Кредиторы Украины затягивают переговоры по реструктуризации внешних долгов. Об этом на пресс-конференции заявила министр финансов страны Наталья Яресько. Времени для поиска компромиссного решения все меньше и меньше. «Июнь — очень критический месяц», — пояснила во время встречи с американским бизнесом в Киеве пани Яресько. Она также отметила, что нанятая в качестве консультанта по реструктуризации долгов компания Lazard делает все для успешного завершения переговоров.
К чему такая спешка? В Киев приехала миссия МВФ с двухнедельным визитом, чтобы проверить исполнение властью условий договора по основным сигнальным маякам утвержденной программы. От ее выводов зависит, дадут ли стране второй транш. Без решения проблемы внешних долгов сделать это будет очень сложно. «Я думаю, что кредиторы поймут, что нам нужно решение по времени. Потому что мы хотим договориться с ними до получения второго транша кредита МВФ», — подчеркнула Яресько.
Что сегодня мешает договориться? Комитет кредиторов Украины не видит «реальной работы по предложениям о реструктуризации» со стороны правительства Украины или его советников, говорится в письме комитета кредиторов, на текст которого ссылается Интерфакс-Украина. Но, вместе с тем, кредиторы не спешат отказываться от реструктуризации и подали КМУ новое детальное предложение по реструктуризации ценных бумаг, базирующееся на требованиях МВФ. «Оно является компромиссным между стремлением Украины снизить задолженность и желанием инвесторов избежать сокращения основной суммы долга. Комитет рассчитывает на официальное обсуждение это плана и на совместную работу (с украинскими властями. — Авт.) по обеспечению необходимой стране стабильности», — отмечает информагенство со ссылкой на этот документ. В Министерстве финансов пообещали в ближайшее время обнародовать ответную позицию. Когда это будет — пока неясно.
Тем временем КМУ пытается и с помощью других аргументов убедить кредиторов и инвесторов, что деньги ему можно давать. Так, Кабмин и НБУ работают над мерами по стабилизации финансовой ситуации страны. Отдельные детали из этих документов уже прозвучали.
Во-первых, новому руководству Государственной фискальной службы дали три месяца на проведение изменений в ведомстве и подготовку новой налоговой реформы. А пани Яресько подтвердила в разговоре с «Днем», что уже запущен механизм подготовки изменений в Налоговый кодекс. Дескать, по ее словам, сейчас через отраслевые ассоциации собирают предложения от бизнеса о том, надо ли менять число налогов и как.
Во-вторых, на этой или следующей неделе парламент должен утвердить в целом президентский законопроект №2742, которым НБУ избавляется от «обязаловки» перечислять свои доходы в госбюджет. Как пояснил первый заместитель главы НБУ Александр Писарук, наличие этой нормы привело сейчас к тому, что за прошлый год перечисления от регулятора составили 40% всех доходов госбюджета! В данном законопроекте предлагается установить, что с 2016 года перечисление части прибыли НБУ в государственный бюджет должно осуществляться только после формирования резервов Нацбанка. «НБУ не хочет жить под диктатом правительства в вопросе пересчета этих денег и хотел бы самостоятельно ими распоряжаться. Если документ примут, то теоретически на практике это также будет влиять на инфляцию в сторону ее уменьшения. Но в целом в борьбе с ростом цен это поможет только лишь частично, потому что инфляция зависит от множества других факторов», — считает народный депутат Иван Фурсин.
В-третьих, сейчас с МВФ обсуждается снятие административных ограничений на валютном рынке, что также поможет поднять экономическую активность в стране. А в пятницу на Раде реформ при Президенте Украины запланирована презентация НБУ проекта реформы долгосрочного развития финансового сектора.
Достаточно ли таких мер для переубеждения кредиторов? И насколько они будут эффективными для экономической стабилизации в стране? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Андрей НОВАК, глава «Всеукраинского союза ученых экономистов»:
— Сокращение налогов действительно нужно проводить. До сегодняшнего момента власть только задекларировала их уменьшение с 22 до 9, но по факту произошла лишь перегруппировка налогов. Даже более того — появились новые налоги (на недвижимость), на некоторые из них ставки повысили. Это привело к тому, что общая налоговая нагрузка возросла, и бизнес не хочет быть легальным плательщиком, особенно в условиях, когда эти собранные средства неэффективно используются в бюджете. Поэтому в бюджете появились проблемы с наполнением доходной части. Сокращение количества налогов — да, однозначно, чем скорее — тем лучше.
Уменьшение зависимости НБУ от правительства тоже нужно делать. Но на данный момент нельзя ликвидировать пункт об обязательном перечислении части доходов НБУ в бюджет. Ведь у нас , по сути, война. Кабмину не удастся наполнить бюджет полностью без использования эмиссионного дохода. Только когда украинская экономика возобновит рост, тогда можно его отменять. Следует останавливать девальвацию, уменьшать себестоимость украинской продукции и насыщать рынок отечественными товарами.
Думаю, что международные кредиторы согласятся дать Украине еще один шанс. Ведь в данном случае речь пойдет о поддержке страны, которая борется за будущее Европы и сохранение демократических правил для всего мира.
Сергей РЫБАЛКА, глава парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности:
— Меры — хорошие. Но чтобы успокоить экономику, во-первых, надо добиться выделения второго транша кредита МВФ.
Во-вторых — представить четкий план стабилизации банковского сектора. Александр Писарук пообещал подать этот документ на рассмотрение комитета в начале июня. Посмотрим. Ждем.
В-третьих, вместе с налоговиками подумать, как привлечь в страну инвесторов (возможно, налоговыми льготами, снижением ставок и т.д).
В-четвертых — пересмотреть учетную ставку НБУ в сторону снижения.