, как золотой фонд нации заслуживают особого внимания власти, пожизненных президентских стипендий и правительственных наград. Поэтому вполне обоснованно ходатайство двух общественных организаций — эколого-туристического объединения «Орлан» и «Гражданской платформы Украины» о награждении Сидака Василия Артемовича за личный весомый вклад в сохранение историко-культурного наследия родного края и в связи с 90-летием орденом «За заслуги».

Петр ЧЕГОРКА, главный редактор эколого-краеведческого журнала «Свята справа-ХХI», г. Верховцево Днепропетровской области
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ