Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как повысить статус учителя?

Виктор АНДРУЩЕНКО: «Преподаватель педагогического вуза должен быть не только педагогом, но и научным работником»
9 июля, 2015 - 12:32
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»
ВИКТОР АНДРУЩЕНКО
ВИКТОР АНДРУЩЕНКО

Новый Закон Украины «О высшем образовании», обсуждение проектов Закона «Об образовании» и Закона «О научной и научно-технической деятельности» стимулируют дискуссии педагогов и научных работников по поводу инноваций, которые должны войти в эти документы в качестве норм, положений или принципов.

Центром современного дискурса предстает наука, ее организация в государстве в целом, в высших заведениях образования в частности. Актуальным при этом является вопрос организации и развития науки, особенно такой отрасли научного познания, как педагогика. К сожалению, на вопросы — какой наукой, каким образом и в каком объеме должен заниматься преподаватель-ученый педагогического вуза в современной литературе, ответа нет. С целью осмысления этой проблематики мы обратились к ректору ведущего педагогического университета государства — Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова — члену-корреспонденту НАН и академику НАПН Украины, доктору философских наук, профессору Виктору АНДРУЩЕНКО.

«БЕЗ НАУКИ Я НЕ МЫСЛЮ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

Стоит ли педагогу в целом заниматься наукой?

— Не просто стоит. Необходимо. Без науки я не мыслю современного педагога, преподавателя высшей школы. Научная работа поднимает статус преподавателя, усиливает доверие к нему со стороны студентов, формирует вокруг него поле научного поиска и сотрудничества, втягивает в него молодежь. Без науки педагог не сможет постичь общество, в котором живет, требования, которые оно делегирует к подготовке личности, а соответственно — и ответы на них, которые должно сформировать образование.

В бывшем СССР наука в педагогических университетах не поощрялась...

— Педагогические вузы бывшего СССР выполняли сугубо идеологическую функцию: формировали учителя, способного к воспитанию будущих учеников на принципах марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической морали. Научные принципы этого процесса формировались в идеологических учреждениях, насквозь пронизанных партийностью, в частности, в академических институтах идеологического профиля и в классических университетах. Наука тут жестко контролировалась. В учебный процесс шло только то, что соответствовало курсу КПСС на построение социалистического и коммунистического общества. Характерно, что «наивысшей научностью» в тот период считались материалы очередного партийного съезда, выступления генерального секретаря партии, исследования авторов-корреспондентов — пропагандистов, своеобразных дипломированных лакеев социалистического образа жизни. И хотя на задворках их трудов нередко «проскакивали» элементы действительной науки, соразмерные с высокими мировыми образцами, наука, особенно педагогическая, мало чем отличалась от идеологии. Поэтому вопрос о том, нужна ли была наука в педагогическом вузе того времени, не более чем риторический.

А сейчас?

— Современность меняет ситуацию в корне. Деидеологизация учебно-воспитательного процесса, его демократизация и информатизация в буквальном понимании нуждаются в науке, которая должна предшествовать обучению, формировать его содержание, направлять в русло, обусловленное новыми мировыми и отечественными реалиями. Как инструмент идеологического пошиба педагогический университет остался в прошлом. Ныне — это научно-учебное заведение, которое предоставляет знания, воспитывает жизненно нужные компетенции, формирует аксиологическую платформу личности, центром которой являются национальные и общечеловеческие приоритеты и ценности. В основе этих процессов — наука. Именно поэтому преподаватель педагогического вуза должен быть не только педагогом или воспитателем молодежи, но и высоким ученым.

«ПЕДАГОГИКА ИЗУЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ»

В чем особенность научной деятельности в педагогическом университете по сравнению с подобной работой, скажем, в техническом или технологическом вузе?

— Педагогическая наука реализуется по всем правилам науки как таковой. Она направлена на познание истины, базируется на общих принципах научного познания, использует практически все методы, имеющиеся в современной науке. Вместе с тем, она имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь тем, что предметом ее рефлексии является формирующийся человек (ребенок).

Но ведь человек является предметом исследования не только педагогики, но и психологии, социологии...

— И так, и не совсем. Психология, скажем, исследует психическую сторону жизнедеятельности личности, социология — ее (личности) ориентации в социуме и культуре. Педагогика же изучает человека как целостность. И в этом она совпадает с философией. Поскольку педагогика акцентирует внимание на становлении человека как личности, определяет роль в этом процессе образования и воспитания, технологическую сторону учебно-воспитательного процесса, она предстает как практическая философия — является философией практически-формирующего действия. Изучение человека (ребенка, ученика, студента) является главным предметом педагогического познания. И это понятно. Учитель должен понимать своих учеников, видеть общее и отличное в них, уметь распознать индивидуальность, выявлять и развивать задатки. «Шаблонная педагогика» осталась в прошлом. Нынешнее образование должно быть личностно ориентировано. Пробудить в будущем учителе качества исследователя, направить его исследовательскую активность на человека — первая и главная задача научной составляющей подготовки учителя в педагогическом университете.

В то же время будущий учитель не может не исследовать предмет, который он преподает, не так ли?

— Согласен. Это — вторая важная составляющая исследовательской деятельности педагога. Преподаватель физики, математики, философии или любой другой дисциплины должен глубоко овладеть своим предметом, выйти на вершинные этажи его познания, вести самостоятельные поиски решения проблем, которые дают приращение научного опыта. В этом контексте преподаватель, как правило, совмещает свои поисковые усилия с представителями высокой академической науки, входит в международные научные проекты. Для примера отмечу успехи наших педагогов-математиков (М.Працевытый, Г.Торбин) в сотрудничестве с Институтом математики НАН Украины и немецкими коллегами из Белифельда и Мюнхена; перспективные исследования педагогов-исследователей (В.Синев, М.Шеремет и др.) — представителей такого направления, как коррекционная психология и педагогика с учеными Голландии, Канады и Швеции. Признанными и авторитетными являются научные школы ученых-драгомановцев по этносоциологии (член-кор. НАН Украины. Профессор В.Евтух), языкознанию (академик НАПН Украины, профессор Л.Мацко), информатике (член-кор. НАПН Украины, профессор М.Жолдак) и др. Характерно, что эти школы объединяют маститых ученых и начинающих, в частности, талантливых и перспективных студентов, которые уже со второго-третьего курсов заявляют о своих научных способностях.

Между тем, педагог-ученый должен думать еще и о том, как донести соответствующие знания до студента...

— Разумеется. Поиск наиболее эффективных путей и технологий реализации учебного процесса — научно-методические исследования — я рассматриваю в качестве третьей основной составляющей поисковой деятельности педагога. Каждый, кто работает в вузе, знает: методическое мастерство является не менее важным делом эффективности учебно-воспитательной деятельности.

Последнее дает основания для вывода о том, что по своему академическому и социальному значению исследования в области методики преподавания того или иного предмета в педагогическом университете соразмерны как с изучением личности, так и с исследованиями содержания любого учебного предмета.

«ОКСФОРД И ГАРВАРД, МЕЖДУ ПРОЧИМ, НАХОДЯТСЯ ДАЛЕКО НЕ В СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США»

Драгомановский университет — столичный. А как быть ученым и педагогам так называемых периферийных вузов? Академиков у них нет. А наука?

— «Периферийных» университетов нет. Оксфорд и Гарвард, между прочим, находятся далеко не в столичных центрах Великобритании и США. Есть глубокое невнимание, которое, к сожалению, еще с советских времен практикуют некоторые недальновидные представители власти к университетам, размещенным в малых и удаленных от центра городах. И все же, вопреки этой практике, в ряде педагогических университетов выросли ученые, сформировались научно-педагогические школы, достижения которых не уступают наработкам ученых столичных педагогических вузов.

А если бы привести конкретные примеры?

— С глубоким уважением я изучаю публикации по проблемам модернизации образования профессора С.Клепко (Полтава); поражают научные результаты исследований педагогически-учебного направления профессора И.Пидласого и академика НАПН Украины Т. Яценко (Черкассы); высокое академическое значение имеют методолого-методические поиски профессора О.Пехоты (Николаев); высокие человековедческие, предметные и научно-педагогические результаты достигнуты учеными и педагогами, которые работают в университетах городов Глухова, Дрогобыча, Нежина, Переяслава-Хмельницкого, других «малых» городах Украины.

КАК ПОДНЯТЬ СТАТУС И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Не слишком ли высокие требования мы делегируем современному педагогу?

— Отмеченные требования диктует современная социальная практика, непосредственные и опосредствованные вызовы современного глобализированного мира. Хорошим педагогом, а тем более — учителем, которому мы доверяем своего ребенка, является человек широкого мировоззрения, глубокой национальной и мировой культуры, общечеловеческой морали, высокой научности, личностной привлекательности. Быть учителем трудно. Тем более в современном кризисном украинском обществе. Мизерная заработная плата и низкий статус учителя «вымывают» из этой сферы талантливую молодежь. Как на мой взгляд, проблема заслуживает большего внимания как со стороны представителей верхних этажей власти, так и со стороны гражданского общества, особенно со стороны властных представителей местного самоуправления. Наши дети должны расти умными, креативными, перспективными. И доля (участие) в этом учителя — безмерная. Педагогический университет, который готовит такого учителя, должен быть исследовательским. Достижение такого статуса педагогическим университетом является его первым и главным ответом на вызов глобализированного мира. Как писал в свое время знаменитый Бальзак, «гении рождаются в деревне, а умирают в столице». Продолжая эту мысль, следует добавить, что первым, к кому идет будущий гений в своих коротких штанишках, но с громадными детско-юношескими амбициями, является учитель, который распознает и открывает в нем будущего инженера-конструктора, дипломата, успешного бизнесмена, а главное — формирует человека как личность и гражданина, на плечи которого ложится ответственность за будущее. Поднять статус и общественное значение учителя, создать для него условия реализации своего высокого призвания в учебной, воспитательной и особенно в части активизации исследовательской, поисковой деятельности — главная и неотложная задача растущего украинского социума.

Людмила КУХ, старший преподаватель НПУ им. М. Драгоманова
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ