В столичном книжном магазине «Є» еще за час до начала представления новой книги Петра Кралюка — избранной исторической прозы «Синопсис», активно начали собираться люди. Зал для презентаций быстро наполнился, сидячих мест всем не хватило, некоторые стояли. Поздравить коллегу-писателя пришли литераторы, ученые, художники, журналисты и все ценители художественного и публицистического творчества Петра Михайловича, в частности его материалов в «Дне». Модератор мероприятия — писатель, литературовед и издатель Михаил Слабошпицкий отдельно отметил, что кроме научной деятельности хозяин вечера широко известен как публицист газеты «День».
«Всегда читал историческую прозу, с ней вырос, поэтому сегодня могу сравнивать тексты Петра Кралюка — как художественные, так и публицистические в «Дне» — с контекстом исторической прозы, — отметил Михаил Слабошпицкий. — После появления писателя-Кралюка в исторической романистике словно появился «другой», неизвестный доныне «рукав» всего контекста нашей истории. Это вдумчивая, медленная проза, которая маскируется под реставрационную. Высокая плотность исторических реалий — там все точно прописано или квазиточно, но с убедительным датированием. Эта проза, которая маскируется под безнадежно историческую, на первый взгляд не имеет отношения к настоящему. Но это такой прием, игра автора. Например, когда появился «Шестиднев, або Корона дому Острозьких», я был просто увлечен этим романом. Мне всегда импонировала фигуру Острожского. Все, что можно прочитать о нем, я прочитал. И здесь — такой неожиданный, я бы сказал, смелый взгляд на Константина Острожского. Выдающееся произведение — это открытие по содержанию, но и изобретение по форме. Автор изобразил последний дни на смертном ложе князя, когда художник Иван пишет его портрет. И здесь же изображен параллельно диалог. Острожский думает — чем он такой выдающийся, что такого важного в жизни сделал? Об этом говорит с молодым художником. Эта проза — проза особо тонкого исторического восприятия».
Издание «Синопсис», в которое вошли роман «Шестиднев», повести «Блага вість од княгині Жеславської», «Лицар і смерть», «Діоптра», «Віднайдення раю» и новелла «Рубльов», увидело мир в серии «БукЛіт» издательства «Ярославів Вал». Известный философ, проректор Национального университета «Острожская академия», постоянный автор «Дня» и лауреат премии им. Джеймса Мейса Петр Кралюк в художественной форме традиционно предлагает читателям новый взгляд на украинскую историю. В его произведениях встречаем князя Владимира Васильковича, его жену Ольгу Романовну, живописца Андрея Рублева, полководца Дмитрия Боброк-Волынского, князя Константина Острожского, основателя Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, братьев Северина и Демьяна Наливайко, гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, писателей-полемистов Касьяна Саковича и Мелетия Смотрицкого, Ивана Мазепу, Тараса Шевченко и многих других.
«Когда я приехал в Острог работать, а это было 15 лет назад, то проникся его историей, — отметил Петр Кралюк. — Тогда уже имел определенные наработки на ниве прозы, правда не был членом Национального союза писателей. Один из коллег начал уговаривать вступить в Союз. И потом — оказалось, что я первый мужчина, который вступил в союз в Остроге. Впоследствии в академии мы открыли специальность «Литературное творчество» — у нас преподают Александр Ирванец, Юрий Андрухович, приглашаем сейчас Сергея Жадана. То есть, в городе — постоянный литературный процесс. Но я особенно глубоко проникся духом Острога. Мне захотелось что-то сказать — об этом городе, его истории, атмосфере... Так появились некоторые первые повести — о Мелетии Смотрицком, о князе Владимире Васильковиче. Мы часто не обращаем внимания на стоящие фигуры. Кстати, Владимир Василькович — это первый князь, которого летопись характеризовала, как философа. В западном мире никого из князей и королей XIII века не называли философами. У нас — такой был. Но, когда открываешь историю философии, — там его нет. А мой «Синопсис», который представляем, — это литературно-художественная альтернатива Киевскому «Синопсису» 1674 года, который заложил основу для схемы российской истории, согласно которой Московия является наследницей Руси».
Тему аллюзии «Синопсиса» Петра Кралюка к «Синопсису» 1674 года сразу подхватил главный редактор издательства «Ярославів Вал», поэт, Павел Щирица: «Приятно было работать с этой книгой. Прямая аллюзия к «Синопсису» киевскому, авторство которого приписывают Иннокентию Гизелю. Тот, разумеется, был написан в угоду Москве. Был фактически учебником истории — одним из первых и самых популярных. Поэтому название, безусловно, полемическое, но в нем — свой глубокий смысл. «Синопсис» Петра Кралюка — это синопсис украинского контекста, где есть свой реестр создателей Украины, Киевской Руси. Петр Кралюк перекликается тематически со своим знаменитым земляком Иваном Корсаком. Они занимаются одним делом — закрывают «белые пятна», рисуют художественную карту героики, собственно, создают пантеон героики, которая критически не присутствует в массовом сознании украинцев. Важность этого дела сложно переоценить. А еще — Петр Кралюк мне импонирует тем, что исповедует художественный принцип «жизни, — как творчество, творчество — как жизнь». Он пишет роман «Корона дому Острозького» и сам живет в Остроге, является проректором «Острожской академии». Это красноречивый показатель того, что человек работает честно».