Игроки рынка электронной коммерции утверждают, что украинцы, несмотря на общие показатели падения продаж, предпочитают делать покупки через Интернет. Так, согласно результатам исследования, которое провели Украинская ассоциация директ-маркетинга (УАДМ) в сотрудничестве с Ukraine Digital News (UADN), а также в партнерстве с ведущим венчурным фондом AVentures Capital, общий объем рынка e-commerce по итогам 2014 года составил $1,6 млрд (в объем включены только B2C-продажи новых товаров). По сравнению с 2013 годом, рынок электронной коммерции вырос в гривне на 19%, а в долларах — упал на 20%. Многие сегменты сократились в валюте из-за сильного падения курса гривны. Но фактически рынок e-commerce Украины в денежном выражении вернулся на уровень 2012 года.
Сегмент «Электроника и бытовая техника» продолжает удерживать лидерство с точки зрения наиболее продаваемых товаров в Интернете. По оценкам УАДМ, объем сегмента по итогам 2014 года составил $750 млн. Его падение относительно 2013 года в долларах составляет 25%, при этом рост в гривне — 11,3%. Если учитывать электронику и бытовую технику, которая реализуется продавцами через маркетплейсы Prom.ua и All.biz, объем сегмента составил $760 млн.
По оценке экспертов рынка, конверсия из посещений в покупки снизилась в 2014 году относительно 2013 года, в среднем, на 30% по сегменту. Средний чек по данной категории товаров вырос в среднем на 80% в гривне.
Еще один наиболее развитый сегмент в online-fashion (одежда и обувь). По оценке УАДМ, объем сегмента по итогам 2014 года составил $131 млн. Падение в 2014 году по сравнению с предыдущим 2013 годом в долларах составляет 13%, при этом рост в гривне — 9,6%. С учетом продаж одежды и обуви, реализуемых продавцами через маркетплейсы Prom.ua и All.biz, объем сегмента составил $168,8 млн.
По оценкам экспертов рынка, средний чек в данной категории товаров в 2014 году относительно 2013-го вырос в среднем на 19,6% в гривне.
По-прежнему перспективным для продаж в online остаются сегменты «Товары для детей» (в гривне сегмент значительно вырос, в долларах — остался на уровне 2013 года), «Товары для авто» и «Парфюмерия и косметика» (сегменты выросли и в долларах, и в гривне относительно 2013 года).
Более популярными становятся продажи строительных материалов через Интернет.
Кроме этого, основной тенденцией прошлого года явился переход потребителей от покупки дорогих брендов к более дешевым. По прогнозам, данный тренд сохраниться до тех пор, пока в Украине не начнется экономический рост и доход населения не будет расти пропорционально ценам на товары.
Представители рынка не берутся давать какие-либо прогнозы по развитию рынка e-commerce на 2015 — 2016 гг., но отмечают, что если ситуация стабилизируется, на уровень 2013 года по показателям он сможет вернуться не ранее 2018 года.
«Безусловно, события на уровне страны и всей экономики за крайние полтора года наложили свой отпечаток на развитие всех сфер. И электронная коммерция, несмотря на тенденции роста в докризисный период, не осталась без влияния. Мы предполагаем, что при сохранившемся темпе роста среднего чека и количестве заказов в основных категориях товаров рынок электронной коммерции в 2015 году упадет около 45% в долларах относительно прошедшего года и вырастет в гривне примерно на 25%. При условии стабилизации ситуации мы ожидаем, что на уровень 2013 года рынок выйдет в середине 2018 года, — комментирует ситуацию Валентин Калашник, президент УАДМ. — Важно понимать, что e-commerce является одной из наиболее перспективных для развития отраслей, а многие из категорий товаров в онлайн-пространстве растут в условиях падения самого рынка».