Рынку такси готовят реформу. С предложением начать обсуждение, какой она должна быть, в парламент, правительство и Национальный совет реформ при Президенте Украины обратилась Украинская таксомоторна ассоциация. Как объяснил ее глава Андрей Антонюк, приведение всех игроков к единым правилам поможет навести порядок в этом секторе и улучшить качество предоставляемых услуг.
В Украине сейчас работает около 200 тысяч экипажей такси, говорит глава Украинской таксомоторной ассоциации. «Подавляющее большинство машин уже выработали свой ресурс и находится в аварийном состоянии. Создается существенная угроза для безопасности пассажиров. Кроме того, легальные такси находятся в неравных условиях по сравнению с теневыми перевозчиками», — отметил Антонюк.
На его взгляд, совместная разработка правил игры для рынка позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней в 60—70 раз. «Рынок такси в Украине мы оцениваем в 25 миллиардов гривен. При этом легально работают около 1% такси. По факту в бюджет они платят лишь 30 миллионов гривен. Легализация рынка позволит увеличить поступления по единому налогу на 600—800 миллионов гривен в год, по единому социальному взносу — до 1,4—1,7 миллиарда гривен. Суммарно это 2—2,5 миллиарда гривен в год», — объяснил глава Украинской таксомоторной ассоциации Антонюк. Именно таких средств, с его точки зрения, было бы достаточно, чтобы обеспечить лекарствами службы скорой медицинской помощи на 14 лет или удовлетворить половину потребностей Минобороны в закупке и ремонте военной техники. При этом реформа рынка такси не требует никаких расходов для государства, убежден Антонюк.
К слову, о реформе такси в Украине говорят уже давно — 24 года. Но ничего из этого так и не вышло. О том, каковы шансы, что эта попытка будет успешной, «День» спросил главу «Профессионального союза таксистов Украины» Василия ПОПИКА.
— Реформы нет, потому что у органов власти нет желания ее проводить. Наработанных проектов было больше пяти, и они более-менее нравились всем участникам рынка. Но то власть меняется, то «щеки раздувают» карманные общественные организации. А реформа рынка такси нужна.
Начинать ее следует с установления контроля. Сегодня есть законы «Об автомобильном транспорте» и «О лицензировании определенных видов деятельности», но они не выполняются. Также должны заработать уже действующие законы. Нужно прописать прозрачные действенные механизмы контроля над нелегальным перевозчиком, правила деятельности диспетчерских служб, которых сегодня нет.
В чем проблема? Когда клиент вызывает такси, то его местонахождение и номер телефона знают все службы такси. Это ненормально. Как потребитель я бы не хотел, чтобы эта информация разносилась по всему Киеву. К тому же сегодня каждый, имея мобильный телефон, можно стать таксистом за пять минут. Это тоже неправильно. Компания диспетчерской службы должна отвечать за свою деятельность, а она этого не делает.
По сути, у клиентов лишь один вариант: пользоваться брендовыми службами такси, которые отвечают за своих таксистов. Что сегодня представляет собой рынок такси? На нем много нелегалов. По нашим оценкам, более 75% рынка такси пребывает в «тени».
Сегодня легально работающий таксист платит в бюджет ежемесячно почти 700 гривен: 240 гривен единого налога и 450 гривен единый социальный взнос. Учитывая, что сегодня в Украине работает 220 тысяч таксистов, все они должны были бы платить почти 2 миллиарда гривен. Поскольку легально работает только четверть из них, то в бюджет доходит 462 миллиона гривен.
Вся философия реформы рынка такси должна строиться на том, чтобы упростить работу таксистов. Сейчас человек, поверивший государству и купивший лицензию на этот вид бизнеса, купил не право работать, а только право проверить, готов ли он к этому. Ведь «Укртрансинспекция» проверяет соблюдение инспекционных условий, а вот эффективного механизма отсеивания нелегалов нет. Поэтому, полагаю, нужно предоставить сотруднику ГАИ или работникам будущей полиции право в случае нарушения правил дорожного движения водителем, на авто которого есть знак такси, проверить разрешительный документ. Если такого документа нет, то разрешить изымать машину. И это бы сразу подействовало и отбелило рынок. Мы неоднократно предлагали ввести такую практику, но пока еще нас не слышат.
Еще один неотложный вопрос — таксометры. С 1 января 2016 года (в соответствии с обновленным Налоговым кодексом) у таксистов отнимается право на упрощенку. Таким образом, они должны устанавливать не таксометры в своих авто, а кассовые аппараты. Это проблема, потому что кассовый аппарат требует отдельного бухгалтера, то есть дополнительных расходов. Мы против этого, и будем доносить свою позицию правительству и депутатам.