Со вступлением в силу законов о декоммунизации, у местных общин есть девять месяцев для того, чтобы добровольно переименовать населенные пункты, города и улицы, которые содержат советские названия. В противном случае за них это сделают председатели областных государственных администраций. По подсчетам одного из идейных вдохновителей и разработчиков законов о декоммунизации, представителя Украинского института национальной памяти в Черниговской области Сергея Бутко, без учета сел в Украине переименованию подлежат 28 городов и 47 поселков городского типа. Наибольшая концентрация населенных пунктов, которые нужно переименовать, — на востоке Украины, в зоне боевых действий.
Опираясь на мнения краеведов и историков
О подходе к переименованию на Черниговщине
По предварительным подсчетам экспертов, на Черниговщине должен быть переименован 715населенный пункт, в том числе город районного значения Щорс. Из 22 районов области переименование населенных пунктов не коснется лишь трех. А вот памятники тоталитарной эпохи придется сносить всем. До недавнего времени в области насчитывалось 36 памятников Ленину. Всех их планируют демонтировать.
ССЫЛКА НА АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
По словам директора Департамента информационной деятельности и коммуникаций с общественностью Черниговской областной государственной администрации Андрея Подорвана, органы исполнительной власти начали действовать для полного и безоговорочного выполнения всех пунктов законов о декоммунизации. «Мы планируем на местах обобщить перечень населенных пунктов, которые должны быть переименованы (такой список уже составлен предварительно), — рассказывает чиновник. — По предварительным подсчетам, нужно переименовать более семи десятков населенных пунктов. Особое внимание нужно уделить таким районам, как Борзнянский, Коропский, Менский и Прилуцкий».
Также, по словам Андрея Подорвана, в облгосадминистрации планируют обобщить перечень улиц, площадей и других объектов, которые подлежат переименованию, а также перечень памятников и других изображений, которые должны быть демонтированы.
На Черниговщине только один город районного значения подлежит переименованию — Щорс. До 1935 года Щорс носил название Сновск. По мнению представителя Украинского института национальной памяти в Черниговской области Сергея Бутко, логично было бы вернуть городу его историческое название. Впрочем, последнее слово должны сказать местные общины и органы власти. Ведь именно на них законодатель возложил ответственность за освобождение от коммунистического наследия.
«По предварительным оценкам, которые не являются окончательными, кроме города Щорс на Черниговщине нужно переименовать 71 населенный пункт в 19 районах области, — отмечает ученый. — Только в трех районах — Варвинском, Куликовском и Сосницком, все в порядке». По словам представителя Украинского института национальной памяти, переименование населенных пунктов не будет бездумным. Относительно каждого населенного пункта будут подниматься архивные документы. Значительный объем работы займет переименование улиц, переулков, площадей, скверов и других объектов топонимики. Поэтому ученые призывают общественность и краеведов помогать в обсуждении и подавать собственные предложения.
«ПРОВЕСТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ УЧЕНИЙ»
В свете законов о декоммунизации на переименование улиц, площадей и населенных пунктов, а также демонтаж памятников и символики тоталитарной эпохи местным общинам отведено девять месяцев. В Черниговской областной государственной администрации обещают сделать этот процесс максимально безболезненным и результативным.
Как заверил Андрей Подорван, переименование не потянет из бюджета много средств и будет проводиться по мере финансовых возможностей местных бюджетов. По его словам, чтобы сделать процесс декоммунизации максимально результативным, областная власть будет предлагать местным государственным администрациям создавать рабочие группы. Среди своих главных задач в данном вопросе власть видит проведение соответствующих учений с председателями территориальных общин и донесение до них алгоритмов переименования с учетом мнения общественности.
«За шесть месяцев сельские, поселковые и городские советы должны принять соответствующие решения, — отметил Андрей Подорван. — Если на протяжении полугода местные советы не смогут принять таких решений, решение о переименовании или демонтаже может быть принято распоряжением сельского или поселкового председателя либо же мэра города». Также, по словам областного чиновника, законодатель отвел дополнительно три месяца на размышления местным общинам. Если же через девять месяцев в территориальной общине не переименуют улицы или населенные пункты либо же не демонтируют тоталитарную символику, председатель ОГА своим распоряжениям сделает это за них. «Наша задача — провести как можно больше учений, чтобы не вышла ситуации, когда через 9 месяцев председателю ОГА придется переименовывать половину области», — отметил Подорван.
ВОПРОС НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ученый секретарь Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» Сергей Черняков рассказывает, что лишь в областном центре около ста улиц, переулков и площадей, в которых используется символика коммунистически-тоталитарного режима.
Историк предлагает вернуть населенным пунктам и улицам исторические названия. Впрочем, просит не забывать и о новых героях, которые погибли на востоке Украины, защищая от агрессора Родину. «Надеемся, что в Чернигове вскоре появятся улицы с историческими названиями, такими, как: Ильинская, Елецкая, Воскресенская, Хлебопекарская, — говорит Сергей Черняков. — Это названия улиц, которые отображают многовековую историю города». Также ученый предлагает изменить и русскоязычные названия некоторых улиц Чернигова на украинский аналог.
А вот так называемую Аллею Героев в Чернигове историки предлагают переименовать в Центральную аллею Чернигова. Вместе с тем они высказались за полный демонтаж бюстов большевиков (напомним, о спорах относительно судьбы аллеи «День» писал в №23 от 12 февраля 2015 года). На месте аллеи историки предлагают установить обычные парковые скульптуры и сделать аллею местом свободного отдыха.
Торможение же процесса декоммунизации ученые расценивают не иначе как игру на руку врагу. «Декоммунизация, ее ход, отношение к ней органов власти, руководителей и депутатов всех уровней является вопросом национальной безопасности, — убежден представитель Украинского института национальной памяти Сергей Бутко. — В данном случае вопрос стоит ребром: ты за Украину или против нее? Любое противодействие со стороны органов местной власти будет на руку агрессору».
Виталий НАЗАРЕНКО, Чернигов
Елисаветград нельзя Ингульск
В Кировограде продолжается полемика об изменении названия областного центра
Без преувеличения историческое решение Верховной Рады о декоммунизации украинской действительности побудило кировоградцев опять задуматься над запущенными проблемами и избавиться амплуа «красного пояса», которым была подпоясана Украина в течение десятилетий. В продолжение слушаний на тему переименования областного центра, которые периодически происходят в областном центре и фактически не имеют решающих результатов, в Кировоград недавно съехались ученые со всей Украины, чтобы в рамках Всеукраинской научно-практической конференции наработать профессиональные рекомендации о переименовании города.
Ныне в Кировограде насчитывается 67 названий советского периода, почти половина из них представляет историю региона, другая половина — историю города. После Революции Достоинства город избавился от памятника С. Кирову, площадь Кирова переименована на Героев Майдана, несколько улиц получили названия в честь Героя Небесной Сотни и погибших участников АТО (в частности улица Дзержинского стала им. Чмиленко, Фрунзе — Юрия Олефиренко, Новороссийская — Романа Майстерюка и тому подобное). Однако глобально проблема переименования и наименования кировоградских географических названий все еще упирается в отсутствие общей топонимической концепции. Собственно, один из ее вариантов и предложил на недавних общественных слушаниях кандидат исторических наук, краевед Николай Тупчиенко. Концепция основывается на музейном подходе, который предусматривает максимальное сохранение аутентичных названий улиц города, которые возникли в разные эпохи, имеют значительный период бытования и утвердились в исторических документах и народной традиции. По словам Н.Тупчиенко, процесс переименования топонимов в Кировограде проходит на фоне борьбы между сторонниками новой исторической реальности и ее противниками. То есть принципы наименований сводятся к двум подходам: максимально сохранить старые советские названия и максимально оправдать новые, которые отражают реалии украинской истории и культуры. Авторы концепции пытались найти единый подход к топонимической политике в Кировограде, который опирался бы на оценку исторической значимости. Однако как засвидетельствовал шквал критики (часть этой критики касалась аргументов автора в интересах названия города Елисаветград, якобы в честь святой Елизаветы, а не царицы Елизаветы), музейный подход не отвечает требованиям общественности.
Участники слушаний также не восприняли предложение авторов выдерживать 10-летний «мораторий» на переименование улиц в честь умерших деятелей культуры, науки, а также новейших героев, которые погибли во время проведения АТО. Кстати, должны что сказать и сторонники так называемого русского мира, коммунисты, которым трудно понять, настолько губительной является советская идеология для будущего Украины. Они апеллируют к прошлой мощи Советского Союза и прогнозируемо предлагают не трогать топонимы-советизмы, в том числе и название Кировоград.
Сильным среди общественности является и запрос на название Елисаветград, которое дано при основании города. Однако и здесь «елисаветградцы» разделились: одни считают, что это название происходит от имени Святой Елизаветы (якобы в ее честь была названа крепость, которая дала начало современному городу), другие — в честь царицы Елизаветы Петровны, по чьему приказу в 1754 году построена одноименная крепость.
Зато группа интеллигенции (среди них академик, профессор Григорий Клочек, председатель областного Союза писателей Василий Бондар, председатель кировоградской областной организации «Просвіта» Александр Ратушняк и другие) уверена, что возвращение Кировограду название Елисаветград идеально вписывается в проект «Новороссия» путинской концепции «русского мира», о чем в эфире телеканала «Россия» заявил главный пропагандист Кремля Дмитрий Киселев (программа «Вести» от 12.04.2015).
Всеукраинская научно-практическая конференция «Переименовочные процессы в топонимике как ценностный выбор украинского общества» засвидетельствовала, что без профессиональных экспертных рекомендаций будет очень трудно выбрать оптимальный вариант названия для Кировограда.
Как оказалось, украинские ученые (среди них директор Института национальной памяти Владимир Вятрович, доктор исторических наук, профессор Института украинской археографии и источниковедения имени М. Грушевского НАН Украины Виктор Брехуненко, доктор исторических наук, директор научно-исследовательского института казачества Тарас Чухлиб и другие ученые из Киева, Днепропетровска, Днепродзержинска, Одессы) единодушны в своих предложениях относительно переименования населенных пунктов и Кировограда в частности. Специалисты считают, что выбор названий для населенных пунктов должен происходить по критериям, которые удостоверяют историческую самобытность, самодостаточность и европейскость нации и государства. Такими критериями являются деколонизация, украиноцентричность, краецентризм, уникальность, толерантность и неперсонализованность.
Ученые считают, что оптимальным для Кировограда является топоним Ингульск, который напоминает историю города в казацкие времена, перекликается с административно-территориальной единицей Вольностей Войска Запорожского Низового — Ингульской паланкой, расположенной на пограничье Кировоградской, Днепропетровской и Николаевской областей. К тому же на европейских картах 1750—1779-х гг. крепость Святой Елизаветы обозначена как Ингулгород. Во время конференции ученые резко раскритиковали позицию отдельных кировоградских общественных деятелей относительно переименования Кировограда в Елисаветград. Не получило поддержки от специалистов и название Златополь, которое до недавнего времени лоббировала местная интеллигенция.
По мнению доктора исторических наук, профессора Тараса Чухлиба, изменение русского советского названия на российское имперское будет означать признание, что нам, украинцам, хорошо быть порабощенным Россией. Кроме того, профессиональные историки напомнили кировоградцам еще один доказанный факт: в действительности крепость Святой Елизаветы не была первым поселением на нашей территории. Первоисточником появления города были казацкие поселения, которые и «подпитывали» крепость после ее основания. Историки объяснили и то, почему нельзя считать, что название Елисаветград происходит от названия Святой Елизаветы, а не от имени царицы Елизаветы Петровны. Подобно Санкт-Петербургу, Екатеринославу, Екатеринбургу имперская Россия целеустремленно использовала царские имена и имена святых. Такова имперская завуалированная пропаганда, на крючок которой попали и некоторые современные кировоградцы, которые ностальгируют по старым названиям.
Итогом конференции стало обращение к депутатам Верховной Рады Украины с призывом на законодательном уровне сделать невозможной реанимацию российских имперских названий на территории Украины, внеся соответствующие изменения в украинское законодательство. Кроме того, участники конференции поставили свои подписи и под обращением к депутатам Кировоградского городского совета с просьбой учитывать национальные интересы Украины, принимая решения о переименовании Кировограда.
Следующим этапом после общественных слушаний должно стать привлечение к этому процессу власти, депутатов, а также определение методики выбора нового названия Кировограда и представления его на утверждение в Верховную Раду Украины. Один из возможных вариантов — выяснить новое имя путем опроса вместе с местными выборами, которые должны состояться осенью.
КОММЕНТАРИИ
«ТОПОНИМИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ — МАРКЕРЫ ВАЖНОГО»
Владимир ВЯТРОВИЧ, директор Института национальной памяти:
— Вопрос переименования городов и смены памятников очень активизировался после принятия законов о декоммунизации 9 апреля. При этом противники этих изменений апеллируют к истории, они говорят, что таким было наше прошлое, мы не в праве изменять что-то в этом прошлом. Хотя в действительности, когда мы говорим о демонтаже старых памятников — это разговор о нашем будущем. Речь идет о том, что именно из этого прошлого нам будет нужно в будущем? Некоторые события, которые уже произошли, мы должны помнить только как предостережение. Зато другие события могут служить для нас примером, который может пригодиться для будущих поколений. Именно эти события и личности должны быть увековечены. Топонимические названия выступают маркерами для того, что действительно важно для жителей страны...
«ПРОИСХОДИЛО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ «ДИКОСТИ» КАЗАЧЕСТВА И КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Олег РЕПАН, кандидат исторических наук, Днепропетровск:
— Еще из указа Екатерины ІІ о ликвидации Запорожской Сечи видно, как нивелируется казацкая составляющая нашего прошлого. Происходит противопоставление «дикости» казачества и культуры Российской империи. Благодаря такому символическому освоению времени и пространства (словно Екатеринослав основала Екатерина, а Елисаветград — Елизавета) эти маркеры налагались, совмещались, чтобы утвердить исключительно цивилизационную роль Российской империи.
«НЕ СОГЛАСЕН, ЧТО ТОПОНИМИКА ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ ХРОНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ ГОРОДА»
Юрий МИТРОФАНЕНКО, кандидат исторических наук:
— Названия улиц не должны почитать времена империализма, потому что старые имперские наименования деформируют современное и будущее. Топонимы — это названия, которые показывают, что действительно важно для жителей населенного пункта, а что нет. Поэтому Героев Майдана, а не площадь Кирова, Театральная, а не Дворцовая, Шевченко, а не Петровская. Карта города должна отвечать ценностям граждан с привязкой к краю. Одним из основных критериев переименования должен быть государственнический, исторически краеведческий центризм. Названия улиц должны быть посвящены личностям, которые внесли вклад в развитие общества. Должны подчеркивать своеобразие населения. Память о Елисаветграде как культурном центре стоит хранить не старыми имперскими названиями, а именами его выдающихся деятелей образования, науки, искусства. Я не согласен с тем, что топонимика должна отражать хронологию развития города, потому что эта функция возлагается на музеи. Из периода пребывания города в составе обеих империй стоит хранить нейтральные названия: Вокзальная, Кавалерийская, и имена личностей, которые совершили подвиги, — Сухомлинский, Гиталов. Значительная часть улиц должна носить названия украинских и местных героев.
Инна ТИЛЬНОВА, Кировоград