Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «чипах» дестабилизации

«Будущий политический разлом украинского общества пройдет по условной линии «партия потенциальных коллаборантов» против «партии сопротивления»
21 мая, 2015 - 13:22
ФОТО REUTERS

«Украинское правительство столь слабое и хрупкое, что даже слишком слабое, чтобы сделать необходимые вещи, чтобы построить единое и независимое государство», — такой комментарий дал Брюс Джексон, президент Проекта переходных демократий, американской некоммерческой группы, для New York Times. И добавил: «Возможно, наибольшее разочарование участников Майдана — это правительство во главе с паном Порошенко и премьер-министром Арсением Яценюком. До сих пор им не удалось выполнить обещания по искоренению повальной коррупции». Похоже, что наши глубинные проблемы становятся уже для всего мира «секретом Полишинеля».

После задержания двух «грушников» на Луганщине, которые с самого начала оказались охочими до разговоров, и выведения из Брянки других подразделений ГРУ ГШ РФ в места их постоянной дислокации в России, появилась определенная надежда на то, что Кремль сделает паузу в наступлении. Безусловно, это лишь пауза и Петр Порошенко сам заявляет, что возможное наступление россиян планируется на лето. История с «грушниками» Кремлю излишня несмотря на всю дерзость агрессора. И сколько бы Игорь Плотницкий (предводитель банды «ЛНР») не заявлял, что ГРУ — это теперь «милиция ЛНР», дав повод насмехаться над якобы элитными российскими подразделениями, миру окончательно ясно — российские войска в Украине присутствуют. И не просто присутствуют, а активно присутствуют. А это — агрессия, оккупация. Если оккупация, то, значит, ответственность за оккупированную территорию должна нести Россия, и «гуманитаркой» здесь не отделаешься. Именно поэтому России выгодно «в тихую» обменять российских солдат и, так сказать, закрыть тему. Виктор Медведчук, который является не только кумом Путина, но и спецпредставителем по гуманитарным вопросам в рамках трехсторонней группы по урегулированию ситуации на Донбассе, в этом направлении уже активно работает.

•  Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что мероприятия по возвращению двух российских военных внедряются по линии МИД РФ. Министр внешних дел РФ Сергей Лавров не постеснялся «слить» в своем выступлении «ЛНР» и «ДНР», объявив, что эти псевдореспублики должны быть частью Украины. Конечно, такие заявления являются лишь бутафорией и циничным маневром для того, чтобы в очередной раз подтвердить свою якобы непричастность к конфликту на Донбассе. Но показательным является и тот факт, что еще далеко не все осознали в России и на Донбассе, что для Кремля и свои солдаты, и эти уродливые квазиобразования с примитивными аббревиатурами, которые называют себя «республиками», и наконец народ, в том числе российский, является лишь условностью, а следовательно — ничем. «Холопий своих мы вольны жаловать и казнить» — знаменитая фраза царя Московского не утратила свою актуальность до сих пор. Московия угнетала свой народ в средневековье, она же уничтожала своих освобожденных пленных в казематах во времена Сталина, и она же сейчас отказывается от своих солдат, которых бросила воевать против украинского народа на чужой земле.

•  «На всех уровнях, устами президента России, в других форматах мы говорим, что мы за то, чтобы они (оккупированные территории. — Авт.) стали частью Украины», — заявил Лавров и опять расписал тему Минских соглашений, затронул вопрос децентрализации в Украине и конституционной реформы. Выступления министра внешних дел РФ чем-то напоминают рекламу аферы «МММ» 90-х годов. Все должны поверить словам «Лени Голубкова» и в очередной раз сыграть с ним в «перемирие». Война продолжается и будет набирать новые обороты, ведь в ход запущены механизмы, которые уже не всегда контролируются в Кремле. Путин сделал самое ужасное — он вскормил демонов зла, ненависти, мести, которым нужна новая и новая кровь. Заявления Лаврова, пленные «грушники», шесть убитых украинских военных только за 19 мая и три за 20 мая и постоянные вбрасывания в общество петард и гранат раздора — информационный фон последних недель. Относительно «петард» и «гранат», которые в итоге превращаются в реальные мины и снаряды, стоит поговорить отдельно.

•  В украинском обществе явно образуются два берега, два центра. Центр интеграции, единения и эпицентр дестабилизации. Причем как на уровне политической жизни, так и в разных ступенях общества. Проявляется эпицентр дестабилизации от извечных политических «разборок» и шоу до отравляющих инъекций в общество для все новых и новых волн возмущения и антагонизма.

•  Недавно я нашел один журнал, который позиционирует себя как патриотическое издание. Заголовок, вынесенный на обложку этого глянца, меня резанул — «Украина может стать успешной и без Крыма и Донбасса». Украинца из Луганска такие заявления, украшенные венками и национальными цветами, бьют током, тем более что мы фактически уже год без Крыма и без Донбасса. Можно себе представить, что такие заявления значат для военных, которые потеряли на этой войне побратимов, а сами остались калеками на всю жизнь. Кому, как ни украинским переселенцам из Донбасса и военным, почувствовать, что на самом деле означают подобные фразы, озвученные на широкую общественность, да еще и с обложек проукраинских изданий. Это морфийный яд эвтаназии для нашего государства — уснуть вечным сном. «Чтоб не молился я, не плакал, умирая. А сладко задремал»... И самое страшное, что озвученный случай является лишь эпизодом.

Глава Луганской военно-гражданской администрации Геннадий Москаль, который давно уже превратился в медийную персону, для чего-то решил позаигрывать с неоднозначными лозунгами. Все началось с высказываний с присущей Геннадию Геннадиевичу горячностью в лицо луганчанам. Луганчане в оккупации должны пить мочу, а не пиво, потому что голосовали на «референдуме» — такое довольно натуралистическое мнение Москаля. Соответственно, информационное пространство Луганщины заштормило, и это в то время, когда следует, наоборот, его всячески сцеплять.

•  Все больше я наблюдаю, как в самые сильные, самые перспективные звенья нашего общества вживляются «чипы» дестабилизации. Например, можно заметить, как уважаемый раскрученный в сети интернет волонтер в определенный момент заявляет во всеуслышание, что оставляет это благородное дело, ведь, оказывается, кормил солдат «на убой» и вот теперь «прозрел» и призывает остальных одуматься — «солдат убивают, а мы делаем все, чтобы они оставались на фронте».

«Моча» для луганчан, «Украина и без Донбасса может...», да еще и целые телеэфиры на общенациональных каналах, на которых поднимается вопрос автономизации, наталкивают на отдельную мысль. Очевидно, такие явно антигосударственные темы разрешено поднимать. Возможно, это определенный кем-то курс? Существует определенный коридор допустимого, через который иногда случайно, иногда целеустремленно в наши жилы впрыскивается упомянутая жидкость для эвтаназии. Она легко всасывается жилами тех, кто не доволен жизнью и готов беды и трудности переводить на отдельные раздражители. Простые же ответы на сложные вопросы и являются источником больших бед.

•  Что можно противопоставить этой опасности упрощения и примитивных рефлекторных реакций на провокации, которые легко прогнозируются? Как подтолкнуть организм народа к органической выработке противоядия, к созданию альтернативы центрам дестабилизации? Безусловно, нужна аккумуляция внимания общества вокруг базовых национальных ориентиров, в которых апелляция к подсознательным принципам должна сочетаться со стратегическим прагматизмом, от культурных общих знаменателей и инстинктов выживания народа до осознания ответственности перед следующими поколениями, которым еще придется жить рядом с источником маниакальной имперской агрессии. «Как сказала мне одна умная женщина, главный редактор уважаемой газеты, будущий политический разлом украинского общества пройдет по условной линии «партия потенциальных коллаборантов» против «партии сопротивления», — написал у себя в ФБ народный депутат Борис Филатов. В политической сфере действительно необходима Партия сопротивления пророссийским коллаборантам, задача которых — присосаться к телу Украины. Их логика понятна: «после нас хоть Россия». Это те, кто под десятками разных знамен расшатывают страну в самое ответственное для нее время.

«БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ПЛОХИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ»

Евгений ГОЛОВАХА, социолог:

— Безусловно, существуют элементы целеустремленной пропаганды, в том числе и с использованием сети интернет с неслучайными комментариями. Возможно, существуют и заказные статьи, направленные на дестабилизацию в стране. Но главным фактором является то, что люди ищут возможные выходы из сложившейся сложной ситуации. Люди избегают неопределенности, потому они ищут конкретику. Это обратная сторона плюрализма. Нужно, чтобы общество в таких дискуссиях выработало взгляд на будущее. Это уже зависит от тех, кто считает себя ответственным. Не думаю, что здесь конспирологический фактор является определяющим.

Если же с плюрализмом покончить, так сказать, на время войны, то тогда будет пожизненная война. Она никогда не окончится, потому что очень удобно руководить страной, когда нет плюрализма. Общество должно привыкать к тому, что мир сложен. Не нужно давать такое искушение установить режим, подобный путинскому. Это испытание на зрелость общества, и мы его должны выдержать, но не путем ограничения свободы.

Люди, на которых лежит ответственность, должны быть выдержанными. Это и есть та европейская политкорректность, к которой мы хотим приобщиться. Кстати, западные политики тоже очень тяжело это усваивали. И у них были накладки. Но они привыкают, и мы должны привыкать. У нас есть эмоции, есть советское прошлое, но нужно приучаться к сдержанности. Безответственные высказывания действительно могут привести ко многим плохим последствиям.

Пророссийские силы в настоящий момент вообще в меньшинстве. И дожимать их не нужно, потому что это опять приведет к тому, что будет обратная волна. В том-то и проблема, что существует искушение иметь только патриотический блок, который будет делать все что захочет. Существует оппозиция, которая отражает мнение определенной части общества, у нее есть свой электорат. И никуда от этого не деться. Нужно учиться жить в таких условиях. На Западе научились жить даже с теми, кто отражает интересы шовинистов. Во Франции с Ле Пен, в Австрии с Хайдером. У них есть антидемократы, антиевропейцы. Только тогда мы станем сильными и демократичными, когда сможем принимать мнение противоположной стороны. К этому мы и стремимся.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ