Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Солнечные импрессии Виктора Чауса

К 75-летию выдающегося украинского художника
29 мая, 2015 - 11:27
«ПЕРЕД СПЕКТАКЛЕМ»
«СЕНОКОС»

Художник родился 5 июня 1940 года в поселке Ямполь Донецкой области, а профессиональные навыки получил в Крымском художественном училище. В 1966 году сдавал экзамены в Харьковский художественно-промышленный институт, имеющий очень крепкие «цеховые» традиции: в 1920—1930 годах здесь преподавали талантливые новаторы украинской живописи: Анатолий Петрицкий и Федор Кричевский, несколько позже — Николай Самокиш, Михаил Дерегус и другие мастера, заложившие фундамент «харьковской школы живописи» послевоенного периода. Виктор Чаус учился в институте на факультете монументально-декоративной росписи у талантливых преподавателей С. Солодовника, Е. Егорова, А. Колесника и Б. Косарева. В 1971 году он защитил диплом: создал непревзойденную роспись для музея Григория Сковороды и в том же году становится ассистентом, а несколько позже — старшим преподавателем кафедры живописи.

Рассматривая полотна этого мастера, нетрудно заметить, что он считает интересными все жанры, потому что пишет достаточно много и портретов, и натюрмортов, и пейзажей. Однако кажется, что наиболее ярко его талант раскрылся именно в жанровых произведениях, большинство из которых посвящено украинским народным традициям. Сегодня вряд ли реально существует этот идиллический мир, однако на картинах художника о наших корнях напоминают замечательные парни и девушки в национальных костюмах, кружащие в неистовом танце. Обращаясь к народной тематике, довольно трудно не поддаться ее волшебству — следовательно, художник создает определенный архетип, который повторяет известные типы девушек в наследие О. Архипова («Темный танец» 1912 г. «Молодая крестьянка в желтом платке» 1916 г.) и персонажей блестящих импрессионистических шедевров  А. Мурашко, которые написаны в Украине.

И эти параллели с признанными мастерами живописи возникают вовсе не случайно: у Чауса есть та же способность «чувствовать» цвет, создавать новые гаммы изысканных красок, он тщательным образом выписывает эффект света солнечных лучей, которые акцентируют зрительское внимание на натуре, а затем — словно «тают» в воздухе. Мастер темпераментно и сочно накладывает на полотно густую, почти не разбавленную краску и с вдохновением создает мозаику из белых, розовых, желтых и красных цветных пятен, подчеркивая впечатление активного жизненного движения вокруг главного персонажа.

Наиболее ярким и выразительным примером специфической техники, присущей творчеству Виктора Чауса, являются его известные жанровые полотна «Червона Рута», «Праздник в селе», «Ярмарка». Стоит вспомнить и картину  «Красные бусы», где красивая молодая женщина в яркой праздничной национальной одежде сидит у самовара, — в этом произведении, как, кстати, и во многих других, есть сочетание жанров портрета и натюрморта, дополняющих друг друга. На картине «За шитьем» мы видим молодую женщину в саду, среди зеленого гомона роскошных деревьев-великанов и лучей ослепительного летнего солнца. В полотне «Солнечные зайчики» — тот же сюжет, однако здесь модель полуобнажена и изображена художником со спины, а композиция построена на достаточно сложной мозаике из сияющих лучей, солнечных зайчиков.

Между прочим, тема природной стихии, которую художник полюбил еще во времена студенческих пленэров, интересно отразилась в серии пейзажей. К счастью, художник имел возможность много путешествовать не только по украинскому Крыму, но и Англии, и даже Арктике. В память об этих путешествиях остались замечательные полотна: «Улица Бродстрейля», «Пейзаж с парусами», «Лодки», «Яхты Ла-Манша». Жанр натюрморта подарил поклонникам таланта Виктора Чауса такие замечательные полотна, как «Гладиолусы» и «Цветы», а «Автопортрет в красном» позволяет нам увидеть самого художника в довольно необычном, однако действительно свободном, сугубо эстетском ракурсе.

Кроме традиционных отечественных выставок, Виктор Чаус представлял свою импрессионистскую живопись на международных экспозициях, в частности  на «Выставке Советской живописи» в городе Токио, а в 1992 году состоялись две большие выставки в Чикаго и Берлине. С 1998 года он — председатель секции живописи Академии дизайна и изобразительного искусства, с 1999-го — профессор кафедры живописи Харьковского художественного института. Немало первоклассных образцов живописи Виктора Чауса хранятся в частных коллекциях Японии, Израиля, Германии, Польши и США.

Фоторепродукции картин предоставлены автором

Елена ШАПИРО, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ