На днях «Российская газета» опубликовала обширное интервью со статс-секретарем, заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным под заголовком «Мир по пунктам». Поводом к этой публикации была выбрана тема выполнения Минских договоренностей — «Комплекса мероприятий по выполнению Минских договоренностей», который был принят 12 февраля в столице Беларуси в присутствии президентов Украины, Франции, России и канцлера Германии. Как известно, эти договоренности состоят из 13 пунктов обязательных к выполнению, и относительно каждого из них есть конкретный график выполнения.
Однако разговор заместителя министра с корреспондентом российского издания свелся к тому, что украинская сторона не выполняет Минские договоренности и безосновательно обвиняет «ополченцев» в срыве этих договоренностей под разными надуманными поводами, в том числе возможным введением миротворцев на Донбасс. А Россия, по словам Карасина, действует «открыто и гласно, и при прохождении гумконвоев через границу Украины действуют украинские пограничники и таможенники». Хотя все знают, что огромный участок украинско-российской границы не контролируется Киевом. Как же тогда можно говорить, что Украина проверяет эти гумконвои. Лучше бы замминистра ответил, как на Донбасс попало и продолжает попадать такое огромное количество тяжелых российских вооружений.
«День» обратился с просьбой к экспертам прокомментировать обвинения Карасина, что Украина не выполняет Минские договоренности.
«ВСЕ ЭТО МАНИПУЛЯЦИИ, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ — ПРОДАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ ЧИТАТЕЛЯМ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
Дмитрий КУЛЕБА, посол по особым поручениям МИД Украины:
— Я бы прокомментировал интервью словами самого автора Григория Карасина, который использует интересную фразу: клишеобразные выпады. Так вот это интервью действительно наполнено российскими клишеобразными выпадами. В значительной мере оно манипулятивное и не отвечает действительности.
Цель этого текста абсолютно понятна: возложить ответственность на Украину там, где ответственность должна нести Российская Федерация и поддерживаемые ею террористы.
— А если конкретно по пунктам.
— Очень просто. Например, ключевой момент о прекращении огня. Он гласит, что ополченцы до начала марта все свои обязательства по этим договоренностям выполнили. Прошу прощения, но сразу после подписания Минских договоренностей Россия вместе с террористами реализовала масштабную наступательную операцию по захвату Дебальцево. То есть о каком выполнении идет речь. Россия и террористы начали нарушать Минские договоренности в первый день после подписания. Это такой наиболее очевидный пример.
Можем взять вопрос освобождения заложников, всех незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». То есть рассказывать о том, что Украина освобождает кого-то не того, в то время как сама Россия держит незаконно наших граждан. И вообще принципиально отказывается обсуждать их возвращение. Речь идет о Надежде Савченко, Олеге Сенцове, Николае Карпюке и других наших гражданах. Это абсолютная манипуляция.
«СИТУАЦИЯ ДЕМОНСТРИРУЕТ, ЧТО ОБСЕ НЕ МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ФУНКЦИИ»
— Однако Карасин со знаком плюс называет эффективным мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ...
— ОБСЕ действительно в настоящее время делает много полезных дел. И мы заинтересованы в том, чтобы возможности ОБСЕ по контролю постоянно увеличивались. Но есть определенный потолок возможностей этой организации. И для того, чтобы заполнить вакуум, мы как раз выступаем за привлечение миротворческой миссии. А господин Карасин в своем интервью утверждает и как раз говорит о том, что ОБСЕ очень эффективно работает и в то же время критикует идею миротворчества. Линия Российской Федерации будет говорить, что со всем справляется ОБСЕ и зачем нам миротворцы. Однако объективно ситуация демонстрирует, что ОБСЕ не может выполнить все необходимые функции. И нам нужны там миротворцы.
— А сам факт присутствия 30 россиян в миссии ОБСЕ? Разве это правильно, ведь Россия задействована в конфликте и принимает участие в мониторинге?
— В соответствии с правилами ОБСЕ, каждое государство-участник может посылать своих граждан для участия в миссии, но их количество не должно превышать 10% процентов от общего состава миссии. В ОБСЕ нет понятия стороны конфликта, поэтому данный вопрос даже не обсуждается. Граждане России могут быть в миссии, но важно, чтобы они не превышали установленный стандарт и не имели решающего влияния в принятии совместных решений и выводов миссии. Теперь они такого влияния не имеют.
— Рассказывая о российских гумконвоях, Карасин заявил следующее: «Мы действуем открыто и гласно. При прохождении гумконвоев через границу Украины действуют украинские пограничники и таможенники». Как это можно понять?
— Это вписывается в мой предыдущий комментарий о манипулятивности этой информации. Это как преступник, который обнаглел и не боится действовать открыто и гласно, нарушая законы, так же и Россия, направляя гуманитарные коновои не боится действовать открыто и гласно, нарушая нормы международного права и украинского законодательства. Доступ украинских пограничников и таможенников к этим конвоям иногда вообще отсутствует, иногда очень ограниченный. То есть все это манипуляции, цель которых — продать свою историю читателям «Российской газеты».
«ЗА ДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТОВ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»
— Что касается пункта о выведении всех иностранных формирований из Украины, то Карасин включает советников, которые прибудут или уже прибыли обучать украинских военных. Когда это советники — становились формированиями...
— В Минских договоренностях прописано выведение незаконных вооруженных формирований. Это правда. И для всех в мире очевидно, в том числе для Франции, Германии и Украины, что в первую очередь речь идет о российских наемниках и российских вооруженных подразделениях, которые незаконно присутствуют на территории Украины. Но Российская Федерация имеет свой взгляд на этот вопрос и пытается исказить все в сторону выведения из Украины иностранных советников, которые помогают нам реформировать армию и укреплять обороноспособность Украины. Я хочу отметить, что это советники, которые присутствуют здесь в рамках межправительственных договоренностей с целью имплементации реформ, а не участия в боевых действиях, как это делают российские советники и российские военные на стороне террористов.
— Самое интересное то, что Карасин даже сам отмечал, что не все понимают, в чем суть Минских договоренностей. Так разве еще нужно специальное объяснение или толкование давать к этим договоренностям — Минск-3, чтобы все было понятно?
— Когда существует текст, который кто-то хочет исказить и сделать его манипулятивным, то как раз пытаются выдумать собственную интерпретацию, собственное понимание этого текста. Все прекрасно знают, что такое Минские договоренности. Это знает Франция, Германия, Украина, США и весь цивилизованный мир. И только в России не все понимают, в чем заключаются Минские соглашения. И именно для того, чтобы навязать это особое понимание российской и иностранной аудиториям, и делаются такие интервью.
— Кстати, что касается последовательности выполнения Минских договоренностей, какой она должна быть с нашей точки зрения? Потому что Карасин отмечает, что контроль над границей является последним пунктом.
— Это правда, Минскими договоренностями предусмотрено, что контроль над границей должен быть обеспечен до конца года. Но очень важно идти по графику, который установлен этими договоренностями. И пункт за пунктом все выполнять. А у нас по каждому пункту возникают иногда преодолимые, а иногда непреодолимые препятствия. И возникают они по вине Российской Федерации.
— Но в последние дни мы слышали со стороны лидера боевиков Захарченко, что они собираются наступать. Что нам нужно делать?
— Нам нужно продолжать укреплять свою оборону и настаивать вместе с нашими международными партнерами на выполнении Минских договоренностей россиянами и террористами. За действия террористов, в том числе Захарченко, ответственность несет Российская Федерация. Это ее задача — остановить Захарченко и удержать его от дополнительного нарушения Минских договоренностей.
«САНКЦИИ МОГУТ БЫТЬ ЛИШЬ ОТВЕТОМ НА ОЧЕРЕДНУЮ ЭСКАЛАЦИЮ СО СТОРОНЫ РОССИИ»
— Поскольку Россия и террористы, похоже, не собираются их соблюдать, а мы теперь слышим, что будет очередная встреча министров иностранных дел в «нормандском» формате. Разве эти консультативные встречи дают результат?
— Конечно. Если бы мы не рассчитывали на результат, мы бы не принимали участие ни в каких консультациях. Иными словами, есть переговоры, постоянные международные контакты, где какие-то вещи становятся публичными, какие-то остаются непубличными. А давление на Российскую Федерацию не снижается. Оно является последовательным и очень четким с целью обеспечения выполнения Минских договоренностей.
— Вы сами отметили, что график не выполняется, поэтому, наверное, нужно использовать еще один стимул, вводить новые санкции...
— В принципе ситуация сейчас лучше, чем была. Но она может и должна быть еще лучшей. Никаких дополнительных санкций без дополнительной эскалации не будет. Санкции могут быть лишь ответом на очередную эскалацию со стороны России. Но даже те меры, которые уже приняты, на самом деле болезненно бьют по России и являются действенными. Другое дело, что Россия играет в сильное и непобедимое государство и никогда этого не продемонстрирует. Однако аналитики, которые имеют доступ к соответствующей информацию, констатируют все таки серьезные проблемы, которые возникли у российской экономики, и эти проблемы становятся все более тяжелыми. В настоящее время фокус должен быть на политическом процессе и на продвижении инициативы по привлечению миротворцев. То есть на нормандском процессе и как его части — на привлечении миротворцев. Вокруг этого нужно и сосредоточиться, чтобы достигать новых позитивных результатов.
— А какие шансы привлечения миротворческой миссии? Ведь в ООН это решение не пройдет из-за вето России, а в ЕС также есть немало друзей Путина, например, новый премьер Греции, который также может заблокировать отправку европейской миссии.
— Шансы есть всегда. Давайте будем двигаться вперед. Когда-то мы начинали с того, что было скорее «нет», чем «да» в ответ на вопрос о миротворцах. А теперь все больше государств говорят, что они готовы поддержать инициативу о введении миротворцев. Давайте работать и двигаться шаг за шагом вперед. Поскольку другого пути у нас нет.
«НУЖНО РАЗВЕНЧИВАТЬ ЛОЖЬ РОССИИ»
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко:
— Это — наглая ложь. Интервью господина Карасина направлено на то, чтобы обвинить украинскую сторону во всех грехах, в частности, непрекращении огня. Это — переложение головной боли с больной головы на здоровую. Карасин как карьерный российский дипломат пытается идти в русле современных тенденций внешней политики Российской Федерации. Основными принципами этой политики являются наглая ложь, наступальность и агрессивность, что и демонстрирует господин Карасин.
Если взять вопрос о прекращении огня, то Карасин говорит о том, что обстрелы Широкино и Донецкого аэропорта продолжаются. Но он не говорит, кто обстреливает. А это как раз — российские войска и сепаратисты.
Во-вторых, Карасин говорит о полезности миссии ОБСЕ, использовании ее возможностей и функций. Но при этом он не говорит, что российские войска и сепаратисты не пускают миссию ОБСЕ на оккупированные ими территории.
Нужно развенчивать ложь России. Всем понятно, что Украина давно выполнила свои обязательства, отвела тяжелую технику. А Россия как ни собиралась ее отводить, так и не собирается, потому что она готовится к наступлению. Россия постоянно проводит передислокацию техники, пытаясь ввести в заблуждение миссию ОБСЕ. Этой лжи нужно противопоставлять реальные факты.
Интервью Карасина подчинено линии, которую проводит Кремль:
1) сохранить необходимые условия для военного наступления;
2) переложить всю вину за ситуацию на украинскую сторону с тем, чтобы смягчить санкции, а в конечном итоге, способствовать снятию с России санкций. А в случае поражения плавно выйти из этого конфликта как сторона, которая не причастна к этому конфликту и которая выполняет посредническую функцию.
Еще одно, что тревожит Карасина — это миротворческая операция. Российская сторона знает, что вероятность ее проведения близка к нулю. Но само намерение Украины — обратиться в ООН для проведения этой операцию ломает все планы Кремля относительно дальнейшего наступления и оккупации украинской территории. Мы видим, как Карасин нервничает в интервью и оговаривается о том, что Киев, вместо выполнения Минских соглашений, пытается провести миротворческую операцию.