Национальная денежная единица опять начала ослабевать. В последнюю неделю курс «сполз» с отметки 21,05 до 22 с чем-то гривен за доллар. В НБУ падение гривны объяснили «динамикой поступления валютной выручки в страну» и призывают не паниковать. «В один день может заходить немного больше выручки, в другой — меньше. На прошлой неделе мы покупали валюту, поскольку валютной выручки поступило больше», — объяснил заместитель председателя Национального банка Украины Олег Чурий. По его словам, Нацбанк и дальше придерживается стратегии плавающего валютного курса, в рамках которой такие колебания являются нормальными. «У нас нет желания держать курс фиксированным. Сейчас у нас плавающий курс, достаточно широкий диапазон — 21-23 гривны за доллар. Это 10%. Мы не против того, чтобы он колебался в этих пределах», — объяснил заместитель Гонтаревой. Также Чурий прибавил, что НБУ вместе с МВФ разработал план по снятию ограничений на валютном рынке. Впрочем, этот документ начнет действовать, когда достигнут определенных макроэкономических показателей. Правда, каких — не уточнил. По-видимому, речь идет об итогах отчета очередной миссии МВФ, который появится до 10 июля.
• Экономических оснований для девальвации гривны нет, в то же время говорит «Дню» глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. По его словам, на неэкономичный характер девальвации указывает позитивное торговое сальдо Украины за первый квартал 2015 года. Российского газа покупают меньше, а общий валютный спрос физических и юридических лиц снизился. Так что же толкнуло нацвалюту опять вверх? «Девальвация — это следствие провальной политики правительства и НБУ. По этой причине гривна может и дальше ослабевать... Очередная волна ослабления национальной валюты объясняется провалом внешних вояжей правительственных чиновников, провалом переговоров по реструктуризации долгов и неприятием Верховной Радой предлагаемых Минфином резолюций. На эти события рынок отреагировал всплеском негативных ожиданий, что и породило волну девальвации. Никаких экономических оснований для падения нет», — отметил Новак.
• На другие причины указывает главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран. «Обусловило девальвацию начало выплат вкладчикам крупных банков, таких как «Дельта» и «Надра». Хотя НБУ такое объяснение отбрасывает, мотивируя тем, что у населения есть возможность покупать валюты ежедневно не больше, чем на три тысячи гривен. Но речь идет о денежном обороте. Получив средства, часть вкладчиков поменяла их на валюту, еще часть — потратила на приобретение товаров или услуг. У НБУ нет реальных механизмов «связать» эту гривну, потому она выплеснулась на рынок и «вылезла» на валютном рынке», — объясняет эксперт. А в целом, продолжает Шапран, национальная единица остаеся недооцененной. «Я могу согласиться с НБУ, что волноваться не стоит, потому что колебания совершенно небольшие. Мы ждали, что такая ситуация возможна», — объяснил он.
• «Если ничего не изменится в правительстве и НБУ, то постоянно будем наблюдать девальвацию гривны», — считает Новак. Впрочем, оба эксперта убеждены, что гривна будет относительно спокойной в ближайшие месяц-два. Причем кредит МВФ не будет играть ключевой роли в этом. Куда более важно, считают эксперты, какую политику поведения с национальной единицей в дальнейшем выберет Нацбанк. А здесь могут быть сюрпризы.
Дополнительным фактором покоя для гривны может стать и снижение учетной ставки НБУ, о чем осторожно намекает регулятор. Пока что сделать это ему мешает высокая инфляция. За пять месяцев текущего года цены в Украине выросли на 40,1%. Но в мае 2015 инфляция замедлилась до 2,2% после резкого роста до 14% в апреле и 10,8% — в марте. Весенний рывок инфляции вызван девальвацией и административным повышением тарифов, объяснили в НБУ. «В настоящий момент мы видим, что это уже пошло на убыль. Мы считаем, что инфляция и дальше будет снижаться», — говорит Чурий. А замедление инфляции, по его словам, это «первый сигнал, который уже вынуждает задуматься над снижением ставки». «В принципе, при последующем снижении инфляции этот естественный вопрос — снизить учетную ставку», — отметил заместитель главы Нацбанка. Изменять или нет учетную ставку, НБУ решит в конце июня на заседании монетарного комитета.
• Между тем Шапран предлагает еще два шага для укрощения инфляции. Первый — разобраться с реальной стоимостью коммунальных тарифов. Ведь, продолжает эксперт, не может быть так, что население покупает газ за 320 долларов за тысячу кубометров, а Россия удовлетворила последнюю газовую заявку от Украины по цене 260 долларов. К тому же есть и внутренняя добыча газа. Второй — проводить политику, направленную на ревальвацию.