С самого начала земельной реформы власть взяла курс на рынок земли сельскохозяйственного назначения. Однако из-за неготовности к его внедрению, а теперь — из-за боязни того, что ее массово скупят, этот процесс постоянно откладывается. Среди последних обещаний — открытие рынка земли уже с начала 2016 года. Тогда же, в соответствии с Земельным кодексом Украины, заканчивается действие моратория на покупку-продажу земель сельскохозяйственного назначения.
Украине давно нужна новая земельная реформа. Она должна урегулировать рынок земли, передать ее в руки тех, кто действительно ее обрабатывает, ограничить право пользования землей латифундистов и крупных арендаторов (фактически — современных помещиков), значительно увеличить уровень занятости на селе, укрепить финансовую базу сельских общин. Реформа откроет пути для привлечения в сельское хозяйство кредитов и инвестиций, в том числе — иностранных.
При этом проблему рынка земли надо рассматривать в тесной взаимосвязи с проблемой становления системы сельскохозяйственного кредита.
Поэтому при подготовке новой земельной реформы следует учесть немало нюансов, которые необходимо закрепить в новом Земельном кодексе Украины.
• Во-первых, речь идет об отмене частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Земля переходит в государственную собственность и передается в пожизненную аренду с правом наследования тем, кто ее будет обрабатывать. Такая аренда почти не отличается от права собственности на землю. Крестьянину важно, что при таком условии он и его потомки имеют все права на пользование землей. При таких условиях он будет заинтересован в сохранении и повышении плодородия почвы и росте эффективности ведения хозяйства на земле.
• Во-вторых, чтобы процесс перехода от права собственности на землю к праву ее пожизненной аренды проходил наиболее безболезненно, владельцы земельных паев, проживающие вне населенного пункта, к которому приписана земля, и не работающие на ней, а также те, кто не в состоянии уже ее обрабатывать, в установленный законодательством срок должны свой пай передать сельскохозяйственному кооперативу или продать государству или тому крестьянину или переселенцу из города, который берет эту землю в пожизненную аренду для возделывания. Это улучшит материальное положение сельских пенсионеров, которые сегодня составляют достаточно значительную часть владельцев паев, или обеспечит получение средств их наследниками, которые переселились в города и землю не обрабатывают.
• В-третьих, следует учредить государственный земельный банк для торговли землей, которую владельцы паев сами продать не могут, а также для предоставления кредитов на приобретение права аренды земли.
• В-четвертых, все жители сел, в том числе пенсионеры, сельская интеллигенция должны иметь право на приусадебные земельные участки площадью, не больше установленного органом местного самоуправления размера. Жители городов должны иметь право на земельные участки под огороды, сады и виноградники в установленном законом размере.
• В-пятых, чтобы быстрее решить проблему жилья и сэкономить земли под такие застройки, государство должно способствовать реорганизации дачных поселков с капитальными домами. Например, взять на себя (в том числе на принципах государственно частного сотрудничества) расходы на их инженерное обустройство, строительство объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры.
Общая площадь земельных угодий в пользовании одного арендатора должна быть ограничена размером, который может обрабатывать его семья. Наемных работников арендатор может привлекать только на проведение сезонных работ (сев, уборка урожая) и не больше законодательно установленной численности.
Следует провести перезаключение договоров аренды с государством на новых условиях, вытекающих из требований новой земельной реформы. Латифундисты, которые сегодня преимущественно являются и зернотрейдерами, могут ими оставаться, пока такими не станут объединения сельскохозяйственных кооперативов.
В свою очередь, право пожизненной аренды может служить обеспечением погашения ипотечного кредита. Механизм ипотечного кредитования под арендованные участки земли ничем не должен отличаться от того, который установлен для ипотечного кредитования под залог земли, находящейся в полной собственности заемщика (сегодня в этой собственности находятся земли несельскохозяйственного назначения).
С целью преодоления противоречия между раздробленными земельными участками отдельных арендаторов и высшей эффективностью ведения крупных хозяйств (возможность применения мощной техники, соблюдения севооборотов, ведения многоотраслевого ведения хозяйства и т. п.) государство должно инициировать и оказывать соответствующую помощь в основании на селе разных типов кооперативов — производственных, обслуживающих, потребительских, кредитных. Именно кооперативы должны стать основной организационной формой ведения хозяйства на селе, поэтому им надо предоставлять соответствующее содействие со стороны государства и всего общества.
Кроме того, под эгидой Минагропрода надо, наконец, охватить все села страны кредитными союзами. На базе кредитных союзов со временем следует учредить местные кооперативные банки в соответствии со статьей 8 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». До основания местными банками центрального кооперативного банка надзор за деятельностью местных кооперативных банков и их регуляцию следует возложить на Национальный банк Украины. Кредитные союзы и кооперативные банки вместе с государственным земельным банком будут составлять систему сельскохозяйственного кредита.
Когда же украинское село возродится, пожизненную аренду земли можно будет заменить собственностью на землю, а рынок права аренды — рынком земли.
В начальный период проведение предложенной земельной реформы может немного снизить товарность сельского хозяйства. Именно поэтому ее необходимо провести быстро и четко, чему должна предшествовать широкомасштабная разъяснительная работа.
Разумеется, реформирование аграрного сектора экономики — достаточно сложный и ответственный процесс. Фактически с принятием нового Земельного кодекса Украины наша страна войдет в решающий этап реформирования сельскохозяйственного сектора АПК. В первую очередь будет возвращено на село многоотраслевое сельскохозяйственное производство, прежде всего животноводство, которое обеспечит страну соответствующей продукцией, новыми рабочими местами, органическими удобрениями, которые крайне нужны для выращивания органической растениеводческой продукции. Реформирование экономических отношений положит начало возрождению украинского села, уменьшит уровень безработицы на селе и затраты государства на выплаты помощи безработным, вернет миллионам крестьян чувство хозяина на земле и создаст условия для успешного ведения хозяйства на ней.